Правовые институты, как отмечает О.Е. Кутафин, призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Такие институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее. [29] По мнению С.А. Авакьяна, юридической категорией, позволяющей связать реальные сферы общественных отношений и право, и являются правовые институты[30]. Появление новой сферы общественных отношений в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях поставило перед юристами-экологами ряд сложных теоретических и практических проблем о:
– границах проблематики в сфере чрезвычайных ситуаций, ее соотношении с конституционным, административным, гражданским, экологическим законодательством, законодательством в сфере промышленной, биологической и химической безопасности и др.;
– новых взглядах на систематизацию и кодификацию экологического законодательства;
– взаимопроникновении качественно разнородных дисциплин (наук), об использовании их определений, научного аппарата, различных аспектов правового регулирования в рамках различных отраслей права. Речь идет скорее не только и не столько о теоретическом вкладе в осмысление права чрезвычайных ситуаций, а о сугубо практическом направлении законотворчества.
В соответствии со ст.72 Конституции РФ обеспечение экологической безопасности, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что создает основу для формирования законодательства в данной сфере общественных отношений на федеральном и региональном уровнях. Классификатор правовых актов относит законодательство о чрезвычайных ситуациях к административному праву в части регулирования административных режимов и к экологическому праву в части правового регулирования зон чрезвычайной ситуации и зон экологического бедствия. Вместе с тем нормы, регулирующие общественные отношения в сфере чрезвычайных ситуаций, содержатся и в конституционном праве (например, режим чрезвычайного положения), в гражданском праве (обстоятельства непреодолимой силы) и в других отраслях права и законодательства.
Институт права чрезвычайных ситуаций отражает подход о наибольшей общественной опасности деятельности, связанной с высокими антропогенными рисками; чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. К этим отношениям наиболее близко зонирование экологически неблагополучных территорий. Очевидно, что урегулированные нормами экологического права отношения по экологическому контролю, экологическому аудиту и сертификации, экологической экспертизе также направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Обособление института «экологической безопасности» и его вспомогательного «права чрезвычайных ситуаций» формируется, во многом исходя из развития экологического права, национальной и территориальной безопасности, правовых норм, регулирующих различные сферы высокорисковой деятельности: техногенной безопасности, промышленной, химической, биологической, пожарной и других видов безопасности.
Таким образом можно говорить о формировании комплексной отрасли законодательства – «права чрезвычайных ситуаций», объединяющей нормы в сфере обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях. Система законодательства о чрезвычайных ситуациях, включает как нормы обеспечивающие охрану и защиту как человека, так и окружающей среде, на сегодняшний день она развивается, и это развитие предполагает подготовку и принятие ряда законодательных актов, которые необходимо уже принять в самое ближайшее время, которые в бедующем смогут более детально регламентировать деятельность государственных органов власти в чрезвычайных ситуациях.
Заключение
Анализ российского законодательства показал, что оно носит противоречивый характер. Часто в правотворческой деятельности государства наблюдается преобладание интересов некоторых субъектов Федерации и отдельных групп населения, что приводит к ослаблению внутренних связей законодательства. Приведение его в упорядоченное состояние зависит, в том числе, и от решения теоретических проблем.
При исследовании системных качеств российского законодательства значительное внимание было уделено рассмотрению системы российского законодательства, в которой были выделены горизонтальная, иерархическая и федеративная структуры.
Изучение горизонтальной структуры законодательства показало усиление процессов интеграции в законодательстве, что отражается в большом количестве формирующихся отраслей законодательства.
Анализ иерархической структуры законодательства выявил множество проблем в соотношении актов по юридической силе. Особое внимание заслуживает необходимость применения Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой и прямым действием. Должен быть урегулирован на федеральном уровне вопрос о соотношении правовых актов Президента РФ с федеральными законами.
Рассмотрение иерархической структуры законодательства позволило определить круг правовых актов, составляющих законодательство, что дает возможность нормативного закрепления данного понятия. Постепенный переход к “узкому” пониманию законодательства как совокупности законов, на наш взгляд, повысит эффективность правоприменительной деятельности.
Особое внимание в работе уделено изучению федеративной структуры законодательства в силу того, что федеративный аспект государственности оказывает в настоящее время основное влияние на целостность законодательства России.
Поводя итоги, обращаем внимание на тесную связь между становлением четкой, упорядоченной федеративной структуры законодательства в России. Непротиворечивая федеративная структура законодательства будет призвана обеспечить равенство экономических возможностей субъектов Федерации. Это позволит им упрочить своё политическое и социально-экономическое положение, и в свою очередь будет способствовать реализации прав граждан в Российской Федерации.
Список литературы
Законодательство Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. № 33-ФЗ “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” // Российская газета. 10 марта 1998 г.
3. Федеральный конституционный закон от 11 апреля 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” // Российская газета. 23 декабря 1997 г.
4. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” // С ЗР Ф. 1999 г. № 29
Комментарии к нормативным правовым актам
5. Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М.: Издательство БЕК, 2005.
Учебная и научная литература
6. Российская юридическая энциклопедия. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2004.
7. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. – М.: 2005.
8. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II – М.: Юрид. лит., 2004
9. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – 2-е изд. – М.: Юрид. лит., 2006
10. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В Малько. – М.: Юристъ, 2007.
11. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М. 2001.
12. Авакьян С.А. Государственно-правовые институты: понятия и формирование Советское государство и право. 1977. №2.
13. Золотарёва М.В. Асимметрия в федеративном устройстве России // Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1999. № 1.
14. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. Указ. соч.
15. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998.
16. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.:
Периодические издания
17. Издательство “Зерцало”, 1998. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм:равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.
18. Златопольский Д.Л. Процесс развития федеративных отношений в России // Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1998. № 6.
19. Поленина С.В., Лазарев Б.М., Лившиц Р.З. и др. Инициативный проект федерального закона о законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации // Государство и право. 2005. №3
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 № 1622-Р // Российская газета. 18 октября 1994 г.
[1] Такие данные можно найти, см.: Полное собрание русских летописей. Т.1. Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. - М., 1997. Стлб. 37
[2] См.: Развитие юриспруденции в Московском государстве (XIV-XVI вв.) (В.А. Томсинов) // Законодательство, N 4, 5, 6, апрель, май, июнь, 2005 г.
[3] См.: Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. - М., 2004. С. 14, 16.
[4] См.: Юшков С.В. Судебник 1497 г. // Серафим Владимирович Юшков. - М., 1989. С. 402 (Серия «Труды выдающихся юристов»).
[5] См.: Юшков С.В. Там же. С. 382.
[6] См.: Таганцев Н. С. Курс уголовного права. - С.-Петербург, 1902 г. - С. 232
[7] См.: Латкин В. Исследование о Земских соборах Древней Руси, 1885 г. - С.214
[8] Подробнее об этом см.: Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М.: Издательство БЕК, 2005. – 478 с.
[9] Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” // С ЗР Ф. 1999 г. № 29. стр. 3702.
[10] Российское законодательство: проблемы и перспективы. М: Просвет 1999, стр. 4-5.
[11] Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие– М.: 2005. стр. 11.
[12] Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994 . 8 декабря № 14-ФЗ // Российская газета. 6, 7, 8 февраля 1996 г.
[13] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: рекомендации. М.: Статут, 1998. стр. 26-27.
[14] Российская юридическая энциклопедия. М.: Юристь; стр. 340.
[15] Российская юридическая энциклопедия: энциклопедия. М.: Просвет - стр. 889.
[16] Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II – М.: Юрид. лит., 2004 стр. 224.
[17] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. М.: Юрсить., стр. 234.
[18] Синюков В.Н. Российская правовая система. – Саратов: 2004. С. 355.
[19] Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II – М.: Юрид. лит., 2004 стр. 228.
[20] Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 “О классификаторе правовых актов” // Российская газета. 21 марта 2000 г.
[21] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 4-П // Российская газета. 18 марта 1997 г.
[22] Российская юридическая энциклопедия. Указ. соч. С. 889.
[23] Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
[24] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М.: Б. И., 2007. С. 51.
[25] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В Малько. – М.: Юристъ, 1997. стр. 336.
[26] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. Указ. соч. С. 52.
[27] Федеральный конституционный закон от 11 апреля 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” // Российская газета. 23 декабря 1997 г.
[28] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 № 1622-Р // Российская газета. 18 октября 1994 г.
[29] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.:Юристь 2001. стр. 56.
[30] Авакьян С.А. Государственно- правовые институты: понятия и формирование Советское государство и право. 1977 М.: Правовед. стр. 13-19.