Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:
- муниципальные образования;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- население местного самоуправления;
- этнические группы;
- политические партии и другие общественные объединения граждан;
- собрания граждан;
- собрания избирателей;
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства и др.
Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.
В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этатическом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного права.
Как субъект конституционно-правовых (государственно-правовых) отношений нация в этническом смысле рассматривалась, как таковая в период существования СССР. Нация определялась как общность, олицетворяющая титульную национальность союзной республики. В соответствии с конституционной доктриной Союза ССР советские союзные республики наделялись правом выхода из СССР. Эта правовая возможность рассматривалась как право конкретной нации (украинцев белорусов, армян, грузин и т.д.) на самоопределение.
В современном российском конституционном праве в связи с отказом от конфедеративного типа отношений между Федерацией и национально-территориальными образованиями-республиками в составе России нация в этническом смысле уже не может рассматривать в качестве субъекта конституционно-правовых отношений.
В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.
Содержание конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк.
Заключение
Отношение, возникающее по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений состоят в том, что эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального), т.е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов указанных отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.
Конституционные правоотношения многообразны. В качестве субъектов конституционного права выступают участники конституционно-правовых отношений - физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).
Все субъекты конституционного права наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их в своих действиях). При этом абсолютной правосубъектностью (т.е. неограниченной ничем, кроме закона) обладает народ. Как единственный суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формирования органов власти, выражения своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью. Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к ее свободе, условия и гарантии участия личности в управлении делами общества и государства; возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др. Как субъекты конституционных правоотношений, государство (Российская Федерация), органы государственной власти и местного самоуправления обладают смешанной правосубъектностью, соответствующей целям и задачам их деятельности, определенным в Конституции РФ.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 16. - Ст. 834.
3. Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 2. Ст. 170.
4. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – "Сашко", 2000.
5. Архипов С.И. Субъект права (теоретическое исследование): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - С. 43.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2006.
7. Бутусова Н.В. Российское государство - субъект конституционного права и конституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 7.
8. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. Учебник для высших учебных заведений. М., 1997. - С. 76.
9. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М., 2002. - С. 304 – 324.
10. Гаджиев К.С. Политическая философия. М., 1999. - С. 218.
11. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. — М.: Издательство "Зерцало", 2007. – 354 с.
12. Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. - М., 2007.
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юрист, 2005.
14. Конституционное право России / Под ред. Червонюк В.И. – М., 2004.
15. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - С. 126.
16. Матейкович М.С., Воронин В.В. Народ, гражданское общество, общественность как субъекты конституционно-правовых отношений // Право и политика. – 2007. - № 10.
17. Самигуллин В.К. Конституционное право России: Курс лекций. 3-е издание, Уфа РИО БашГУ. – 2004.