Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 03.03.1960 «Об упразднении транспортных прокуратур» приказом Генерального прокурора СССР от 10.03.1960 № 22 была упразднена Белорусская транспортная прокуратура. Ее функции были переданы Прокуратуре БССР.
Однако такая реорганизация явилась причиной снижения дисциплины на транспорте и роста криминальных проявлений. В результате длительного анализа сложившейся ситуации Генеральный прокурор СССР 03.09.1976 издал приказ № 480-л «Об организации транспортных прокуратур». За счет резерва Прокуратуры СССР были организованы Брестская, Барановичская, Витебская, Гомельская, Минская и Могилевская транспортные прокуратуры со штатной численностью 36 единиц, а впоследствии еще Гродненская и Оршанская. Практика прокурорского надзора на транспорте показала необходимость централизованного руководства названными подразделениями. Приказом Генерального прокурора СССР от 05.11.1980 Белорусская транспортная прокуратура была образована вновь практически в том виде, в каком существует до настоящего времени. Первым Белорусским транспортным прокурором был назначен участник Великой Отечественной войны, бывший наводчик орудия знаменитой «сорокопятки», а затем командир батареи, закончивший свой боевой путь в Кенигсберге в 1945 году, Ювеналий Алексеевич Кладухин. Более десяти лет занимал должность Белорусского транспортного прокурора Дробышевский Леонид Ефимович. Предметом особого внимания работников транспортной прокуратуры являлись изучение причин роста преступности, особенно среди несовершеннолетних, соблюдение законности при рассмотрении заявлений и сообщений граждан, надзор за расследованием дел о нарушениях правил безопасности движения. В период перестройки в стране началась экономическая реформа. Были приняты законы о государственном предприятии, кооперации, индивидуальной трудовой деятельности, аренде и арендных отношениях. В последующие годы, когда Республика Беларусь стала независимым государством и были приняты решительные шаги к укреплению государственной власти, внесены изменения в Конституцию страны и введена президентская форма правления, принимались действенные меры по надзору за исполнением законодательства всеми предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Белорусской железной дороги, Государственного комитета по авиации Республики Беларусь, управления водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, предприятий и организаций различных форм собственности, созданных на транспортных предприятиях. Деятельность транспортной прокуратуры была направлена на борьбу с преступностью, коррупцией, соблюдение государственной дисциплины и обеспечение общественной безопасности, устранение нарушений в экономической сфере, предотвращение террористических актов на объектах транспорта, обеспечение безопасности движения поездов, полетов воздушных судов, охрану здоровья и жизни граждан. Транспортная прокуратура проводит значительную работу не только по пресечению совершаемых преступлений, но и по предупреждению и профилактике противоправных действий на транспорте, чем способствует сохранению и эффективному использованию государственной собственности. Особенно следует отметить труд ветеранов, которые заложили традиции и до сегодняшнего дня их поддерживают. Опираясь на их знания и опыт, нынешние молодые сотрудники Белорусской транспортной прокуратуры стараются привнести в свою работу новые формы и методы, используя научно-технические и информационные возможности, повышая эффективность и реальную отдачу прокурорского надзора.
Состояние законности на транспорте, рост числа хищений перевозимых грузов требовали создания специализированной транспортной прокуратуры. Приказом Генерального прокурора СССР от 28 февраля 1977 г. № 9 «Об организации работы транспортных прокуратур» вновь были образованы транспортные прокуратуры. Белорусская транспортная прокуратура была образована в соответствии с приказом Генерального прокурора СССР от 5 ноября 1980 г. № 46. В ее подчинение вошли шесть районных транспортных прокуратур.
В соответствии с Законом о прокуратуре и приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 27 августа 2002 г. № 24 «Об особенностях организации работы военных и транспортных прокуратур» на транспортных прокуроров возлагается осуществление надзора за:
• исполнением законодательства всеми предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Белорусской железной дороги, Государственного комитета по авиации, Минского метрополитена, речного и морского торгового флота, транспортного строительства, промышленного железнодорожного транспорта, предприятий и организаций различных форм собственности, созданных при транспортных предприятиях государственной формы собственности.
Надзор за исполнением законов на железнодорожных подъездных путях предприятий осуществляют территориальные прокуратуры;
- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- исполнением законодательства при производстве следствия и дознания;
- соответствием закону судебных решений.
Транспортные прокуратуры в соответствии с их компетенцией принимают участие в рассмотрении гражданских дел, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам в соответствии с процессуальным законодательством [8. с. 112].
В соответствии с п. 6 названного приказа Генерального прокурора по ходатайствам транспортных прокуроров обвинение по делам о преступлениях, не относящихся к тяжким или особо тяжким, может поддерживать и территориальный прокурор, если выезды работников транспортных прокуратур для участия в судебном разбирательстве затруднены из-за значительной удаленности.
Транспортные прокуратуры расследуют уголовные дела о преступлениях, отнесенных законом к подследственности следователей прокуратуры, совершенных на полотне железной дороги, вокзалах, платформах, остановочных пунктах (в пределах посадочных платформ), в поездах и другом подвижном составе, на территориях станций (в границах входного и выходного светофоров железнодорожных путей) со всеми зданиями и сооружениями, грузовыми дворами, контейнерными площадками (пунктами), стационарными прирельсовыми складами, сортировочными рампами, пакгаузами и ангарами, в полосе отвода вне населенных пунктов, на железнодорожных подъездных путях общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или знака границы подъездного пути, на территориях и объектах, расположенных в границах аэропортов, в зданиях аэровокзалов (кроме преступлений, посягающих на установленный порядок таможенного регулирования), на воздушных, речных и морских торговых судах, в речных портах, на причалах и пристанях, а также совершенных по службе работниками железнодорожного, водного, воздушного транспорта, промышленного железнодорожного транспорта, транспортного строительства, предприятий негосударственных форм собственности, созданных при транспортных предприятиях государственной формы собственности.
Расследование преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта (независимо от государственной или ведомственной принадлежности транспортных средств) осуществляется по месту их совершения, а на судах и самолетах, приписанных в Республике Беларусь, находящихся вне ее территории, - по месту приписки.
Транспортные прокуроры, их заместители с участием следователей, судебно-медицинских экспертов, специалистов железнодорожного, водного, воздушного транспорта обязаны незамедлительно выезжать на места катастроф, крушений и аварий, гибели людей и других происшествий, повлекших тяжкие последствия.
При значительной удаленности транспортной прокуратуры от места происшествия выезд для его осмотра и производство неотложных следственных действий предписано обеспечивать территориальному прокурору, который обязан уведомить о происшествии соответствующего транспортного прокурора для осуществления дальнейшего расследования.
Этим же приказом Генерального прокурора транспортным, военным и территориальным прокурорам предписано обеспечивать взаимодействие при осуществлении надзора за исполнением законодательства в войсках и на транспорте, в случае необходимости планировать и проводить совместные проверки, анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора, разрабатывать и реализовывать меры по устранению нарушений законодательства, причин и способствующих им условий.
Систему органов транспортной прокуратуры составляют Белорусская транспортная прокуратура, подчиненные ей Барановичская, Брестская, Гомельская, Гродненская, Могилевская, Минская, Оршанская транспортные прокуратуры. Белорусскую транспортную прокуратуру возглавляет прокурор, имеющий заместителей.
Структуру аппарата Белорусской транспортной прокуратуры составляют:
- Белорусский транспортный прокурор;
- первый заместитель Белорусского транспортного прокурора;
- заместитель Белорусского транспортного прокурора;
- отделы прокуратуры по направлениям деятельности и старшие помощники Белорусского транспортного прокурора.
Организационная структура Белорусской транспортной прокуратуры может быть изменена Генеральным прокурором Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование на тему: «Специализированные прокуратуры Республики Беларусь», сделаем выводы.
Конституция Республики Беларусь определяет, что прокуратура Республики Беларусь составляет единую и централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Закон о прокуратуре, детализируя это понятие, определяет основные принципы организации и деятельности прокуратуры. Согласно ст. 1 и 5 Закона органы прокуратуры Республики Беларусь:
- составляют единую и централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами;
- действуют на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
В систему прокуратуры Республики Беларусь входят: Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.
Белорусская военная прокуратура как структурное подразделение входит в единую централизованную систему прокуратуры Республики Беларусь. Это специализированная структура, осуществляющая от имени Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов в Вооруженных Силах Республики Беларусь и выполняющая иные установленные законами Республики Беларусь функции в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других созданных в стране воинских формированиях.
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. № 1433-ХН для надзора за точным и единообразным исполнением законов Республики Беларусь в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, дислоцирующихся на территории Республики Беларусь, военными учреждениями, предприятиями и организациями, военно-учебными учреждениями, а также военнослужащими, служащими и рабочими Вооруженных Сил Военная прокуратура Белорусского военного округа была преобразована в Белорусскую военную прокуратуру. Согласно п. 2 названного постановления систему органов Белорусской военной прокуратуры возглавляет Белорусский военный прокурор, подчиняющийся Генеральному прокурору Республики Беларусь.
Среди новелл законодательства следует также отметить, что впервые в законодательном порядке регламентированы особенности организации и обеспечения деятельности военных прокуратур.
Так, систему военных прокуратур составляют Белорусская военная прокуратура, подчиненные ей нижестоящие межгарнизонные и приравненные к ним военная прокуратура по надзору за законностью в частях военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны и военная прокуратура по надзору за законностью на Государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь.
Военные прокуроры и следователи военных прокуратур имеют статус военнослужащих, осуществляют полномочия в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, обладают в пределах своей компетенции всеми полномочиями прокурорских работников, установленными настоящим Законом и иными законодательными актами.
На военных прокуроров и следователей военных прокуратур распространяется действие Закона, а также Закона Республики Беларусь "О воинской обязанности и воинской службе" в редакции Закона от 22.07.2003 № 229-З, Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.04.2005 № 186, и других законодательных актов, регулирующих вопросы материального и социального обеспечения военнослужащих офицерского состава Вооруженных Сил Республики Беларусь.
В главе 16 закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» нашли отражение также порядок и условия прохождения службы в военных прокуратурах, аттестация военных прокуроров и следователей военных прокуратур, вопросы поощрения и дисциплинарной ответственности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года / Мн.: Амалфея 1999. – 240с. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. Введен в действие с 1 января 2001 г. - Закон Республики Беларусь от 16 октября 2000 г. № 430-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 100, 2/205). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.
4. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007г. № 220-З. Принят Палатой представителей 11 апреля 2007 года. Одобрен Советом Республики 20 апреля 2007 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.05.2007, № 119, рег. № 2/1317 от 15.05.2007). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.
5. Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2007г. № 331 «О ликвидации некоторых прокуратур» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 23.07.2007, № 172, рег. № 1/8742 от 18.07.2007). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 20089г.
6. Борико С. В. Судоустройство. Учебник. Мн., 2000.
7. Глюков А.К., Пирштук И.И., Сокол С.С., Прокурорский надзор в Республике Беларусь. Минск, 2001г.
8. Кеник А.А. Прокурорский надзор: Учебное пособие / А.А. Кеник. – Мн.: Амалфея, 2005г. – 512с.
9. Кеник А.А. Прокурорский надзор: Учебное пособие / А.А. Кеник. – Мн.: Амалфея, 2008г. – 576с.
10.Максимов Л.Г. Прокурорский надзор. Минск, 2001г.
11.Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, Е.К. Острога, А. В. Солтанович; Под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. – Мн.: Амалфея, 2002. – 480с.