Статус депутата Законодательного Собрания в Тверской области

– областных законопроектов и поправок к ним;

– законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.

Участие депутата Собрания в заседаниях Собрания, комитетов и комиссий.

Депутат Собрания обязан участвовать в работе Законодательного Собрания, в составе комитетов и комиссий, в которые он избран. Депутат принимает личное участие в заседании Собрания, комитета, комиссии, членом которых он является.

Депутат Собрания пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Собранием, а также комитетом или комиссией, членом которых он является. Депутат Законодательного Собрания лично осуществляет свое право на голосование. При проведении открытого голосования на заседаниях Законодательного Собрания, постоянного комитета Законодательного Собрания депутат Законодательного Собрания вправе передать свой голос другому депутату Законодательного Собрания в связи с отсутствием на заседании по обстоятельствам, имеющим исключительный характер, в порядке, определенном Регламентом Законодательного Собрания Тверской области.

Депутат Собрания реализует на заседании Собрания, соответствующих комитетов или комиссий предоставленные ему права в соответствии с Регламентом Собрания, Положениями о комитетах и комиссиях, другими актами, регулирующими деятельность Законодательного собрания.

Депутат, не входящий в состав комитета или комиссии, может присутствовать на их заседаниях с правом совещательного голоса[8].

Участие депутата Собрания в заседаниях Собрания, комитетов и комиссий является и правом и обязанностью депутата.

Участие депутата в выполнении поручений Собрания и его органов.

Депутат обязан выполнять поручения Собрания и его органов, данные в пределах их компетенции.

О результатах выполнения поручений депутат информирует соответственно Собрание или его органы, вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законов Российской Федерации, других актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Право депутата Собрания на получение и распространение информации.

Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультациями специалистов, в течении 10 дней предоставляют ему необходимую информацию и документацию с учетом федерального законодательства о государственной тайне.

Депутат Собрания имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Депутат Собрания имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных и муниципальных средствах массовой информации Тверской области. При этом материалы, представляемые депутатом Собрания по поручению Собрания, его комитетов и комиссий, а также депутатских объединений в Собрании, подлежат обязательному опубликованию или распространению через печатный орган Законодательного Собрания газету «Тверские ведомости» в срок, согласованный с депутатом. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

Обращение депутата Собрания с вопросом к Губернатору области и его заместителям, руководителям исполнительных органов государственной власти Тверской области на заседании Собрания.

Депутат Собрания вправе обращаться с вопросом к Губернатору области и его заместителям, руководителям исполнительных органов государственной власти области на заседании Собрания.

Вопрос в письменной форме заблаговременно должен передаваться депутатом в аппарат Собрания, что является основанием для приглашения на заседание Собрания соответствующего заместителя Губернатора или руководителя исполнительного органа государственной власти области.

В случае если приглашенный заместитель Губернатора или руководитель исполнительного органа государственной власти области не имеет возможным прибыть на заседание Собрания, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В случае невозможности участия в заседании Собрания Губернатора ответ на обращение в его адрес дает один из его заместителей[9].

Депутатский запрос.

В случае, когда обращение депутата касается фактов нарушения законов и других нормативных правовых актов области, то Законодательное Собрание признает его депутатским запросом.

Депутатский запрос направляется для изучения в комитеты Законодательного Собрания либо постановлением Законодательного Собрания включается в повестку дня.

Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано дать устный или письменный ответ, который оглашается на заседании Собрания в тот же день, либо на очередном заседании Законодательного Собрания. Депутат вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос. По результатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом Законодательным Собранием принимается решение.

Запрос, ответ на него, а также постановление Собрания, принятое по результатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом, подлежит обязательному опубликованию.

Депутатская проверка.

По вопросам компетенции Собрания решением Собрания или комитета (в пределах его полномочий) может быть назначена депутатская проверка. В решении Собрания или комитета определяется цель, задачи, порядок и иные вопросы организации и проведения проверки. К проведению проверки могут привлекаться специалисты. Все государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведении проверки. Результатом проверки является мотивированное заключение, решение по которому принимается Законодательным Собранием или комитетом.

Право депутата Собрания на безотлагательный прием должностными лицами.

По вопросам своей депутатской деятельности депутат Собрания пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций на территории Тверской области[10].

Рассмотрение депутатом предложений, заявлений и жалоб граждан.

Депутат рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению соответствующими органами и должностными лицами, ведет прием граждан, изучает общественное мнение, вносит предложения в Законодательное Собрание и органы местного самоуправления, а при необходимости в другие государственные, общественные органы[11].

Содействие депутату в работе с избирателями.

Депутату Собрания в его избирательном округе главой соответствующей администрации для осуществления полномочий депутата предоставляются транспорт, помещение, как правило, в здании занимаемом администрацией, оборудованное мебелью и средствами связи, а также обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями. Следует отметить, что обращаться за содействием к главе соответствующей администрации или не обращаться это право депутата. В данной редакции устанавливается обязанность главы администрации содействовать депутату при осуществлении его полномочий.

Таким образом, можно сказать, что полномочия депутатов довольно подробно регламентированы второй главой Закона Тверской области «О статусе депутата Законодательного собрания Тверской области», однако в тексте закона не прослеживается четкого деления на права и обязанности депутата, также следует вспомнить и о том, что полномочия депутата помещены в главу, которая именуется «Гарантии деятельности депутата», что не совсем верно с точки зрения построения нормативно-правового акта.

 

4. Гарантии деятельности депутата Законодательного Собрания Тверской области


Прежде чем говорить непосредственно о гарантиях деятельности депутата Законодательного Собрания Тверской области необходимо дать определение гарантиям как таковым. Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» в ст. 10 говорит: «Депутату Собрания на территории Тверской области гарантируется беспрепятственная реализация его прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ, федеральным и областным законодательством». Таким образом, можно сформулировать определение гарантий. Гарантии – законодательно закрепленные нормы, обеспечивающие деятельность депутата. К таковым можно отнести:

1)                гарантии неприкосновенности депутата Собрания (ст. 23);

2)                право депутата Собрания на отказ от дачи свидетельских показаний (ст. 24);

3)                освобождение депутата Собрания от призыва на военную службу и на военные сборы (ст. 25);

4)                гарантии трудовых прав депутата (ст. 26);

5)                освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей в связи с осуществлением депутатских полномочий (ст. 27);

6)                обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом Собрания его полномочий (ст. 28);

7)                другие материально-технические условия обеспечения деятельности депутата (ст. 32).

Гарантии неприкосновенности депутата Собрания.

В случае привлечения депутата Законодательного Собрания Тверской области к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Депутат Законодательного Собрания не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Право депутата Собрания на отказ от дачи свидетельских показаний.

Депутат Собрания вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Освобождение депутата Собрания от призыва на военную службу и на военные сборы.

Депутат Собрания освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок его депутатских полномочий.

Гарантии трудовых прав депутата Собрания.

Срок полномочий депутата Собрания, работающего на профессиональной постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу и службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Депутату Собрания, работающему на профессиональной постоянной основе, по окончанию срока его полномочий в течение 3-х месяцев предоставляется прежняя работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.

Депутату Собрания, работающему на профессиональной постоянной основе, по окончании срока его полномочий выплачивается денежное пособие в соответствии с законом Тверской области «О статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Тверской области (государственные должности категории «А»)».

В случае досрочного прекращения деятельности Собрания депутату, работающему на профессиональной постоянной основе, в период до трудоустройства, но не более 1 года, из областного бюджета выплачивается денежное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий. На депутата, работающего на профессиональной постоянной основе, распространяется федеральное законодательство о государственной службе в части, не противоречащей статусу депутата.

Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей в связи с осуществлением депутатских полномочий.

Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Собрании на профессиональной постоянной основе производится администрацией предприятий, организаций и учреждений по письменному заявлению депутата в указанный им срок.

Депутат, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, освобождается от основной производственной или служебной деятельности по собственной инициативе на основании письменного уведомления. Требование каких-либо других документов не допускается. Уведомление депутата служит основанием для выплаты ему средней заработной платы (денежного содержания) за весь период освобождения из расчета за последние 12 месяцев.

Законодательное Собрание компенсирует предприятиям, организациям и учреждениям выплаченные депутатам суммы заработной платы за период освобождения.

Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом Собрания его полномочий.

Размер денежного содержания Председателя Собрания, заместителя Председателя Собрания, председателя постоянного комитета, заместителя председателя постоянного комитета, депутата, работающего на профессиональной постоянной основе регулируется законом Тверской области «О статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Тверской области (государственные должности категории «А»)».

Депутату возмещаются командировочные расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, оплачивается проезд и проживание в гостинице (найм жилого помещения), на основе соответствующих документов.

Депутату на основании соответствующих документов ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатских полномочий в избирательном округе, в размере, не превышающем пятидесяти процентов месячного должностного оклада депутата Законодательного Собрания Тверской области, работающего на профессиональной постоянной основе.

При предъявлении удостоверения депутата Законодательного Собрания на территории области билетные кассы речного, железнодорожного, автобусного вокзалов обязаны вне очереди предоставить депутату проездной билет на одно место, а администрация гостиницы – отдельный номер.

Другие материально-технические условия обеспечения деятельности депутата.

Депутату Собрания, работающему на профессиональной постоянной основе, для осуществления депутатской деятельности предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой.

Депутат в период осуществления депутатских полномочий имеет право на установку квартирного телефона вне очереди за счет собственных средств.

В качестве основного вывода можно сказать, что основные гарантии деятельности депутатов Законодательного Собрания Тверской области, закрепленные в Законе Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» дублируют положения статей Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

 


Заключение


В результате работы был определен и исследован конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания Тверской области. На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Основное социально-политическое назначение депутата Законодательного собрания Тверской области заключается в представлении интересов населения, и в первую очередь путем реализации законотворческой функции.

2. Основанием возникновения депутатских полномочий является избрание на данную должность населением определенного округа.

Полномочия депутата начинаются со дня вручения ему удостоверения об избрании депутатом при условии сложения с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата Законодательного Собрания Тверской области, и заканчиваются в день открытия первого заседания Собрания нового созыва.

3. Полномочия депутата Законодательного собрания Тверской Области довольно подробно регламентированы, и определяются в соответствие с нормативно-правовыми актами как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта.

3. Гарантиями деятельности депутата Законодательного Собрания Тверской области являются законодательно закрепленные нормы, обеспечивающие деятельность депутата.

Таким образом, по мнению авторов работы, именно так можно определить конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания Тверской области.



Библиография

 

1.    Конституция РФ. «Российская газета», №237, 25.12.1993.

2.    Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11,29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.). // Российская газета. 19 октября 1999

3       Устав Тверской области (с изменениями от 28 сентября 2000 №120 – ОЗ-2; 14 марта 2002 №1-ЗО; от 08 июля 2002 №1-ПУ; от 03 октября 2002 №2-ПУ; от 14 марта 2003 №3-ПУ; от 29 мая 2003 №4-ПУ; от 10.02.2004 №5-ПУ; от 15 ноября 2005 №6-ПУ). // Тверские ведомости. №98, 4 – 10 декабря 1998.

4.    Закон Тверской области от 20 октября 1994 г. №4 «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» (с изменениями от 22 февраля и 21 марта 1996 г., апреля, 26 ноября 1998 г., 27 мая 1999 г., июля 2000 г., 9 апреля, 11 июня, 3 октября 2002 г., января 2003 г., 10 февраля 2004 г.). // Тверские ведомости, №87, 18–24 ноября. 1994 г.

5. Авакьян С.А. Депутат: статус и деятельность – М.: Политиздат, 1997. – 287, [1] с.; 16 см.

6. Ковачев Д.А. Проблемы конституционного права. М., 2003. С. 178.

7. Абрамова А.И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты. // «Журнал российского права», 2006, №3


[1] Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Ст. 10.

[2] Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» Ст.2.

[3] Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» Ч.1 ст. 5

[4] Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Ст.  4, 4.1.

[5] Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Ст. 4.1

[6] Устав Тверской области. Ст. 103

[7]Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области». Ст. 11

[8] Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области». Ст. 13

[9] Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области». Ст. 16

[10] Там же. Ст. 20

[11] Там же. Ст. 21.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты