При определении порядка рассмотрения указанных гражданских дел судам необходимо руководствоваться следующими положениями.
В порядке гл. 25 ГПК РФ рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав в тех случаях, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях все требования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрении заявления, поскольку в соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав жалобу обоснованной, обязан вынести решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, в том числе воинского, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Оспаривание неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления, в том числе вытекающих из жилищных правоотношений, в судебном порядке. Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих, являются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых:
1) нарушены права и свободы военнослужащего;
2) созданы препятствия осуществлению военнослужащим его прав и свобод;
3) на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Военный суд (военный судья), в частности, рассматривает заявления об оспаривании следующих действий органов военного управления и воинских должностных лиц:
- о необеспечении положенными видами довольствия (квартирным и др.) и по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих;
- об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), снятии с учета, переносе очереди на получение жилого помещения и др.
Если вышестоящий орган военного управления или вышестоящее должностное лицо по жалобе военнослужащего в связи с запросом военного суда либо по собственной инициативе пересмотрит решение подчиненного органа военного управления или должностного лица и примет собственное решение по существу данного вопроса, то может быть оспорено решение этого органа военного управления или воинского должностного лица.
В случае если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст.ст. 131 и 132 ГПК РФ (ст. 247 ГПК РФ). В случае если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.
Заявление подается в военный суд по подсудности. При этом действуют следующие правила:
1) в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации подаются заявления об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
2) в окружной (флотский) военный суд подаются заявления, если возбуждаемое гражданское дело будет связанно с государственной тайной;
3) все остальные заявления подаются в соответствующий гарнизонный военный суд, который действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Причем заявление может быть по выбору военнослужащего подано в военный суд по месту его жительства или по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. На практике в соответствии со спецификой системы военных судов место жительства военнослужащего и место нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, как правило, совпадают, и дело подсудно одному и тому же гарнизонному военному суду.
При нарушении правил подсудности дела судья отказывает в принятии заявления.
Военный суд приступает к рассмотрению дела, как было уже указано, на основании заявления военнослужащего. Судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу. Предметом в данном случае является определенное материально-правовое требование военнослужащего к органу военного управления (воинскому должностному лицу), предъявленное в военный суд. Законодательство не допускает бесконечное обращение одного и того же лица в суд с одним и тем же требованием, по тому же основанию, ограничиваясь одним рассмотрением в суде конкретного дела и его разрешением.
Для обращения с жалобой в суд установлен срок три месяца со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Заявления военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц и органов военного управления, содержащие требования о защите нарушенного права, должны приниматься судом к рассмотрению независимо от истечения указанных сроков. Истечение срока на обращение в суд, о котором заявлено лицом, действия (бездействие) которого оспариваются, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении заявления, если отсутствуют уважительные причины пропуска этого срока.
Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении заявления.
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению военнослужащего, подавшего заявление, по правилам ч. 2 ст. 256 ГПК РФ.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в последней ред. Закона о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 2.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в последней ред. от 23.07.2008 N 160-ФЗ) // Российская газета. N 1. 2005.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (в последней ред. от 28.06.2009 N 124-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. ст. 3012.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в последней ред. от 28.06.2009 N 128-ФЗ, N 124-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. ст. 4532.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в последней ред. от 29.06.2009 N 132-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. ст. 3301.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в последней ред. от 09.04.2009 N 56-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. ст. 410.
7. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (в последней ред. от 29.06.2009 N 3-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. ст. 3170.
8. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (в последней ред. от 14.03.2009 N 34-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. N 22. 1998. ст. 2331.
9. Постановление Правительства РФ «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» от 13.10.1997 N 1301 (в последней ред. от 30.04.2009 N 388) // Собрание законодательства РФ. N 42. 20.10.1997. ст. 4787.
10. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» заключена в г. Риме 04.11.1950 (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. ст. 163.
11. Жилищный кодекс РСФСР (принят ВС РСФСР 24.06.1983) // Ведомости ВС РСФСР. 1983. N 26. ст. 883. Утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
12. Астапова Т.Ю. Жилищное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Норма. 2009.
13. Афонина А.В. Жилищное право Российской Федерации: курс лекций. – М.: Эксмо. 2009.
14. Баранов В.А., Гущин В.В., Курганов Л.С. Жилищное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Норма. 2006.
15. Глазов В.В. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (постатейный) // «Юстицинформ». 2007.
16. Городов О.А., Губарева А.К. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) - 3-е изд., доп. и перераб. М.: Проспект. 2009.
17. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2007.
18. Толстой Ю.К. Жилищное право: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.176
19. Филиппова Е.С. Жилищное право: учебник для вузов. – «Юстицинформ», 2007.