В результате обсуждения в проект внесено 1100 поправок. Изменилось 55 статей и появился новый раздел – «Конституционный Совет», согласно которому не предусматривалось существование Конституционного суда в судебной системе Казахстана. [13,69]
Республика вступила на путь существования в качестве суверенного государства, отягощенная многими сложными экономическими, политическими и экологическими проблемами.
2.2. Развитие Казахстана в годы независимости
По мере укрепления суверенитета республики появилась не-обходимость и во всенародном избрании Президента Республики. В своем постановлении от 16 октября 1991 года Верховный Совет Казахской ССР постановил провести выборы 1 декабря 1991 года. Это были первые всенародные выборы главы государства. На внеочередной сессии Верховного Совета Казахской ССР был принят «Закон о выборах Президента» и на эту должность была выдвинута кандидатура Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н. А. Назарбаева.
В апреле 1990 года Верховный Совет Казахской ССР избрал Нурсултана Абишевича Назарбаева Президентом Казахской Советской Социалистической Республики. Большинство жителей Казахстана без сомнений поддержали кандидатуру Н. Назарбаева. Хасен Кожахметов, председатель национально-демократической партии «Желтоксан» не сумел набрать 100 000 голосов и не был зарегистрирован как кандидат. Поэтому кандидатура Н. А. Назарбаева оказалась без альтернативы.
На всенародных выборах 1 декабря 1991 года Н.А. Назарбаев был избран Президентом Казахстана. Одновременно прошли выборы и вице-президента. Им стал Е.М. Асанбаев. В выборах приняли участие около 89 процентов имеющих право голосовать. За Н. А. Назарбаева подали голоса более 99 процентов от числа принявших участие в голосовании.
12 декабря 1991 года Н.А.Назарбаев издал Указ «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане», по которому лица, привлеченные к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за участие в декабрьских событиях, были реабилитированы. Но Указ не распространялся на лид, осужденных за умышленные противоправные действия. Верховному Совету республики было предложено рассмотреть вопрос об отмене Указов Президиума Верховного Совета Казахской ССР о награждении государственными наградами военнослужащих внутренних войск и работников правоохранительных органов в связи с вышеуказанными событиями, как ошибочно пршштые, кроме этого было предложено, исходя из тех же мотивов, обратиться в Верховный Совет СССР с просьбой об отмене Указов Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями всех должностных лиц, представленных к награде по этому случаю. [3,89]
Обретение Казахстаном независимости потребовало и выработки новой философии - идеологии суверенного Казахстана, в которой были бы четко определены ориентиры построения нового государства.
Политические задачи независимого Казахстана
В условиях Казахстана, где большинство населения мыслило категориями «казарменного социализма» и у многих была развита философия социального иждивенчества, крайне важно было параллельно с внедрением рыночных основ проводить и воспитательную работу. Исходя из этого, Национальный Совет рекомендовал Н. А. Назарбаеву выступить перед гражданами Республики со своей концепцией. Президент Республики Казахстан свои взгляды изложил в работе «Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана». В ней Н. А. Назарбаев подробно остановился на проблеме: нужна идеология современному Казахстану или нет? Он отметил, что идеология - это целый комплекс взглядов и идей, которые вырабатываются в любом государстве, особенно развивающемся, в ней четко определяются принципы внешней и внутренней политики, дальнейшего развития культуры, образования. В работе была дана оценка общественно-политической ситуации в Казахстане, раскрывается сущность переходного периода и цель Казахстана - достичь реальной независимости и сохранить стабильность. [8,30]
Появление такой работы было тем более значимым, потому что общественная мысль Казахстана оказалась не готовой к огромным преобразованиям и слабо реализовывала свой мощныи потенциал.
Обязательным атрибутом любого суверенного государства являются его герб, флаг, гимн. В этом отношении 4 июня 1992 г. навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственной символики Казахстана.
Геральдика - наука, изучающая гербы. Вексилология - наука о флагах. Сведения о них были научно систематизированы в книгах еще в XVI веке.
Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков.
Чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства. Голубой цвет также раскрывает большую планетарную и общечеловеческую идею об общности, неделимости голубого неба над нами. Мир делится на множество народов, наций, государств, языков и религий, но небо над нами остается одно на всех.
Солнце - источник жизни и энергии. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Потому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия. В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут.
На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее.
Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент "кошкар муйз - бараньи рога".
Уважение к флагу - это уважение к стране, народу, его истории.
В 1944 году композиторы Мукан Толебаев, Евгений Брусиловский, Латиф Хамиди написали гимн Казахской ССР. В ходе обсуждения общественность высказала мнение о необходимости сохранения музыки предыдущего гимна, дорогого и близкого сердцу каждого казахстанца.
Гимн - сложное музыкально-поэтическое произведение. Как правило, он состоит не только из мотива, большое значение имеет в нем и текст песни. Победителями в поэтическом марафоне вышли четверо. Трое из них: Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев - известные поэты среднего поколения. К ним присоединилась молодая, талантливая поэтесса Жадыра Дарибаева.
Сегодняшний Герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.
Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Это - символ жизни, вечности.
Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круглое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца - источник тепла и жизни. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает прочность.
Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Лощадь играла важную роль в защите страны от иноземных захватчиков. Поэтому в истории кочевников, в их эпосах, сказках наряду с защитниками - батырами всегда присутствуют их легендарные тулпары. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия, материального благополучия. Красивые и крепкие рога состоят из семи звеньев или частей. Единство этих семи звеньев, их тесная нерушимая связь напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков - признак безродства. ("Жетi атасын бiлмеген жетiмдiктiн белгiсi") Вообще с числом семь у восточных народов связано многое.
В центре герба находится пятиконечная красная звезда. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.
Остается отметить световую гамму нашего герба. В основном их две: золотистая и голубая. Первая соответствует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем гербе олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.
В Республике Казахстан создана Ассамблея народов Казахстана - уникальный общественный институт реализации национальной политики, объединяющий деятельность 27 республиканских и региональных, более 250 местных национально-культурных центров.
Ассамблея вносит большой вклад в сохранение и укрепление межнационального единства и согласия. Это и участие в общественной экспертизе новых законопроектов области национальной политики. Это и работа с республиканскими и региональными национальными культурными центрами - как главными рычагами возрождения национального языка, культуры, традиций и обычаев.
Благодаря приданию государственного статуса рабочим органам Ассамблеи, оперативно решались проблемы национально-культурных центров, по ряду из них приняты решения на правительственном уровне.
Для оказания финансовой и организационной помощи национально-культурным центрам создан республиканский фонд. Его филиалы имеются во всех областях.
Ассамблея стала органом народной дипломатии.
Она обеспечивает постоянные контакты с исторической родиной диаспор. Благодаря этим усилиям увеличилось количество студентов-казахстанцев в России и Беларуси. Налажены тесные связи с Ассамблеей народов Кыргызстана.
Ассамблея народов Казахстана в апреле 1996 года стала соучредителем журналов "Акикат" и "Мысль".
Результаты деятельности Ассамблеи народов Казахстана, усилий Президента республики по укреплению межнационального согласия в республике получили признание не только в Казахстане.
Представители авторитетных во всем мире международных организаций, изучая опыт гармонизации межнациональных отношений в Казахстане, отмечают, что он достоин изучения.
В условиях экономического кризиса в республике взят курс на реализацию собственной модели экономических преобразований и перехода к рынку, исходящий из наличия богатейших запасов природных ресурсов, необходимости формирования альтернативных форм собственности регионов и субъектов хозяйственной деятельности, конверсии оборонного комплекса и более рационального использования научно-технического и производственного потенциала. В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, связанное с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана. Разработана и принята к реализации Программа "О мерах по реализации стратегического развития Казахстана до 2030 года".