В рамках изучения этой проблемы в динамике в январе 2007 г. был проведен сплошной анкетный опрос иностранных граждан и лиц без гражданства (всего 220 человек), содержащихся в Центре № 1 ГУВД г. Москвы для последующего выдворения. Опрос показал, что некоторые предприниматели по-прежнему, пользуясь нелегальным положением и правовой незащищенностью этой категории работников, используют почти неограниченные возможности манипулирования как ими самими, так и их доходами[24].
Подводя итог анализу масштабов криминальной виктимизации, можно сделать вывод, что ее состояние, масштабы и последствия в целом, как по объективным, так и субъективным причинам до сих пор в полной мере не осознаны государством и обществом. При этом следует подчеркнуть, что одной из важнейших обязанностей государства является обеспечение безопасности личности от противоправных посягательств.
В качестве составной части безопасности как социологической категории, безопасность личности находится в тесной взаимосвязи с качеством работы органов внутренних дел. Поэтому одним из важнейших инструментов определения масштабов виктимности населения (с учетом латентности) является инициированное приказом МВД России от 30.12.2007 г. № 1246 изучение на постоянной основе общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел во всех регионах Российской Федерации на основе системы вневедомственного сбора социологической информации и ее первичного анализа.
Независимый характер исследования позволяет достичь необходимого уровня достоверности социологической информации. Общефедеральный масштаб исследования позволяет создать в МВД России систему мониторинга, позволяющую отслеживать и оценивать характер явлений и процессов, происходящих в обществе, напрямую и опосредованно связанных с деятельностью органов внутренних дел по обеспечению личной безопасности граждан.
Создаваемый в ходе реализации приказа МВД России от 30.12.2007 г. № 1246 мониторинг общественного мнения ориентирован на:
– изучение структуры безопасности жизни граждан (распределение спектра социально-экономических вопросов и проблем обеспечения защиты граждан от противоправных посягательств по степени и характеру их воздействия на социальное самочувствие общества);
– оценку состояния защищенности населения от противоправных посягательств (криминологические и виктимологические параметры «социального здоровья»;
– выявление качественных параметров функционирования органов внутренних дел (степень соответствия качества и эффективности работы органов и подразделений МВД России общественным ожиданиям и запросам).
Региональный характер мониторинга даст возможность создать систему социологической паспортизации регионов Российской Федерации по уровню защиты населения от противоправных посягательств, позволит выявлять на ранней стадии те социально-негативные явления, которые интенсифицируют рост социальной и криминальной напряженности в проблемных регионах Российской Федерации.
Построение на основе сводных индикативных показателей обеспечения безопасности личности от противоправных посягательств типологической структуры субъектов Российской Федерации существенно усилит организационно-аналитические возможности всех звеньев в системе управления и принятия решений, как на уровне республик, краев и областей Российской Федерации, так и на уровне центрального аппарата Министерства.
Региональная социологическая паспортизация может использоваться в качестве дополнительного критерия оценки виктимологической ситуации в регионе и применяться для корректировки деятельности региональных органов внутренних дел, оптимизации использования кадровых и организационных ресурсов.
3. Некоторые аспекты виктимологической профилактики преступлений
Виктимологическая профилактика преступлений является элементом системы предупреждения преступности, подсистемой общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на снижение индивидуальной и массовой виктимности посредством устранения негативных виктимных предрасположенностей, активации защитительных возможностей потенциальных жертв преступлений и обеспечения их безопасности.
Различают общесоциальную и специально-криминологическую формы виктимологической профилактики. Каждая из них предусматривает взаимосвязанные между собой меры.
Общесоциальное направление виктимологической профилактики исходит от социальных норм и соответствующей деятельности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в пределах, установленных законом, и состоит в широком охвате и влиянии на разные слои населения проводимых профилактических мероприятий (социально-экономических, политических, правовых, организационных и иных). Предупредительная роль подобных мер реализуется одновременно с разрешением социальных задач государственного характера.
Специально-криминологическая виктимологическая профилактика преступлений – это специфическая деятельность по осуществлению комплекса специальных мер предупреждения преступности или отдельных ее видов[25].
Иными словами виктимологическая профилактика – процесс, имеющий своими целями:
а) стремление минимизировать влияние виктимогенных факторов, т.е. совокупности обстоятельств, складывающихся в жизни людей и общества, которые детерминируют процесс превращения лица в жертву преступления либо тем или иным образом способствующих и содействующих реализации этого процесса;
б) воздействие на негативные факторы в сфере непосредственного социального окружения личности (микросреду), которые в конечном итоге формируют его индивидуальную виктимность;
в) воздействие на личность, в отношении которой в силу ее индивидуальных свойств и качеств может быть совершено преступление[26].
Кроме того, виктимологическая профилактика призвана помочь людям, подвергшимся преступной агрессии, избежать худших последствий для себя и справиться с ними, если событие произошло.
С учетом изложенного в предыдущих разделах аналитического материала остановимся на некоторых аспектах виктимологической профилактики, осуществляемой в отношении потерпевших в целом и их отдельных категорий (несовершеннолетних, жертв сексуального насилия, деятельности тоталитарных сект и др.), а также осужденных, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы:
1. Рассматриваемый вид профилактического воздействия предполагает осуществление комплекса медико-психологической, психолого-педагогической, социально-правовой помощи и поддержки семьи и детей с учетом следующих принципов:
– профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности;
– создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству (психологические службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, а также женщин, попавших в критическую ситуацию);
– признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, в первую очередь, не справляющейся самостоятельно с задачами воспитания;
– психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции виктимного поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации[27].
Несовершеннолетние с различными формами социальной и психической дезадаптации, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей. Так же, как и они, впоследствии лишаются родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства. Можно выделить основные пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления:
– возрождение духовной культуры нации;
– возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, возвращение «воспитания» в учебные заведения;
– реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений;
– совершенствование системы устройства детей-сирот.
Необходимо принять правовые акты, как полностью посвященные детям, так и содержащие отдельные нормы, касающиеся вопросов:
– обеспечения правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях «замещающей» семьи;
– квотирования рабочих мест для детей-сирот, предоставления налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу детей-сирот;
– защиты прав и интересов при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи и др.[28]
2. Сексуальное насилие, особенно перенесенное в детском и подростковом возрасте, а также неоднократно, накладывает серьезный отпечаток на психику и носит достаточно долговременный характер. Сложившаяся практика обращения с жертвами таких посягательств, как со стороны сотрудников правоохранительных органов, так и медицинских работников, характеризуется неспецифичностью используемых методов и дефицитом эмоциональной поддержки, в результате дополнительно психологически травмирует потерпевших[29]. Поэтому необходима разработка новых форм и методов помощи жертвам сексуального насилия, учитывающих возрастные, этнологические, конфессиональные и прочие особенности жертв, а также обучение этим формам и методам сотрудников правоохранительных органов.
3. Большинство преступлений совершается во взаимодействии преступника и жертвы. Познание механизма взаимодействия (конфликта) людей (преступника и жертвы) возможно на основе понимания содержания и динамики их представлений друг о друге[30]. Представления преступника о жертве своего преступления зачастую являются ложными, стереотипными, ведущими к деиндивидуализации личности жертв, что способствует самооправданию преступником своего поведения и снижает эффективность исправительного воздействия на него в процессе реализации уголовного наказания[31].
Конфликт преступника и жертвы является ярким следствием неконструктивности представлений преступника о жертве. Учитывая эти представления, можно побуждать его к освоению конструктивных образцов взаимодействия с другими людьми, в которых они не рассматривались бы как потенциальные жертвы[32].
Регулируя представления о жертвах у осужденных посредством психологической коррекции, можно добиваться снижения вероятности осуществления ими повторных преступлений после отбывания наказания. Таким образом, анализ психологических характеристик представлений осужденных о жертвах преступлений является одним из перспективных направлений профилактики.
4. Одним из приоритетных направлений сдерживания сектантской экспансии является более полное информирование населения о деятельности, в том числе и криминального характера, различных тоталитарных сект. К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время в нашей стране в этой области явно имеет место не только «информационный голод», но и даже, наоборот, некоторая положительная пропаганда деятельности деструктивных религиозных организаций[33].