Совершенствование межбюджбюджетных отношений как гарантия укрепления местного самоуправления

распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, отстающих по объективным причинам, для соблюдения минимальных государственных социальных гарантий;

обязательность компенсаций бюджетам недостающих средств при уменьшении их доходов или увеличении расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня; недопустимость изъятия или принудительной централизации в бюджеты другого уровня собственных доходов, дополнительно полученных или сэкономленных бюджетных средств; взаимную ответственность органов власти разных уровней за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;

наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета другого уровня;

ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений. [12, с.53]

В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию от 9 марта 2007 г. "О бюджетной политике в 2008-2010 гг." можно считать обоснованными предложенные Правительством РФ меры, которые касаются повышения стимулов для субъектов РФ и муниципальных образований к снижению уровня дотационности.

Разграничение полномочий между уровнями публичной власти в основном завершено. Теперь следует обеспечить неукоснительное соблюдение принципа разграничения ответственности за принимаемые решения и безусловного исполнения закрепленных за соответствующими бюджетами расходных обязательств.

При подготовке и реализации решений о делегировании полномочий в сфере регулирования экономического и социального развития Правительство РФ должно исходить из необходимости оптимизации структуры и численности территориальных органов федеральных служб и агентств, сохраняя за федеральным уровнем в основном контрольные и надзорные функции. [9, с.159]

Необходимо продолжить передачу реализации инвестиционных проектов по строительству объектов, которые находятся в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности, на финансирование из региональных и местных бюджетов. При этом по уже строящимся объектам, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, включавшимся в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, в федеральном бюджете необходимо предусмотреть средства софинансирования расходов субъектов Российской Федерации в размере, соответствующем федеральной доле в общем объеме ассигнований, необходимых для завершения строительства указанных объектов.

В 2008 г. с высокодотационными субъектами РФ необходимо заключить соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и не налоговых доходов, а контрольным органам - провести проверки отчетов об исполнении соответствующих бюджетов за 2007 г.

Необходимо наладить действенный контроль за соблюдением дотационными и высокодотационными субъектами РФ и муниципальными образованиями вводимых для них дополнительных требований и ограничений.

Органам публичной власти всех уровней необходимо исходить из того, что максимально эффективным стимулом для развития собственного налогового потенциала является стабильность закрепления налоговых доходов за соответствующими бюджетами, а также отсутствие прямой зависимости между фактическими или прогнозируемыми доходами и расходами, с одной стороны, и объемами дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности - с другой.

Следует продолжить практику поддержки бюджетных реформ, оказываемую через Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

Вновь созданным муниципальным образованиям должна быть оказана действенная поддержка в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами. [9, с.160]


2. Роль органов местного самоуправления в межбюджетных отношениях


2.1 Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления


Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют следующие полномочия:

1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

2) составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;

3) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

4) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;

5) установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов РФ;

6) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

7) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

8) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

9) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ;

9) детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;

10) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

11) в случае и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

12) иные бюджетные полномочия. [9, с.10]

Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия:

1) устанавливают порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществляют контроль за его исполнением и утверждают отчет об исполнении местного бюджета;

2) составляют и рассматривают проект местного бюджета, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют контроль за исполнением, составлением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета;

3) определяют порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

4) осуществляют муниципальное заимствование, управление муниципальным долгом;

5) устанавливают ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

6) иные бюджетные полномочия.

Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют следующие бюджетные полномочия:

1) устанавливают нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;

2) устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

3) определяют цели и порядок предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, составляют отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района. [9, с.11]

Органы местного самоуправления поселений осуществляют бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения. [6, с.345]


2.2 Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации


Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальными образованиями основываются на законодательных началах Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), постановлений и распоряжений Правительства, а также на нормативно-правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований.

Ежегодно подвергаются совершенствованию методы укрепления бюджетного федерализма. Основаниями этого являются подведение итогов за пройденный финансовый год, прогноз социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, ежегодное Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ, программы развития бюджетного федерализма в РФ.

Основная задача, стоящая перед исполнительными органами - приведение федерального законодательства в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и, частично, Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“", в соответствии с которыми были подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы закрепляется Бюджетным и Налоговым кодексами, поскольку это создает условия для внедрения средне- и долгосрочного бюджетного планирования, повышает стабильность и предсказуемость доходов территориальных бюджетов. [13, с.35]

Произошло существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов. В соответствии с законодательством объем и порядок осуществления выплат определяются регионами и муниципальными образованиями.

После того как Государственной думой были одобрены законодательные инициативы Правительства РФ по поводу снижения ставки единого социального налога (с 35,6% до 26%) и перевода основной массы натуральных льгот отдельным категориям граждан в денежную форму, регионы получили существенную прибавку в объемах поступлений доходов.

Кроме этого, произошли изменения в сторону улучшения финансового положения предприятий жилищно-коммунальной сферы и транспортных организаций, повысилась прозрачность финансового обеспечения государственных обязательств по предоставлению льгот. В итоге произошел рост ресурсного потенциала регионов, увеличились поступления доходов в бюджетную систему РФ. Распределение единого социального налога:

1) в федеральный бюджет - 20,0% поступлений;

2) в бюджет Пенсионного фонда РФ - 14,0%;

3) в бюджет Фонда социального страхования РФ - 2,9%;

4) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 1,1%;

5) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0% поступлений.

Закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставил возможность органам государственной власти субъектов и органам власти местного самоуправления самостоятельно решать вопросы по определению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы различных отраслей. Местные власти получили полную независимость от Федерального центра по установлению сроков и темпов повышения данной статьи расходов. [13, с.36]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты