Совет Безопасности как конституционный орган

Решениями Совета Безопасности определены основные направления развития военной организации Российской Федерации до 2015 года, предусмотрены меры по формированию и эффективному функционированию мобильных, компактных, технически оснащенных Вооруженных Сил, повышению социальной защищенности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Одобрены основы военно-технической политики и концептуальные документы, определяющие долгосрочную политику в области развития оборонно-промышленного и научно-технического комплексов, в стратегически важных видах деятельности – морской, авиационной, космической, информационной, а также по ключевым направлениям обороноспособности: ядерному сдерживанию, противоракетной и противовоздушной обороне, управлению войсками, радиоэлектронной борьба и электронной компонентной базе. В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и решением Совета Безопасности аппаратом Совета Безопасности развернута работа по подготовке новой редакции Военной доктрины Российской Федерации. На заседаниях Совета Безопасности определены первоочередные задачи в области военно-технического сотрудничества, выработан комплекс взаимоувязанных мероприятий по обеспечению защищенности населения страны и критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений. Разработаны меры по защите национальных интересов Российской Федерации на государственной границе. Большое внимание уделялось таким вопросам, как: противодействие экстремистским проявлениям; борьба с преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ; противодействие транснациональным рискам и угрозам; выявление, предупреждение и ликвидация террористических угроз и конфликтных ситуаций; борьба с международным терроризмом и его проявлениями на территории Российской Федерации; противодействие финансированию терроризма. Это позволило скорректировать государственную политику в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом, минимизации и ликвидации возможных последствий терактов. Создана единая система антитеррористической деятельности под руководством Национального антитеррористического комитета. Значительное место в деятельности Совета Безопасности занимает решение проблем постконфликтного строительства в Северо-Кавказском регионе. В результате принятых мер Чеченская Республика стала полноценным субъектом Российской Федерации, функционируют государственные и общественные институты, принята Конституция Республики. Решаются задачи восстановления ее социальной сферы и экономики, обеспечения общественной безопасности и правопорядка. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации аппаратом Совета Безопасности организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры, формированию системы международной информационной безопасности и подготовке Стратегии развития информационного общества в России.


Аппарат Совета безопасности


Деятельность Совета Безопасности обеспечивается Администрацией Президента Российской Федерации. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности. Аппарат Совета Безопасности возглавляет Секретарь Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности имеет заместителей и помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.[4] Структурно аппарат Совета Безопасности состоит из департаментов, которые курируют референты аппарата Совета Безопасности. Из числа сотрудников аппарата по решению Секретаря Совета Безопасности назначаются секретари межведомственных комиссий Совета Безопасности, секретарь научного совета и секретари секций научного совета.

Основными задачами аппарата Совета Безопасности являются:

- информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Совета Безопасности по вопросам обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (далее - обеспечение национальной безопасности), оценка этих угроз, выявление их источников, а также подготовка аналитических материалов по указанным вопросам, прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на обеспечение национальной безопасности;

- обеспечение деятельности Совета Безопасности по разработке стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, включая критерии и показатели национальной безопасности, по организации подготовки государственных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за реализацией этих программ;

- подготовка предложений по вопросам обеспечения национальной безопасности, а также по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией федеральных программ обеспечения национальной безопасности и решений Совета Безопасности;

- разработка методологии стратегического планирования развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности;

- обеспечение деятельности по осуществлению контроля за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений Совета Безопасности;

- подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

- организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности.

В рамках реализации вышеуказанных задач аппарат Совета Безопасности обеспечивает:

- разработку проектов планов работы Совета Безопасности и подготовку заседаний Совета Безопасности и материалов к ним;

- подготовку оперативных совещаний и совещаний по стратегическому планированию;

- подготовку доклада Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;

- подготовку документов по вопросам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

- деятельность межведомственных комиссий и научного совета при Совете Безопасности, разработку проектов планов их работы.

Кроме того, аппарат Совета Безопасности ведет работу по вопросам, связанным с реализацией основных функций Совета Безопасности во внешнеполитической, экономической, военной, информационной и иных сферах обеспечения национальной безопасности, обеспечивает анализ и прогнозирование состояния национальной безопасности, организует мониторинг состояния национальной безопасности с использованием механизма критериев и показателей национальной безопасности, а также проведение научных исследований в интересах решения задач, возложенных на Совет Безопасности.

На основе детального анализа проблем национальной безопасности аппаратом Совета Безопасности с участием других подразделений Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, ведущих ученых и специалистов разработана Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в новой редакции - Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). В развитие основного концептуального документа были разработаны и приняты доктрины, концепции и основы политики по различным направлениям обеспечения безопасности. В их числе:

1. Международная безопасность:

- Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 26 июня 2000 г.);

- Основы государственной политики Российской Федерации в области нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки (утверждены Президентом Российской Федерации 19 февраля 2005 г. № Пр-260);

- Стратегический курс России с государствами – участниками Содружества Независимых Государств (утвержден Президентом Российской Федерации 14 сентября 1995 г.);

- Основные направления развития отношений России с государствами – участниками Содружества Независимых Государств на современном этапе (утверждены Президентом Российской Федерации 19 декабря 1999 г.);

- Перечень первоочередных мер по выполнению Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства (утвержден Постановлением Высшего государственного совета Союзного государства 27 июня 2000 г.).

2. Государственная и общественная безопасность:

- Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими на период до 2008 года (утверждены решением совещания членов Совета Безопасности Российской Федерации 29 июля 1999 г.).

- Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере (утверждена решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.).

3. Военная и оборонно-промышленная безопасность:

- Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706);

- Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г.);

- Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. № Пр-2194);

- Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. № Пр-2196);

- Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (утверждены Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. № Пр-843);

- Перечень критических технологий Российской Федерации (утвержден Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. № Пр-842).

4. Экономическая безопасность и социальная сфера:

- Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-576);

- Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р);

- Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р);

- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Правительством Российской Федерации в 2004 году и утверждена приказом Министра транспорта Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 45).

5. Информационная безопасность:

- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895).

6. Антитеррористическая деятельность:

- Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утверждена Президентом Российской Федерации 11 июня 2005 г. № Пр-984).

Кроме того, Президентом Российской Федерации утвержден ряд концептуальных документов, определяющих государственную политику по специальным вопросам.


Межведомственные комиссии и Научный совет


Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, должностные лица которых включены в состав этой комиссии. Межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют осуществлению стратегического планирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и выполнения решений Совета Безопасности. Решения межведомственных комиссий Совета Безопасности, утвержденные Секретарем Совета Безопасности, направляются в соответствующие органы и организации для рассмотрения с последующим уведомлением межведомственных комиссий Совета Безопасности о результатах этого рассмотрения и, при необходимости, о принятых мерах.

Научный совет при Совете Безопасности функционирует с 1993 г. Он осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и способствует формированию научного фундамента национальной безопасности, включая целевую ориентацию отечественной науки на вопросы обеспечения национальной безопасности, выявление и системную интеграцию новых знаний в этой области, формирование методологических основ стратегического планирования. Положение о научном совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности. Исполнение обязанностей председателя, заместителя председателя и членов научного совета осуществляется на общественных началах. В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности научного совета возложено на аппарат Совета Безопасности, информационно-справочное обеспечение – на федеральные органы государственной власти и организации, руководители (представители) которых входят в состав научного совета или участвуют в его работе, а также на аппарат Совета Безопасности. Научный совет привлекается к экспертизе проектов нормативных, концептуальных, аналитических и иных документов по вопросам обеспечения национальной безопасности, к рассмотрению и оценке информации о состоянии национальной безопасности и об угрожающих ей факторах, к участию в подготовке аналитических и прогнозных материалов к заседаниям (совещаниям) Совета Безопасности и его рабочих органов, к обоснованию соответствующих проектов государственных решений. Так, в рамках научного совета подготовлен Прогноз развития Российской Федерации в перспективе на 10 - 15 лет. Решения научного совета носят рекомендательный характер и учитываются в работе Совета Безопасности и его аппарата, а также могут быть направлены заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Основная работа сосредоточена в секциях научного совета. Количество секций и их состав, включая руководителей секций, утверждает Секретарь Совета Безопасности. В настоящее время деятельность секций научного совета строится по следующим направлениям:

- проблемы стратегического планирования;

- международная безопасность;

- проблемы СНГ;

- оборонно-промышленная и научно-технологическая безопасность;

- экономическая и социальная безопасность;

- военная безопасность;

- информационная безопасность;

- актуальные проблемы нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности.

Практика решения наиболее сложных проблем обеспечения национальной безопасности России подтверждает целесообразность их предварительной проработки в научном совете. А ряд проблемных вопросов был поднят и предложения по их решению выработаны именно в этом рабочем органе Совета Безопасности. Так, по инициативе научного совета в 2002 – 2007 гг. были вынесены на рассмотрение Совета Безопасности и приняты важные государственные решения в области развития науки и технологий, создания в России эффективной инновационной системы, развития электронной компонентной базы, определения приоритетных направлений космической деятельности (на период до 2040 года), способствующие устойчивому экономическому развитию страны. Сегодня усилия российского научного сообщества, представленного в научном совете, сосредотачиваются на концептуальных вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. Наиболее актуальными задачами являются совершенствование методологии научного обоснования стратегии развития Российской Федерации, а также научная оценка мер по ее обеспечению перед лицом новых вызовов и угроз ХХI в.

Заключение


Итак подводя итоги можно сделать следующие выводы:

Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе.

Список литературы


1. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М,2007. — VI, 858 с.;

2. Правоохранительные органы: Учебник / Под общей ред. Н.А. Петухова и Г.И. Загорского.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.-504 с.;

3. Конституция Российской Федерации;

4. Распоряжение президента РФ от 3 июня 1992 г. № 266-рп «О первоочерендных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации»;

5. Закон СССР от 26 декабря 1990 г.№ 1861-1 «Об изменении Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления»;

6. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР»;

7. Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. № 1326-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного закона) РСФСР»;

8. Закон РФ от 5 марта 1992 № 2446-1 «О безопасности»;

9. Указ Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 547 «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации»;

10. Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 747 «О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации»;

11. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации»;

12. Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 949. «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации»;

13. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г.№ 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»;

14. Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации»;

15. Указ Президента РФ от 19 февраля 2005 г. № 182 «О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации»;

16. Указ Президента РФ от 28 октября 2005 г. № 1244 «о межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации»;

17. Указ Президента РФ от 12 июня 2006 г. № 601 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации»;

18. «#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности», раздел III

[2] Конституция РФ ст. 83 п. Ж

[3] Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» ст 5 п. 9

 



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты