Совет Федерации РФ

В ноябре 2000 - декабре 2001 (по закону 2000 года) руководителей органов власти регионов сменили в составе Совета Федерации представители этих органов, не совмещающие членства в Совете Федерации с другими должностями.

Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года установлено, что "В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти".[5] В то же время, переходными положениями Конституции установлено, что "Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года". Также это положение находит отражение в п.1 ст.2 гл.1 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

С принятием нового Федерального закона “О порядке формирования Совета Федерации”[6] появилась новая сфера для взаимодействия парламента и главы субъекта Федерации, а именно – назначение представителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в Совете Федерации. Согласно ст.5 вышеуказанного Закона, постановление высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации направляется в законодательный орган субъекта в трехдневный срок и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа субъекта две трети от общего числа депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Участие парламента субъекта Федерации в процессе рекрутирования представителей в Совет Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа (статья 6). Учитывая установленный Законом срок полной ротации Совета Федерации (1 января 2002 г.), можно констатировать закрепление подобной практики во всех без исключений субъектах Федерации.

Единого срока полномочий члена Совета Федерации начиная со "второго созыва" (с января 1996) не существует. Состав палаты меняется постепенно, по мере смены руководства в субъектах Федерации после очередных выборов. В президентском проекте сенатской реформы 2000 года предполагалась разовая смена состава палаты, но в итоге был принят механизм плавной ротации по мере перевыборов. При этом срок полномочий выборных органов власти и глав администраций не может превышать 5 лет (соответствующая норма федерального закона действует с 1997 года). Двухпалатные законодательные органы в 1996-2000 выдвигали в Совет Федерации представителей обеих палат по очереди на половину срока полномочий, с 2000 года эта норма закреплена в законе как императивная. К 2002 году большинство законодательных органов и губернаторов избираются на 4 года, меньшинство - на 5.

Сроки полномочий, статус руководства палаты - председателя, замов, председателей комитетов и их замов устанавливаются на основании статей 2-3 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 133-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации, а прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации также регламентируется в настоящем законе.[7] Порядок принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий вновь избранных (назначенных) членов Совета Федерации и их прекращения устанавливается Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно статье 8 Регламента Совета Федерации члены Совета Федерации  ФС РФ наделены неприкосновенностью, которая наряду с этим регламентируется в статье 98 Конституции Российской Федерации. Член СФ не может быть привлечен к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий.


2. Подразделения и их функции


Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются Комитеты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образует следующие Комитеты:

- по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

- по вопросам безопасности и обороны;

- по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

- по социальной политике;

- по вопросам экономической реформы, собственности, имущественным отношениям;

- по международным делам;

- по делам СНГ;

- по аграрной политике;

- по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

- по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;

- по делам Севера и малочисленных народов.

Основными функциями Комитетов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации являются:

·                   Комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по вопросам, отнесенным к их ведению, по основаниям федеральных законов, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;

·                   Комитеты СФ организуют проведение парламентских слушаний;

·                   Наряду с этим, разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, которые предлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы;

·                   Решают вопросы организации своей деятельности;

·                   Решают другие вопросы, относящиеся к ведению палаты.

Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя и его заместителей, входят в состав комитетов. При этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. В Совете Федерации образована одна постоянная комиссия - Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Ее основное назначение состоит в осуществлении контроля за соблюдением Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Они могут проводиться непосредственно в субъектах Федерации.

Другая форма работы комитетов - парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители государственных органов, общественных объединений и другие.


3. Руководство


В главе второй части первой Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением СФ ФС РФ от 6 февраля 1996 г. N 33-СФ[8] указываются статьи о Председателе Совета Федерации, первом заместителе Председателя Совета Федерации, а также заместителях Председателя Совета Федерации. Там оговариваются их полномочия, порядок назначения на должность и т.д. (статьи 14-20).

Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации, избирающийся из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Для избрания Председателя требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Председатель Совета Федерации наделен многочисленными полномочиями, которые условно можно разделить на организационные и представительские. Председатель Совета Федерации ведет заседание палат, ведает внутренним распорядком деятельности палаты, подписывает постановления Совета Федерации, распределяет обязанности между заместителями, осуществляет контроль за деятельностью Аппарата Совета Федерации, направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой, законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы и т.д.

В настоящее время председателем Совета Федерации является Миронов Сергей Михайлович.

Заместители Председателя Совета Федерации замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, по поручению Председателя имеют право подписывать постановления палаты, организуют взаимодействие комитетов, осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты. 19 сентября 2008 года на двести двадцать девятом пленарном заседании палаты первым заместителем Председателя Совета Федерации единогласно был избран Александр Торшин, который ранее пребывал в должности одного из заместителей С.М. Миронова. В начале заседания с предложением ввести должность первого заместителя руководителя палаты к сенаторам обратился Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он объяснил это тем, что у главы палаты есть много представительских обязанностей, необходимо участие в международных форумах и в рабочих поездках по регионам. Сергей Миронов отметил, что теперь в его отсутствие первый заместитель будет замещать Председателя СФ, как прописано в Регламенте палаты. Сенаторы единогласно проголосовали за внесение изменений в Регламент, а затем поддержали предложение спикера СФ и избрали Александра Торшина первым заместителем Председателя Совета Федерации. Как считает Сергей Миронов, новые изменения в структуре руководства Совета Федерации помогут более полно и емко исполнять конституционные полномочия палаты.

Если рассматривать Аппарат Совета Федерации, то его функции заключаются в осуществлении правового, информационно - аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Федерации. Руководителем Аппарата СФ в данное время является Ткаченко Петр Федорович, а полномочия первого заместителя руководителя Аппарата Совета Федерации несет Викторов Валерьян Николаевич. Наряду с этим, в должности заместителей П.Ф. Ткаченко состоят: Серко Алексей Михайлович, а также начальник Правового управления - Свинарев Владимир Валентинович.

IV. Новое в организации деятельности Совета Федерации

За прошедший период (07.07.08 г. - 13.07.08 г.) на страницах центральных газет и журналов появилось около 40 публикаций, посвященных деятельности Совета Федерации. Более 400 материалов о работе верхней палаты было передано ведущими информационными агентствами и интернет-ресурсами.

СМИ подвели итоги работы 227-го заседания Совета Федерации - последнего пленарного заседания весенней сессии. Совет Федерации одобрил блок законов о внесении в федеральный бюджет на 2008 год и в трехлетний бюджет изменений, касающихся увеличения ассигнований на поддержку аграрного сектора, капитального строительства, социальной защиты населения. Одобрены поправки в ряд законов, направленные на улучшение пенсионного законодательства, совершенствование земельных отношений; изменения в налоговое законодательство, создающие благоприятные условия для инновационного развития. Ратифицирован пакет международных соглашений. Совет Федерации поддержал законы о содействии развитию жилищного строительства, об упрощении системы миграционного учета, о перераспределении полномочий правительства, об увеличении финансирования политических партий и др.

19 сентября 2008 года на 229-м пленарном заседании был одобрен большинством голосов Федеральный закон «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».[9] Данным Федеральным законом устанавливается единый подход к кандидатам для избрания (назначения) членами Совета Федерации, к которым не предъявляется требование о необходимости постоянного проживания на территории соответствующего субъекта в совокупности не менее 10 лет. Действующим законодательством обязательность проживания в регионе не менее десяти лет не распространяется как на действующих, так и на бывших ранее сотрудников органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В отношении военнослужащих и прокуроров это положение применяется только к гражданам, которые на момент избрания (назначения) находятся на военной и прокурорской службе. Вносимые изменения устраняют данное противоречие и упорядочивают практику применения указанной выше нормы - обязательность десятилетнего проживания в регионе не будет распространяться на военнослужащих и прокуроров, как находящихся на государственной службе, так и уволенных в запас.

В этот же день - 19 сентября заседании Совета Федерации состоялся «правительственный час» на тему: «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока». С докладом выступил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов. Отвечая на вопросы журналистов после состоявшейся дискуссии на заседании Совета Федерации, Игорь Шувалов подчеркнул, что речь идет о самом редконаселенном и самом удаленном регионе, который имеет огромное значение для сохранения территориальной целостности страны. Нельзя забывать и о широких возможностях региона для форсированного инновационного роста российской экономики - его обеспеченности природными ресурсами, значительных потенциальных рынках сбыта, на которые можно было бы выйти с нашей продукцией глубокой переработки, о возможностях трансграничного сотрудничества и интеграционных мероприятий. «Сегодня, - сказал первый вице-премьер, - с членами Совета Федерации мы обсуждали конкретные проекты, планы, как развивать дальневосточный регион, те сложности, с которыми мы сталкиваемся при реализации целевой программы». И. Шувалов напомнил о принятой федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года. «Она очень мощная, с основательными денежными средствами. И мы сталкиваемся с тем, что те средства, которые мы предусмотрели, расходуются не все, а те, которые расходуются – расходуются не всегда эффективно. Поэтому все эти вопросы мы, сегодня обсуждали».

Кроме того, первый заместитель Председателя Правительства сообщил, что в ходе «правительственного часа» обсуждались также перспективные планы по созданию Дальневосточного университета, по подготовке саммита АТЭС во Владивостоке и некоторые другие вопросы. «Мы договорились с сенаторами, что подготовим изменения в Федеральную целевую программу, и при следующей встрече рассмотрим результаты нашей совместной работы» - сказал И. Шувалов.


Заключение


Итак, действующая Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, принципиально отличается от прежних актов конституционного советского законодательства. Она несет в себе новые ценности и ориентиры, в частности, это касается Федерального собрания – парламента России, пришедшего на смену двухзвенному органу представительной власти Российской Федерации, состоявшему из Съезда народных депутатов РФ и формируемого им Верховного Совета. Конституция 1993 года закрепила новую структуру Федерального Собрания, состоящую из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Предусмотренная Конституцией различная компетенция палат парламента обеспечивает “систему сдержек и противовесов “ в деятельности Федерального собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации имеет достаточно широкий круг полномочий, исполняющихся в законодательной, а также кадровой сфере. К полномочиям, которые даже условно нельзя отнести к двум вышеперечисленным, относятся также:

·                   утверждение изменения границ между субъектами Федерации;

·                   утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

·                   утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

·                   решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

·                   назначение выборов Президента РФ.

Также Совет Федерации вправе проводить собственные заседания. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Проект повестки дня заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации на основании предложений, внесенных комитетами, комиссиями Совета Федерации или группой членов СФ численность не менее 10 человек, или двумя членами Совета Федерации, представляющими в Совете Федерации субъект РФ, а также полномочным представителем Президента РФ в Совете Федерации.

Еще одна характерная черта, относящаяся к ведению Совета Федерации – это принятие решений, утверждающиеся посредством открытого или тайного голосования. Решение, как и постановление, считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не установлен Конституцией РФ и Регламентом СФ.

Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года установлено, что Совет Федерации комплектуется посредством двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, один из которого является членом представительного, а другой исполнительного органов государственной власти.

Если рассматривать структуру Совета Федерации, то основными подразделениями Совета Федерации являются Комитеты, создающиеся в целях реализации полномочий, входящие в предмет ведения Совета Федерации. При этом все члены СФ, за исключением Председателя и его заместителей, входят в состав комитетов, причем член Совета Федерации не имеет права входить более чем в один комитет. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Комитеты осуществляют следующие функции:

·                   Проводят подготовку заключений по вопросам, отнесенным к их ведению, по основаниям федеральных законов, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;

·                   Организуют проведение парламентских слушаний;

·                   Наряду с этим, разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, которые предлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы;

·                   Решают вопросы организации своей деятельности и другие вопросы, относящиеся к ведению палаты.

Если говорить о составе Совета Федерации, то Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года регламентируется, что "В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти".

Рассматривая руководство верхней палаты Российского Парламента, можно определить, что Совет федерации возглавляет Председатель Совета Федерации, избирающийся из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Наряду с этим, Председатель вправе иметь заместителей, чьи полномочия прописаны в Регламенте палаты, как и компетенция самого Председателя.


Список использованных нормативно – правовых актов и литературы

Нормативно – правовые акты:

1.                 Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, М., АСТ. 2008.

2.                 Федеральный Закон от 7 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. 2000. №32. Ст. 3336

3.                 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 16.11.2007 N 493-СФ) // Собрание Законодательства РФ. 1996. №7. Ст. 655; №27. Ст. 3204.

4.                 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 12 апреля 2007г.) // Собрание Законодательства РФ. 1994. №2.

5.                 Федеральный Закон от 2 октября 2008 г. N 167-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2008. №40. Ст. 4502

Литература:

1.                 Баглай М.В.. Конституционное право Российской Федерации. М.:НОРМА, 2006.

2.                 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:Юристъ, 2006.

3.                 Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М., 2002.

4.                 Кравченко Л.А. Реформа Совета Федерации – уровень конституционный // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. №1

5.                 Никитов В.А. Верность институту парламентаризма. // Вестник Совета Федерации. 1998. №1. С.16.

6.                 Чиркин В.Е. Федеральное Собрание – парламент России // Государство и право. 2000. №38.

7.                 Федеральный Закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” от 14.06.1994 года // Ведомости Федерального Собрания РФ, 1994. №7, ст. 306.


[1] М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации. М.:НОРМА, 2006. С.480

[2] М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации. М.:НОРМА, 2006. С.482

[3] См. п.2 ст.100 гл.5 Конституции Российской Федерации

[4] См. п.5 ст.105 гл.5 Конституции Российской Федерации

[5] п.2 ст.95 гл.5 Конституции Российской Федерации

[6] Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" ( в ред. от 16 декабря 2004г.) // Собрание Законодательства РФ. 2000. №32. Ст. 3336

[7] ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 12 апреля 2007г.) // Собрание Законодательства РФ. 1994. №2.

[8] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 16.11.2007 N 493-СФ)//Собрание Законодательства РФ. 1996. №7. Ст. 655; №27. Ст. 3204.

[9] См. Собрание Законодательства РФ. 2008. №40. Ст. 4502


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты