Состав участников арбитражного процесса

Термин «заинтересованное лицо» также используется законодателем для обозначения лиц, чья заинтересованность в определенном разрешении дела предполагается, но которые к участию в деле еще не привлечены. Например, в предварительном судебном заседании дело рассматривается судьей с извещением сторон и других заинтересованных лиц. При неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие (ч. 1 ст. 136 АПК).

Наконец, термином «заинтересованные лица» также обозначаются лица (помимо лиц, участвующих в деле), которым направляются копии решения арбитражного суда (ч. 9 ст. 201 АПК), постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 2 ст. 307 АПК) и копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта (ч. 1 ст. 186 АПК). В качестве примера здесь можно привести случай, когда определением арбитражного суда возлагается обязанность представить доказательство (ч. 6 ст. 66 АПК);


3. Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд

Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, которые предусмотрены арбитражным процессуальным законодательством. Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления.

Полномочия прокурора по обращению в арбитражные суды с заявлениями и исками существенно сужены новым АПК. Бывшая повсеместной практика, в соответствии с которой прокуроры могли обращаться в арбитражный суд с любыми требованиями, ему подведомственными, с принятием новой редакции АПК стала невозможной. Судебная практика исходила из того, что вопрос о том, что именно следует считать государственным и общественным интересом, достаточным для предъявления иска, решается прокурором. Несогласие с мнением прокурора о нарушении ответчиком государственных и общественных интересов не являлось препятствием к возникновению арбитражного процесса и не освобождало суд от обязанности возбудить производство по делу и рассмотреть спор по существу заявленных требований. Сам по себе факт совпадения публичных интересов с коммерческими интересами конкретных субъектов не лишал прокурора возможности предъявить иск. В соответствии же с АПК РФ прокурор может обратиться в арбитражный суд с заявлением или иском только в перечисленных случаях и только с указанными требованиями.

В отличие от ст. 45 ГПК, в ст. 52 АПК предусмотрена только одна форма участия прокурора в арбитражном процессе − возбуждение дела и участие в его рассмотрении в качестве истца. Следует иметь в виду, что участие прокурора в арбитражном процессе полностью подчиняется и происходит в соответствии с регламентом, установленным АПК. Прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле. Об этом прямо сказано в ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации», согласно которой полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.

В отличие от АПК 1995 г., в ст. 52 нового АПК прямо указан круг дел, по которым прокуроры вправе возбуждать дела в арбитражных судах. Такой подход логичен и объясняется следующими причинами. Гражданский оборот в настоящее время основывается на самостоятельном и ответственном ведении своих дел, осуществлении гражданских прав самими управомоченными лицами. Поэтому, в конечном счете, сами участники гражданского оборота должны обладать должной степенью осмотрительности и заботы о своих правах, об исполнении своих обязанностей, о своем имуществе и т.д. Прокуратура не в силах позаботиться о каждом, в силу чего должны выбираться наиболее важные дела, имеющие принципиальный характер, либо иски должны предъявляться в отношении тех, кто сам не в состоянии обратиться в арбитражный суд, например, ввиду отсутствия средств для уплаты государственной пошлины. В противном случае прокуратура может превратиться в муниципальную или государственную адвокатуру, ведущую гражданские дела по назначению.

Поэтому можно сделать вывод, что в новом АПК (как и в ГПК) в основе правового регулирования участия прокурора в арбитражном процессе лежит концепция ограничения вмешательства прокуратуры в частноправовые отношения.

В отличие от АПК 1995 г., в ст. 52 АПК предусмотрены две формы участия прокурора в арбитражном процессе. Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 52 АПК. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы. Во-вторых, что является новым, согласно ч. 5 ст. 52 АПК по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Здесь речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс. В доктрине процессуального права и по аналогии с ГПК (ч. 3 ст. 45) можно говорить о даче прокурором заключения по делу. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, указанными в ст. 41 АПК, однако не имеет специальных прав сторон, указанных в ст. 49 АПК.

Прокурор согласно ч. 1 ст. 52 АПК вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции в следующих случаях:

с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Право государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов на обращение с исками и заявлениями в арбитражный суд закон связывает с прямым указанием на это право в федеральном законе, а также с защитой публичных интересов.


4. Третьи лица, иные участники арбитражного процесса

Статья 50 АПК посвящена традиционному для арбитражного процесса институту − институту третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора (ранее в ст. 38 АПК 1995 г. указанные субъекты именовались третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования на предмет спора).

Под третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, понимаются такие участвующие в деле лица, которые посредством предъявления самостоятельного иска вступают в уже возбужденное в арбитражном суде дело для защиты своих прав, не совпадающих с правами сторон, поскольку судебный акт может затронуть права и интересы этих третьих лиц.

Важно отметить, что материально-правовой интерес третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не совпадает по содержанию с материально-правовым интересом истца и ответчика, т.е. третье лицо заинтересовано в таком материально-правовом разрешении спора, которое исключает удовлетворение притязаний как истца, так и ответчика.

Часть 2 ст. 50 АПК РФ устанавливает важное правило: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, пользуются правами и несут обязанности истца, за исключением обязанности соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора.

В практическом плане это, прежде всего, означает, что третье лицо вступает в процесс посредством предъявления иска и соответственно должно выполнять все формальные требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления, а также к документам, к нему прилагаемым (см. комментарий к ст. 125, 126, 130 АПК). Соответственно на третье лицо распространяются все нормы, устанавливающие неблагоприятные правовые последствия в случае несоблюдения указанных формальных требований

Статья 51 АПК посвящена традиционному для арбитражного процесса институту − институту третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора (ранее в ст. 39 АПК 1995 г. указанные субъекты именовались третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования на предмет спора).

Под третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, понимаются такие участвующие в деле лица, которые вступают в дело на стороне истца или ответчика для охраны собственных интересов, поскольку судебный акт по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.

Соответственно можно выделить следующие признаки третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) отсутствие самостоятельного требования на предмет спора.

Этим рассматриваемые субъекты отличаются от третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. Главное же отличие от соответчиков и соистцов состоит в том, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, не являются субъектами спорного материального правоотношения;

2) отсутствие материально-правовых притязаний к третьим лицам, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, со стороны истца и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.

Важным следствием этого является невозможность возложения на третьих лиц каких-либо материально-правовых обязанностей либо разрешения вопросов, касающихся непосредственно субъективных прав третьих лиц. Это недопустимо ни на основании судебного решения[3], ни на основании определения об утверждении мирового соглашения[4];

3) вступление третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в уже возбужденное другими субъектами дело.

Хотя данный признак не исключает возможности для истца указать третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, прямо в исковом заявлении;

4) участие третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора в деле, на стороне истца или ответчика (если в деле уже участвует третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, то возможен вариант участия в деле на его стороне);

5) наличие материально-правовой связи с тем лицом, на стороне которого третье лицо выступает;

6) цель участия − отстаивание собственных материально-правовых интересов, на которые судебный акт по делу может определенным образом повлиять.

В арбитражном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители и содействующие осуществлению правосудия лица − эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания. Указание на то, что иные участники арбитражного процесса участвуют в арбитражном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, подчеркивает, что деятельность иных участников арбитражного процесса носит вспомогательный характер и невозможна без участия в арбитражном процессе лиц, участвующих в деле.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Нормы об участниках арбитражного процесса составляют самостоятельный институт арбитражного процессуального права. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок разрешения дел по экономическим спорам, содержат достаточно широкий комплекс юридических гарантий защиты прав и охраняемых законом интересов участников арбитражного процесса.

Правовое положение каждого участника процесса определяется функциями и целями, которые тот или иной участник выполняет в ходе рассмотрения и разрешения споров. Участники арбитражного процесса − это те субъекты, действия которых могут способствовать правильному и быстрому рассмотрению споров, защите прав и охраняемых законом интересов хозяйствующих субъектов.

В состав участников арбитражного процесса входят лица, участвующие в деле и иные участники арбитражного процесса.

Состав лиц, участвующих в деле, определен законом.

Лицами, участвующими в деле, являются стороны; заявители и заинтересованные лица − по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных АПК РФ случаях; третьи лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 40).

Третью группу составляют лица, содействующие осуществлению правосудия, нормальному ходу разрешения спора.

Лица, участвующие в деле, − это те участники процесса, от действия которых зависит движение процесса, они обладают большим объемом процессуальных прав и обязанностей.

Помимо лиц, участвующих в деле, в законе перечислены и иные участники арбитражного процесса. Наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать представители, эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания (ст. 54 АПК РФ).


ЛИТЕРАТУРА

1.   Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

2.   Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 1998 г. №34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»

3.   Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября 2001 г. №15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».

4.   Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 февраля 2000 г. №7339/97

5.   Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2001 г. №5082/01

6.   Комментарий к АПК РФ. Под редакцией В.Ф. Яковлева, М.К. Юкова. – М., 2006.

7.   Учебник. Арбитражный процесс. Под редакцией М.К. Юкова. – М., 2007.


[1] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 1998 г. №34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»

[2] П. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября 2001 г. №15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».

[3] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 февраля 2000 г. №7339/97

[4] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2001 г. №5082/01


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты