Стоит отметить, что базовым укладом является нестраховое государственное пенсионное обеспечение. Базовые пенсии устанавливаются с учётом прожиточного минимума в одинаковом для всех размере. Они призваны обеспечить минимальный уровень пенсий всем пенсионерам и ликвидировать проблему их бедности. Источником финансирования базовых пенсий является федеральный бюджет. Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование базовых пенсий, формируются за счёт налоговых поступлений, включая часть единого социального налога, и определяются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Через нестраховое государственное пенсионное обеспечение также осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих и иных категорий служащих (судей, прокуроров и др.).
В дополнение к базовому уровню предусматривается обязательное пенсионное страхование. Обязательные страховые пенсии дифференцированы по размеру в зависимости от экономического вклада застрахованного в пенсионную систему. Обязательному пенсионному страхованию подлежат все лица, занятые трудовой деятельностью с целью получения дохода. Обязательное пенсионное страхование осуществляется на принципах солидарности поколений, отраслей народного хозяйства и застрахованных. Финансирование страховых пенсий осуществляется за счёт части единого социального налога, пеней, штрафов, налагаемых за неисполнение своих обязательств налогоплательщиками[32]. Учёт пенсионных прав застрахованных осуществляется через механизм условного накопления.
Получило широкое развитие дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое на добровольной основе негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» закрепляет сложившуюся практику этого уклада и разделяет его на дополнительное коллективное и дополнительное индивидуальное пенсионное обеспечение и страхование, которые осуществляются негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями и специализированными паевыми инвестиционными фондами на основании договоров о дополнительном пенсионном обеспечении.
Реализация пенсионного обеспечения разделяется на четыре основные функции:
· аккумулирование средств
· учёт пенсионных прав граждан
· назначение и выплата пенсий
· управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы.
Управление системой пенсионного обеспечение базируется на принципе разделения властных и финансовых функций.
Для управления пенсионными потоками и резервами обязательного пенсионного страхования создаются специализированные финансово-кредитные учреждения. Они осуществляют аккумулирование средств, размещают резервы и управляют финансами.
Следует отметить, что в период с 2002 г. по настоящее время возникали следующие сложности, связанные с несогласованностью установленных законодательством пенсионных норм с социальными реалиями современной России:
1) технические проблемы в Пенсионном фонде с рассылкой писем гражданам привели к срыву сроков проведения пенсионной реформы. В результате задержки рассылки писем на три месяца целый год оказался во многом потерян для пенсионной реформы;
2) отсутствие информационной кампании о пенсионной реформе ведёт к тому, что большая часть населения не очень хорошо знает, как можно распорядиться накопительной частью своей пенсии;
3) сложность подачи заявления о выборе управляющей компании сокращает число граждан, которые доверят им управление своими пенсионными накоплениями;
4) отсутствие механизма раскрытия информации о деятельности частных и государственных управляющих компаний, а также самого Пенсионного фонда РФ приводит к сложности выбора населением управляющей компании для наиболее эффективного инвестирования пенсий;
5) отсутствие закона о методике расчёта размера пенсии в зависимости от суммы накопленных средств на индивидуальном счёте сокращает прозрачность пенсионной реформы и ограничивает мотивацию граждан к участию в пенсионной реформе;
6) юридическая неопределённость статуса Внешэкономбанка в качестве государственной управляющей компании, а также самого Пенсионного фонда РФ повышает вероятность возникновения конфликтов между ними, частными управляющими компаниями и гражданами;
7) недостаточно жёсткие требования к частным управляющим компаниям позволили пройти конкурс 55 компаниям, большая часть из которых, вероятно, не сможет принять активного участия в реформе, а выбравшие их граждане не будут получать стабильный доход от инвестирования их пенсионных накоплений[33].
Таким образом, пенсионное обеспечение Российской Федерации в реформенный период – это вертикальная система государственного фонда, а так же негосударственных фондов, регулируемая посредством следующих нормативно-правовых актов: Конституция РФ, Федеральные законы №173 -ФЗ и т.д. Данные нормы регулируют как форму пенсионного обеспечения, так и его содержание: назначение, перерасчет, а так же выплату различных видов пенсий и иных денежных выплат: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Кроме того, в настоящее время так же существует множество проблем, которые тормозят развитие пенсионной системы, а так же исполнение норм и законов, принятых в ходе пенсионной реформы. Данные проблемы в основном касаются практической реализации пенсионных норм.
Более подробно они будут рассмотрены в заключительной главе.
Глава 3. Проблемы реализации пенсионной реформы в юридической практике: региональный аспект (Сыктывдинский район, Республика Коми)
Современная пенсионная система России представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена.
Уже более семи лет идет реализация принципов, обозначенных в 2002 году, но о кризисе реформы и нарастающих проблемах российской пенсионной системы можно говорить уже вполне уверенно: сложности реализации законодательства отмечаю, как СМИ[34], так и сам Пенсионный фонд Российской Федерации[35].
Основной проблемой реализации пенсионного законодательства является то, что законодательство в своем массиве противоречит принципам упрощения пенсионной системы, обозначенным в целях реформы: вместо упрощения на современном этапе можно говорить об усложнении пенсионной системы.
При этом для более детального разбора данной проблемы следует рассмотреть следующие аспекты, в полной мере раскрывающие её сущность:
1. Проблема реализации пенсионного законодательства на местах
2. Сложности при взаимодействии ПФР с органами государственной власти, а так же со страхователями-работодателями.
3. Проблема информационно-разъяснительной работы.
Эти аспекты более четко прорисовываются на практике, поэтому стоит рассмотреть их более детально на примере некоторых частных пенсионных дел.
§1. Проблема реализации пенсионного законодательства
Данная проблема в общих чертах может быть обрисована следующим образом: для реализации законов, на основе которых держится пенсионная система, утверждаются инструкции и рекомендации, которые усложняют назначение, перерасчет и выплату пенсий.
Рассмотрим обозначенное противоречие на следующем примерах:
Более общей проблемой является порядок назначения пенсии.
Данная проблема заключается в том, что законодателем определено, что за назначением пенсии пенсионер обращается лично с предоставлением всех необходимых документов в органы пенсионного фонда по месту жительства. И пенсия назначается с момента обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию[36]. Но пенсионеры часто не имеют возможности предоставить некоторые документы, либо обращаются позднее, в результате чего пенсия им назначается позднее, чем происходит фактическое возникновение права.
Данный пробел в законодательстве можно рассмотреть на следующем примере:
Дело C. Несвоевременное обращение за пенсией.
Гражданка С обратилась 19.07.2009г. в Управление в Сыктывдинском районе Республики Коми для написания заявления на получение трудовой пенсии по старости. Ей были даны разъяснения, что право назначения трудовой пенсии определяется согласно пенсионному законодательству с 19.09.2009 г.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Также законодательством закреплен порядок обращения граждан за пенсией[37]: гражданам предоставлено право обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления. Также установлено, что пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами.
Гражданка C написала заявление в январе 2010 г. Таким образом пенсия её была назначена в январе 2010г. То есть на три месяца позднее предполагаемой даты назначения.
Дело N. недостаток подсчета стажа пенсионера при назначении пенсии.
Как было обозначено ранее, назначение пенсии происходит в заявительном порядке и при предоставлении всех необходимых документов.
При этом в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»[38] трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с практикой по Республике Коми лица, обращаются в управления пенсионного фонда за приобретением права на назначение досрочной пенсии.
В одном из таких случаев гражданка N обратилась в Управление Пенсионного фонда в Сыктывдинском районе за назначением досрочной пенсии как лицо, не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста[39].
При этом связи с невключением в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации (в размере одного календарного месяца). Право на досрочное назначение пенсии у гражданки N возникало на месяц позднее.
Суть проблемы заключалась в том, что периоды курсов повышения квалификации были предусмотрены в разделе 8 «Гарантии и компенсации» КЗоТ[40] и являлись льготой, предоставляемой работодателем в не зависимости от стажа работы. А в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»[41] в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8