· 2006г. — 474 чел.
· 2007г. — 754 чел.
· 2008г. — 551 чел. за первую половину года.[23]
Иными словами, права человека обеспечиваются там, где функционируют эффективные формы демократии, действует совершенная система законов и процедурных отношений, последовательных актов процедурной деятельности.
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В своем выступлении Владимир Петухов, заведующий Отделом анализа социально-политических процессов ИКСИ РАН, изложил основные результаты исследования, включающего в себя массовый опрос по общероссийской выборке (1756 человек), опрос жителей г. Москвы (318 человек) и 11 глубинных интервью с экспертами. Владимир Петухов отметил, что в ходе исследования рассматривалась специфика феномена дискриминации в современной России, «чувствительность» российского общества к правам человека и фактам их нарушения, уровень нетерпимости – толерантности и т.д. При этом исследовательская группа исходила из методологического посыла, что априорное «зачисление» тех или иных групп в дискриминируемые не всегда оправданно, и стремилась выяснить общую картину с правами человека и ее отражение в массовом сознании, включая личный дискриминационный опыт опрошенных. Исследование (в частности, экспертный опрос) показало, что приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами не сняло остроту проблемы с правами человека в современной России. Тем более если рассматривать эту проблему в соотнесении с такими сопредельными социальными явлениями, как различные формы социально-экономического неравенства, эксклюзии, дифференциации и т.д.
В целом, и опрошенные эксперты, и население оценили ситуацию с правами человека как крайне неблагоприятную. Так, 67% опрошенных считают, что в современной России существует реальная угроза правам человека. Из каждых четырех респондентов трое лично сталкивались с фактами нарушения своих прав. Основными сферами, где фиксируется наибольший процент ущемления прав, являются социально-трудовые отношения, медицинское обслуживание, взаимоотношения с представителями правоохранительной системы. Исследование показало, что, несмотря на достаточно широкую распространенность нарушений прав людей, в зону интенсивного их нарушения попадают порядка 7–8% как россиян в целом, так и москвичей, в частности. Это в основном люди, неоднократно сталкивавшиеся с нарушением своих прав. Еще около трети россиян можно отнести к зоне «дискриминационного риска».
Наиболее масштабными в оценках населения выглядят ущемления прав по таким основаниям, как возраст, регистрация, гражданство, национальность. Что касается возраста, то он, в отличие от других оснований, является не прямым поводом для ущемления прав, а, скорее, неким показателем существования «тромбов» на пути социальной мобильности и реализации прав людей в социально-экономической сфере. Среди социальных групп, находящихся в «зоне риска» с точки зрения ущемления их прав, по оценкам москвичей, прежде всего назывались мигранты и беженцы, лица без определенного места жительства, больные СПИДом и наркоманы, старики, инвалиды, многодетные матери.
Одновременно с этим Владимир Петухов отметил, что в «повестке дня» современной России проблема прав человека, несмотря на ее очевидную остроту, занимает периферийное место, она не актуализирована не только политической элитой, но и большинством россиян. Во всяком случае, вопрос ущемления прав отдельных групп населения (национальных меньшинств, женщин, вынужденных мигрантов, молодежи, людей пожилого возраста и т. д.) считают важным и острым для страны всего 12% опрошенных, что по значимости существенно уступает таким проблемам, как уровень жизни, личная безопасность и т.д. Это связано со многими причинами, в том числе и с тем, что в российском обществе сформировались довольно устойчивые формы адаптации людей к самым разным ситуациям, которые обуславливают меньшую «чувствительность» россиян к ущемлению прав человека, чем, например, жителей европейских стран.
Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Данное положение закреплено впервые, и оно не нарушает суверенитета страны. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства, и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.
Базирующаяся в Нью-Йорке организация призывает будущую администрацию Барака Обамы проводить последовательную политику в сфере прав человека, выстраивая свои отношения с Россией. По просьбе Русской службы «Голоса Америки», сотрудники Human Rights First Нил Хикс и Пол ЛеЖендр комментируют опубликованный организацией «План действий: Как продвигать права человека в России».
«Политика администрации Буша в отношении прав человека в России менялась на протяжении нескольких лет. Мы считаем, что сразу после 11 сентября 2001 года правозащитной повестке дня был нанесен ущерб, так как России была предоставлена карт-бланш в борьбе с терроризмом. Это привело к ухудшению ситуации с правами человека. Однако со временем сообщения о многочисленных нарушениях прав человека в России стали вызывать озабоченность в Вашингтоне, и США начали критиковать Москву. Тем не менее, во время встречи президентов Путина и Буша в Кеннебанкпорте в 2007 году проблема прав человека, согласно официальным сообщениям, не обсуждалась. Поэтому мы призываем будущую администрацию США проводить последовательную политику в этой сфере» прокомментировал Нил Хикс.
Пол ЛеЖендр: «Растущее число преступлений на почве ненависти и отсутствие должной реакции со стороны российских властей давно уже беспокоят нас. Темп роста таких преступлений составляет 20 процентов в год, и в этом году число убийств, совершенных на расовой почве, может достигнуть ста. По сравнению с другими странами Европы это огромная цифра. В последнее время со стороны президента Медведева поступают сигналы о том, что он понимает серьезность проблемы. Однако эти сигналы пока еще не дошли до прокуратур и правоохранительных органов на местах, которые непосредственно ответственны за привлечение виновных к ответственности. Мы считаем, что российские власти должны отнестись к этой проблеме более серьезно. Мы также считаем, что это - возможность наладить сотрудничество между США и Россией. Соединенные Штаты имеют большой опыт борьбы с преступлениями, совершенными на почве ненависти, у нас разработаны механизмы для решения этой проблемы. Существует возможность как двустороннего, так и многостороннего - в рамках ОБСЕ – сотрудничества». [13]
Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношениях тех государств, которые признали ее для себя обязательной, то есть и в отношении России. Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо, однако, оно сначала должно пройти Европейскую Комиссию по правам человека, которая стремится достичь «дружественного урегулирования». Признается, что обращение может быть подано только после, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Только после рассмотрения обращения Комиссией и, если она признала его приемлемым, а также при отсутствии возражений со стороны Комитета министров, обращение может быть передано в Суд. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться.
Эта сложная процедура в ближайшие годы должна быть изменена в соответствии с Протоколом №11. Предусматривается создание единого постоянного Суда, который станет принимать жалобы без промежуточных стадий. Однако при существующей сложной системе рассмотрения обращений количество обращений в Европейский Суд по правам человека высоко и неуклонно растет.
Иногда вопросами прав человека занимается Совет Безопасности ООН, Совет по опеке, Комиссия международного права.
Однако деятельность ООН далеко не исчерпывает проблему защиты прав на международном уровне. Систематически собираются конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Рабочая группа Совета ООН по правам человека (СПЧ) по проведению Универсального периодического обзора рассмотрела 4 и 6 февраля 2009 г. первый национальный доклад Российской Федерации в рамках данной процедуры.
Доклад был представлен делегацией, состоящей из представителей федеральных органов исполнительной власти (Минюста России, МВД России, МИД России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минрегиона России, Минкомсвязи России, ФМС России, ФСИН, Россвязькомнадзора), Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии, Общественной Палаты Российской Федерации, научных кругов, средств массовой информации, адвокатского сообщества. Делегацию возглавил Министр юстиции Российской Федерации А.В.Коновалов. В докладе и в ходе интерактивного диалога с членами и наблюдателями СПЧ был дан детальный анализ ситуации с обеспечением всех аспектов прав человека в Российской Федерации: развития законодательства, укрепления судебной системы, совершенствования правоприменительной практики, конкретных мер по обеспечению прав отдельных групп лиц, взаимодействия государства с институтами гражданского общества и неправительственными организациями, а также деятельности по укреплению международного режима поощрения и защиты прав человека.
Особый акцент был сделан на ключевых моментах функционирования системы защиты прав человека в Российской Федерации, продолжающейся судебной реформе, становлении структур гражданского общества, соблюдении прав человека в пенитенциарной системе и прав уязвимых групп лиц, совершенствовании социальной сферы, образования и здравоохранения, обеспечении свободы мнения, слова, печати и вероисповедания, а также конкретных мерах по противодействию экстремистским проявлениям, разжиганию розни и поощрению терпимости.
Представление доклада вызвало искренний интерес у государств. В предметном и конструктивном диалоге с российскими представителями приняло участие более 50 делегаций, которые дали достаточно позитивную оценку положению с соблюдением прав человека в России и мерам по его улучшению, указали на необходимость совершенствования отдельных нормативно-правовых актов и правоприменительной практики и выдвинули ряд конкретных рекомендаций. Основные моменты дискуссии и рекомендации были отражены в итоговом докладе, принятом Рабочей группой 6 февраля. [21]