Если срок определен точной датой, например 21 сентября 2004 г., или период времени обозначен такими датами, например, квартира сдается внаем на три месяца с 1 июня по 31 августа, необходимости обращаться к правилам исчисления сроков нет. Сложнее обстоит дело, когда срок определен только количеством дней, недель, месяцев или лет без указания их начального и (или) конечного моментов (дней), поскольку, как было указано выше, течение срока, исчисляемого данными периодами, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
"Отгрузка товара по договору поставки, заключенному 15 июня, должна быть произведена в течение 10 дней с момента его заключения. Это означает, что срок отгрузки начался 16 июня, а потому и последним допустимым днем отгрузки следует считать 25 июня. Следовательно, момент (день), которым определено начало срока, не засчитывается в его продолжительность. Очевидно, что данное правило введено для упрощения подсчета срока (иначе его окончанием в данном случае пришлось бы считать 24 июня)".
Несовпадение дня фактического начала с днем его юридического начала (исчисления) несет в себе определенное противоречие и неясность и вместе с терминологической нечеткостью в законе и науке в определении (названии) этих двух дней создает дополнительные трудности. Если изменить дату заключения договора на 26 июня, то определение окончания даже 10-дневного срока будет уже не таким очевидным и упрощенным. Такое правило законодателем, по-видимому, введено для того, чтобы первый исчисляемый день срока был также полными сутками. По общему правилу и последний день срока продолжается до 24 часов.
Распространено мнение, что этот день должен соответствовать названию или числу первого дня срока, а не предыдущему дню. Так, например, недельный срок, начавшийся в среду, признается истекшим в среду следующей недели. Если решением суда об освобождении помещения, вступившим в законную силу 20 апреля, установлен месячный срок, то он истекает 21 мая, т.к. начинает течь с 21 апреля. Аналогичную позицию занимают и другие юристы.
Такое толкование окончания срока следует признать неправильным, ведущим к тому, что один и тот же день недели или число месяца будут учитываться дважды. Так, в указанных примерах неделя равна не семи, а восьми дням, а месячный срок на один полный день больше, причем без учета времени дня, определяющего начало срока, и независимо от того, полный он или нет. Общеизвестно, что календарный год длится с 1 января по 31 декабря, месяц - с 1 по 30 или 31 число, а неделя - с понедельника по воскресенье. Во всех этих периодах времени очевидна одна закономерность: последний день по своему числу месяца или названию дня недели всегда предшествует числу (названию) первого дня. Водоразделом этих периодов является полночь. Представляется, что такой же естественный календарный принцип заложен законодателем в ст. 191 ГК РФ при определении последнего дня указанных периодов, начинающихся с любого другого, не первого числа месяца или дня недели.
При таком исчислении начавшийся в среду недельный срок закончится во вторник; окончанием годичного срока, исчисляемого с 19 декабря 2003 г., будет 18 декабря 2004 г., независимо от количества дней в году.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении N 7816/95 от 5 марта 1996 г. указал, что месячный срок подачи апелляционной жалобы на решение суда от 19 июля 1995 г. оканчивался 19 августа 1995 г.
По методике же представителей гражданского права и процесса месячный срок в этих случаях должен был бы заканчиваться 20 августа, т.к. начал исчисляться с 20 июля.
Проявляя на первый взгляд последовательность, Президиум ВАС в Постановлении N 6071/98 от 1 декабря 1998 г. определил, что при предъявлении иска в арбитражный суд 7 октября 1997 г. трехгодичный срок исковой давности начал течь с 8 октября 1994 г., а исковые требования о взыскании процентов за более ранний период расценил как заявленные с пропуском давностного срока.
Подобное исчисление срока исковой давности, регулируемое нормами материального, а не процессуального права, представляется ошибочным. Статья 200 ГК РФ прямо устанавливает течение данного срока не со следующего, а непосредственно со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Поскольку ст. 200 является специальной нормой, она имеет приоритет перед ст. 191 ГК РФ. В то же время в гл. 12 ГК РФ нет специальной нормы об окончании срока исковой давности. Поэтому необходимо руководствоваться ст. 192 и другими общими нормами гл. 11 ГК РФ об определении последнего дня срока. Поскольку фактически и юридически первым днем срока исковой давности является один и тот же день, то и последним днем срока может быть лишь день с тем же числом, что и первый день срока, т.к. другого числа, которому он мог бы соответствовать, нет. При таком порядке исчисления установленный законом срок давности всегда будет больше на время первого, чаще всего неполного дня. Подобное правило вполне разумно, поскольку оно упрощает и делает более удобным исчисление срока, начинающегося и заканчивающегося в одно и то же число. Оно справедливо и гуманно, поскольку всегда предоставляет лицу небольшой излишек времени ввиду того, что пропуск им данного срока может повлечь неблагоприятные последствия.
Конституцией РФ установлено более 40 различных сроков и лишь в 9 случаях конкретно указано, с какого момента или дня исчисляется определенный ею срок. Например, согласно п. 3 ст. 111 Конституции РФ Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Шестимесячный срок принятия наследства или отказа от него установлен со дня открытия наследства, т.е. со дня смерти наследодателя. В этих, как и в других нормах закона, где сроки определены с конкретного дня, этот день должен включаться в срок ввиду ясно выраженной воли законодателя. В приведенном выше примере стороны сами установили 10-дневный срок отгрузки товаров с момента заключения договора поставки и, следовательно, сами включили этот день, 15 июня, в данный срок. Гражданский кодекс предоставляет контрагентам свободу в установлении условий договора, в том числе срока его исполнения, и не содержит запрета в определении иного начального момента течения срока, чем это установлено ст. 191 ГК РФ. Подобный запрет предусмотрен лишь в отношении сроков исковой давности (ст. 98 ГК РФ).
Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным 15 дням, независимо от числа дней в соответствующем месяце. В тех случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено по общему правилу до 24 часов последнего срока. Однако когда это действие должно быть совершено в организации, срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, например заканчивается рабочий день, закрывается склад и т.п.
Все письменные заявления и извещения, предназначенные для подачи в соответствующие органы, но сданные на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, считаются поданными в срок.
1. Гражданская правоспособность и дееспособность публично-правовых образований
К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ). Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества. По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти.
Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.
Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам. Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуализационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).
В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских прав определяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности. Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц. Правосубъектность самого государства как участника гражданских правоотношений по содержанию и объему отличается от правосубъектности граждан и юридических лиц в силу природы самого этого образования и также определяется в нормативном порядке, например только оно может выпускать государственные казначейские обязательства. В то же время, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, государство в лице своих органов действует как равноправный его участник и не обладает какими-либо преимуществами и льготами по сравнению с другими субъектами.
Гражданская правоспособность государства является специальной, а не универсальной, т.к. оно имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом. Например, государству может принадлежать имущество, необходимое для реализации поставленных перед обществом задач, а иное имущество должно быть передано другим субъектам гражданского оборота.
Специальные органы управления государственным имуществом - фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом участвуют от имени государства в гражданских правоотношениях. Данные исполнительные органы непосредственно управляют основной массой принадлежащего государству имущества, не распределенного между государственными унитарными предприятиями и составляющего казну государства. Государственные органы выступают в качестве арендодателей при сдаче государственного имущества (имущественных комплексов) в аренду, а также в качестве отчуждателей при проведении приватизации (разгосударствления) имущества и в других аналогичных случаях.
В отдельных случаях от имени государства могут выступать органы Министерства финансов РФ (например, федеральные казначейства), которые распоряжаются средствами государственных бюджетов, а также иные специально уполномоченные на то государством органы, например государственные органы охраны памятников истории и культуры при принятии таких памятников в собственность государства или их передаче в пользование юридическим лицам и гражданам.
2. Государственные образования как участники гражданских правоотношений
Особенность государственного устройства позволяет выделить в качестве участников гражданского оборота разнообразные государственные образования, т.к. государство не выступает более в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а характеризуется множественностью субъектов:
Российская Федерации как самостоятельный участник имущественных отношений;
республики и автономные (национально-территориальные) образования в составе Российской Федерации;
края, области и приравненные к ним административно-территориальные образования.
Все они независимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Государственная казна, как основа имущественной обособленности государства, образуется только на уровне Федерации, входящих в ее состав республик и других национально-территориальных образований, а также краев и областей. На более низких уровнях государственного устройства, а речь идет об органах местного самоуправления, которые обладают муниципальной собственностью, участие государства по отношению к муниципальным органам и их имуществу носит ограниченный характер и направлено на оказание материальной поддержки в осуществлении муниципальных задач.
Субъектом гражданско-правовых отношений может выступать и иностранное государство как собственник определенного имущества и участник иностранных инвестиций на российской территории, однако его правосубъектность будет определяться по правилам национальной принадлежности, с учетом российского гражданского законодательства.
Государственная собственность служит основой выступления государства как субъекта гражданского права в имущественном обороте, и в настоящее время нет федеральных конституционных норм, разграничивающих собственность Российской Федерации и собственность входящих в ее состав национально-государственных и административно-территориальных образований. Как собственники своего имущества, государственные образования - республики, национально-территориальные (автономные) образования, административно-территориальные единицы обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданских правоотношениях. В этом качестве они также обособлены от созданных ими государственных юридических лиц, самостоятельно хозяйствующих с переданным им государственным имуществом.
Государственные образования непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются своей государственной казной, состоящей из средств государственного бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.
В соответствии с нормами наследственного права государство может выступать в качестве наследника как по завещанию, так и в силу закона. В качестве самостоятельного субъекта права государство участвует в авторских и изобретательских правоотношениях.
Государство участвует и в иных гражданско-правовых отношениях: при выпуске государственных займов, государственных казначейских обязательств, проведении государственных лотерей. В связи с мероприятиями по разгосударствлению экономики и проведению приватизации государственного имущества государство участвует в качестве стороны в договорах купли-продажи, аренды (долгосрочного найма) и в других гражданско-правовых формах добровольной передачи своего имущества в собственность юридических лиц и граждан. Порядок и формы участия государства в этих отношениях определяются законодательными актами о приватизации предприятий, жилищного фонда, земельных участков. С учетом того что основной формой приватизации государственных предприятий становится акционирование, государство в лице соответствующих фондов государственного имущества становится владельцем акций или долей (паев) хозяйственных обществ, создаваемых на базе приватизированных предприятий, которые могут на договорной основе передаваться в управление и использование инвестиционным фондам, холдинговым компаниям и иным юридическим лицам.
Государство может быть участником внедоговорных обязательств при взыскании с виновных лиц причиненный ему имущественный вред (ущерб).
3. Участие государства во внешнем гражданском обороте
Государственные образования самостоятельно выступают во внешнеэкономических связях и имеют право на заключение соглашений о государственных займах и кредитах из иностранных источников, а также на предоставление таких займов и экономической помощи иностранным партнерам. Государство выступает стороной в договорных отношениях по внешнеэкономической деятельности, прежде всего в сделках, совершаемых торговыми представительствами государства. Эти представительства действуют не только от своего имени, но и от имени государства, а также выступают в судах в качестве истца или представителя истца по его обязательствам.
В то же время участие государства во внешнем обороте как партнера по сделке не влечет автоматической возможности привлечения его к имущественной ответственности в иностранном суде, поскольку нарушался бы суверенитет государства. Наличие общепризнанного в мировой коммерческой практике судебного иммунитета суверенного государства, т.е. невозможности привлечения его к суду в качестве ответчика без его на то прямого согласия, делает необходимой оговорку об установлении ответственности государства в гражданско-правовых отношениях с иностранными участниками особым законом об иммунитете (неприкосновенности) государства и его собственности.
Государство участвует во внешнем обороте и в качестве собственника, например, земли, зданий и сооружений, занимаемых посольствами и другими загранучреждениями.
Государство, будучи самостоятельным собственником, отвечает по своим гражданско-правовым обязательствам находящимися в его собственности средствами соответствующей государственной казны. Государство как субъект гражданского права отвечает за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу незаконными действиями своих органов, в том числе за вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения или привлечения к уголовной ответственности. Государство обязано полностью возместить убытки, причиненные им собственнику имущества в связи с прекращением его права собственности решением государственного органа, в том числе и по основаниям, предусмотренным законом. В качестве ответчика по таким требованиям выступают органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, либо финансовые органы, представляющие соответствующее государство как целое, а предметом взыскания служат находящиеся в их распоряжении средства государственной казны.
Задание 3
Составьте схему: "Организационно-правовые формы юридических лиц"
Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература. 1993.
2. Гражданский кодекс РФ(часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, (ред. от 06.12.2007) // Парламентская газета.2006. 21 декабря.
3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ, (ред. от 01.12.2007)// Российская газета.2007. 4 декабря.
4. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1, (ред. от 25.10.2007) // Российская газета. 2007. 27 октября.
5. Анохин В.С., Завидов В.Д., Сергеев В.И. Защита договорных обязательств. М., 2003.С.27.
6. Брагинский М. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 2003.
7. Гражданское право. Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова - М.: Волтерс Клувер, 2004.
8. Гражданское право. Том I. /Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова - М.: Волтерс Клувер, 2004.
9. Гражданское право. Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. - М.: ТК Велби., 2006.
10. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев, М.: Юристъ, 2005.
11. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2001.
12. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. – М.: Юридическая фирма "Контракт": "ИНФРА-М", 2006.
13. Грибанов В.П. Сроки в гражданском праве. М., 1967.
14. Кириллова М.Я., Крашенинников П.В. Сроки в гражданском праве. Исковая давность.- М.: Статут, 2006.
15. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный),издание третье, исправленное, дополненное и переработанное/ Под общ. ред. О.Н. Садикова. М.: ИНФРА-М, 2005.
16. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е.Абовой, А.Ю.Кабалкина. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
17. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.С. Шакарян. М.: Проспект, 2003.
18. Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. – М.: ЗАОЮстицинформ, 2005.
Страницы: 1, 2