Становление и совершенствование концепции правового государства, его понятие и основные черты
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
Кафедра общетеоретических правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «___Теория государства и права___»
Становление и развитие концепции правового государства, его понятие и основные черты
Выполнила :
Студентка _1_ курса
Очной формы обучения
___Ананьева С.В.____
Научный руководитель:
Дата представления работы:
« »_____________ 2009 г.
ВОРОНЕЖ
2009
Содержание
Введение
Глава 1. Становление и развитие концепции правового государства.
1.1 История становления концепции правового государства
1.2 Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество»
Глава 2. Правовое государство в Российской Федерации: понятие, основные черты, проблемы и перспективы развития
2.1 Понятие и основные черты современного правового государства
2.2 Проблемы и перспективы формирования правового государства в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Согласно Конституции Российской Федерации ст.1 «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[1].
Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.
Идея правового государства, ее возникновение, как и реальные проявления правовой государственности, обусловлено развитием общественной его составляющей в результате вызревания гражданского общества как способа организации человеческого общежития. Идея утверждения права, господства закона в общественной жизни имеет очень древнее происхождение. О необходимости подчинения законам в разной интерпретации говорили еще Платон и Аристотель (закон - ориентир, устанавливаемый для граждан и их правителей), софисты и Эпикур (политическое управление должно осуществляться на основе закона, который одобрен народом).
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер.
Отсутствие единообразного понимания понятия «правовое государство», соотношения его с иными правовыми категориями, например, такими, как «гражданское также свидетельствует об актуальности темы представленной работы.
Цель данной курсовой работы: изучить и систематизировать теоретические основы концепции правового государства, и на примере Российской Федерации отследить проблемы и перспективы становления правового государства.
Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих задач:
1. Проанализировать исторические особенности становления концепции правового государства.
2. Сформулировать понятие и выделить основные черты современного правового государства.
3. Выявить и исследовать проблемы и перспективы формирования правового государства в Российской Федерации.
4. Исходя из проведенного анализа сформулировать основные выводы по работе.
Объект исследования в данной курсовой работе – общественные отношения, складывающиеся в ходе построения правового государства.
Предметом исследования является концепция правового государства.
Нормативную базу курсовой работы составили положения, изложенные в Конституции РФ. Также в работе применялись научные работы и тематические исследования, посвященные концепции правового государства в частности таких авторов, как И.Кант, Гегель, П.И.Новгородцев, Н.М.Коркунов, Б.А.Кистяковский, В.М.Гессен, В.С.Нерсесянц, И.Ю.Козлихин, Е.А.Лукашева, Л.С.Мамут, М.Н.Марченко, О.В.Родионова, Н.Н.Шульгин, В.А.Четвернин и др.; публикации по теме исследования в специализированных изданиях: «Собрание законодательства РФ», «Законодательство», «Государство и право», «Российская юстиция», «Общественные науки и современность», «Вестник МГУ. Серия 11, Право», «Вопросы философии», «США. Экономика, политика, идеология» и др.
В работе использована следующая методологическая база: метод аналитического преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы по теме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщения, а также метод системного подхода.
Сегодня, когда Россия решает задачу формирования государственно-организованного общества на правовых началах, требующую дальнейшей фундаментальной теоретической разработки соответствующей концепции в условиях проведения в нашей стране экономической и политической реформ, несомненно, предлагаемая работа будет представлять практический интерес, так как посвящена концепции правового государства, которую надлежит рассматривать как потребность не только осознания особенностей функционирования российского общества, но и анализа взаимодействия личности и субъектов политической системы с точки зрения оптимизации их взаимоотношений, обеспечения правовой защищенности, равенства всех перед законом, а также усиления взаимной ответственности
Глава 1. Становление и развитие концепции правового государства.
1.1 История становления концепции правового государства
Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
В знаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона под названием "Государство", "Политика", "Законы" и других проводилась мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-то властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях"[2].
Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие". Только там, заключал Платон, "где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги"[3].
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работах Аристотеля, являвшегося учеником Платона. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем".
С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как "О государстве", "О законах", "Об обязанностях".
Что такое государство? Чьим достоянием оно является? - спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как "любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом", а как "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как "общий правопорядок". В основу права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе разум и справедливость.
Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием "истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им..."[4]
Важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Им выдвигались призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам[5].
Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты "О счастливой жизни", "О милосердии", "О спокойствии души", "Нравственные письма к Луцилию", трагедии "Медея", "Агамемнон", "Эдип" и другие.
Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью"[6].