Средства мирного разрешения международных споров

Условия о рассмотрении в соответствии с Вашингтонской конвенцией споров между Республикой Беларусь и инвесторами - юридическими и физическими лицами иностранных государств, а также между иностранными государствами и белорусскими инвесторами включены во многие двусторонние договоры Республики Беларусь о содействии и защите инвестиций. Существует также ряд региональных договоров, регулирующих отношения в области международного коммерческого арбитража, в которых Республика Беларусь не участвует. Это — Московская конвенция о рассмотрении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений международного экономического и научно-технического сотрудничества, подписанная 26 мая 1972 г. Арабская конвенция о коммерческом арбитраже 1987 г.; Межамериканская (Панамская) Конвенция о международном коммерческом арбитраже, подписанная 30 января 1975 г.

Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществление хозяйственной деятельности, подписанное в г. Киеве 20 марта 1992 г., участниками которого являются государства СНГ, содержит указание на право субъектов одного государства-участника беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы иных государств-участников, к компетенции которых относится разрешение дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, однако, специально отношения в области международного коммерческого арбитража не регулирует. Аналогично не распространяется на отношения в данной области Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, совершенная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. Нормы, касающиеся международного коммерческого арбитража, могут также включаться в двусторонние международные договоры, регулирующие торговые, инвестиционные, транспортные или иные экономические правоотношения. Применение же к коммерческому арбитражу положений заключенных Республикой Беларусь с некоторыми государствами (Литвой, Латвией, Китаем и т.д.) двусторонних договоров о правовой помощи исходя из содержания данных договоров автору представляется невозможным. Существенное значение для коммерческого арбитража имеют также не являющиеся в строго юридическом смысле источниками права документы факультативного характера, которые, хотя и не имеют обязательной силы, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на законотворчество различных государств в данной области, на договорную практику участников международных экономических отношений и на арбитражную практику [27. с. 123].

Принятый Комиссией ООН по праву международной торговли 21 июня 1985 г. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже не является ни международным договором, ни каким-либо иным источником права. Значение Типового закона определено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. № 40/72, в которой всем государствам рекомендовано «должным образом принимать во внимание» Типовой закон с целью обеспечения «желательности единообразия закона о процедурах арбитража и конкретные потребности практики международного торгового арбитража». Таким образом, Типовой закон является модельным документом, на основании которого национальные законодательные органы вправе принимать национальные законы об арбитраже вплоть до прямого заимствования полного текста Типового закона. Очевидно, что унификация и гармонизация национального законодательства различных государств, регулирующего отношения в сфере международного коммерческого арбитража, существенно способствует развитию международных экономических отношений, поскольку субъекты таких отношений при этом могут быть уверены, что если возникающий спор будет подлежать рассмотрению в государстве, национальное законодательство об арбитраже которого принято на основании Типового закона, то соответствующие нормативные правила данного государства не будут чрезмерно своеобразными. В настоящее время национальные законы об арбитраже, разработанные на основе Типового закона, приняты более чем в 30 государствах (Австралия, Болгария, Венгрия, Германия, Египет, Зимбабве, Индия, Иран, Ирландия, Канада, Кипр, Корея, Мадагаскар, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Российская Федерация, Тунис, Украина, ФРГ, Хорватия, Шри-Ланка, Эстония и т.д.), некоторых штатах США (Калифорния, Коннектикут, Орегон, Техас). В других государствах (например, в Великобритании) при разработке национальных законов об арбитраже положения Типового закона заимствованы в меньшей степени, однако в должной мере учтены.

В рамках ООН приняты также различные арбитражные регламенты, применение которых носит субсидиарный характер, т.е. они подлежат применению к процедуре арбитража между сторонами только в том случае, если стороны об этом прямо договорились, сославшись, например, на данный регламент в контракте. Как правило, такие регламенты рассчитаны на регулирование арбитражной процедуры ай-Нос. Наиболее известным таким регламентом является Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1975 г., при разработке которого была сделана попытка учесть существовавший на тот момент опыт функционирования крупнейших арбитражных учреждений и урегулировать арбитражную процедуру таким образом, чтобы она была приемлема для субъектов из государств, принадлежащих к различным правовым, экономическим и политическим системам. Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ в настоящее время крайне популярен в международной договорной практике независимо от национальной принадлежности субъектов договорных отношений. В договоры, заключаемые белорусскими юридическими лицами и предпринимателям со своими иностранными контрагентами, также достаточно часто включаются условия о рассмотрении вытекающих из договоров споров в соответствии с данным Регламентом.

По аналогичным правилам, как и Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, применяются также Арбитражный Регламент Европейской Экономической Комиссии ООН 1966 г. и Правила международного коммерческого арбитража Экономической Комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1976 г. Для оказания практической помощи арбитрам и сторонам арбитражного разбирательства ЮНСИТРАЛ в 1982 г. были приняты носящие рекомендательно-вспомогательный характер Рекомендации арбитражным учреждениям и другим заинтересованным организациям по проведению арбитражей в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, а в 1996 г. - Комментарии ЮНСИТРАЛ по организации арбитражного разбирательства, которые содержат примерный перечень и характеристику обстоятельств, которые следует учитывать при подготовке и проведении арбитражного разбирательства. Национально-правовое регулирование отношений в сфере международного коммерческого арбитража осуществляется различными способами. В одних государствах данные отношения регулируются в общих процессуальных законах, обычно - гражданских процессуальных кодексах. В других государствах приняты самостоятельные законы о международном коммерческом арбитраже.

Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 279-3 «О международном арбитражном (третейском) суде», в ред. Закона от 27 декабря 1997 г. № 344-3, вступил в силу с 24 сентября 1999 г. - через 2 месяца после опубликования. До вступления в силу Закона отношения в области международного коммерческого арбитража на территории Республики Беларусь регулировались постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. № 89 «О Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате» и некоторыми иными нормативным актами. Закон разработан на основе Типового закона, состоит из 10 глав и 47 статей, регулирует принципы деятельности международного арбитражного суда, форму, содержание арбитражных соглашении и последствия их заключения, порядок арбитражного разбирательства и иные отношения в сфере международного коммерческого арбитража. Тем не менее, Закон содержит и некоторые отличия от Типового закона. Во-первых, в Законе местами несколько уточнены терминология и подходы к регулированию тех или иных институтов (например, несколько по-иному, чем в Типовом законе, определен момент начала производства по делу в арбитражном суде и т.д.)3. Во-вторых, в Закон включены нормы о статусе и порядке создания постоянно действующего международного арбитражного суда (гл. 2), которые отсутствуют в Типовом законе, а также норма о принципах деятельности международного арбитражного суда (ст. 3 Закона). В-третьих, в отличие от Типового закона, в отечественный Закон во избежание ненужного дублирования не включены нормы об основаниях к отказу в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, т.к. подобные нормы содержатся в других законодательных актах Республики Беларусь. Между отечественным Законом и Типовым законом имеются и некоторые иные отличия. Отношения в области международного коммерческого арбитража регулируются и иными законодательными актами Республики Беларусь, в частности, ХПК и ГПК, которые: а) содержат нормы, регулирующие порядок признания и принудительного исполнения на территории Республики Беларусь иностранных арбитражных решений и устанавливающие основания для отказа в их признании и принудительном исполнении; б) регулируют исполнительное производство, в том числе - исполнение решений международных арбитражных судов; в) определяют, какие процессуальные действия должен совершить хозяйственный или общий суд, если в него поступает иск по спору, по которому имеется вынесенное решение арбитражного суда, или в отношении которого сторонами заключено арбитражное соглашение; г) содержат некоторые иные нормы, имеющие в определенных случаях значение для арбитражного разбирательства. В соответствии со ст. 5 Закона источниками правового регулирования деятельности международного арбитражного суда, кроме актов национального законодательства и международных договоров Республики Беларусь, являются также арбитражные регламенты - своды правил, регулирующих организацию постоянно действующего арбитражного суда и процесс разрешения споров в нем. Нормотворчество в сфере международного коммерческого арбитража обладает определенными содержательными особенностями. Многие нормы международного и национального права, регулирующие отношения в данной области, были сформулированы в современном виде и включены в международные договоры и национальные законы под влиянием подходов к разрешению тех или иных казуистических вопросов, первоначально выработанных в правоприменительной практике. Так, правила «компетенции» арбитража, «автономности» арбитражного соглашения от договора, к которому оно относится, и многие другие правила вначале, не будучи закрепленными, в позитивном законодательстве, нашли свое выражение на уровне решений арбитражных учреждений и судов разных государств по конкретным делам. В дальнейшем правильность соответствующих подходов, выработанных в практике, была надлежащим образом теоретически обоснована в правовой доктрине, и лишь затем соответствующие правила в виде юридических норм были закреплены в международных договорах, международных модельных документах и национальных законах государств.

Изучение функционирования различных форм коммерческого арбитража, содержания международных договоров и национальных законов различных государств позволяет классифицировать международные арбитражные суды по определенным основаниям.

По сроку существования международные арбитражные суды делятся на:

- постоянно действующие (институциональные);

- временно создаваемые.

Постоянно действующие арбитражные суды существуют как учреждения, специально созданные для рассмотрения споров. Они функционируют без перерыва и не прекращают свое действие с рассмотрением какого-либо конкретного дела. Как правило, такие арбитражи создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, торговых ассоциациях, юридических высших учебных заведениях и др. Они имеют собственный аппарат, собственные правила процедуры — регламенты. При этом в одном институциональном арбитражном суде может существовать несколько регламентов для рассмотрения различных категорий дел или для различных процедур арбитража. Обычно законы государств не устанавливают ограничений по кругу организаций, которые могут создавать институциональные арбитражные суды. Таких судов (арбитражных центров) в государстве может существовать неограниченное количество. При этом постоянно происходит появление новых институциональных арбитражных судов и прекращение деятельности ранее существовавших [17. с. 117].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты