Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Этот срок не может превышать срок полномочий Думы.
Комитеты Государственной Думы могут образовывать по основным направлениям своей деятельности подкомитеты.
Комитеты и комиссии Государственной Думы: Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству; Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; Комитет ГД по труду и социальной политике; Комитет ГД по бюджету и налогам; Комитет ГД по финансовому рынку; Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству; Комитет ГД по собственности; Комитет ГД по промышленности; Комитет ГД по строительству и земельным отношениям; Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям; Комитет ГД по энергетике; Комитет ГД по транспорту; Комитет ГД по обороне; Комитет ГД по безопасности; Комитет ГД по международным делам; Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками; Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике; Комитет ГД по вопросам местного самоуправления; Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы; Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи; Комитет ГД по охране здоровья; Комитет ГД по образованию; Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей; Комитет ГД по аграрным вопросам; Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии; Комитет ГД по культуре; Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций; Комитет ГД по делам национальностей; Комитет ГД по физической культуре и спорту; Комитет ГД по делам молодежи; Комитет ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока; Комитет ГД по делам ветеранов; Комиссия ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики; Счетная комиссия ГД; Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ; Комиссия ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции.
Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания и их подготовку к рассмотрению палатой; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.
Комитеты Государственной Думы вносят предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Думы на текущую сессию и календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц; рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; проводят анализ практики принятия законодательства; решают вопросы своей деятельности.
Комитеты, комиссии имеют право вносить предложения по повестке дня заседания палаты. Представители комитета, комиссии имеют право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий своей палаты с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого ими комитета, комиссии.
Состав комитета, комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Изменения в составе комитета, комиссии производятся постановлением Государственной Думы. В состав комитетов не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.
Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Думы, обязан состоять в одном из комитетов Думы. Депутат Думы может быть членом только одного ее комитета.
Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании, если иное не установлено Регламентом палаты.
Председатели и заместители председателей комитетов и комиссий избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур.
Для обеспечения деятельности комитетов и комиссий палат создаются рабочие аппараты комитетов, действующие на постоянной основе. Формирование аппаратов комитетов осуществляется соответствующими комитетами.
Рабочий аппарат комитета палаты осуществляет правовое, организационное, информационное, документационное и другое обеспечение деятельности соответствующего комитета палаты, проводимых им парламентских слушаний. Аппарат комитета участвует в подготовке законопроектов, проектов решений комитета и экспертных заключений по законам, подлежащим рассмотрению комитета, в пределах своих полномочий ведет делопроизводство комитета, готовит и рассылает необходимые для членов комитета материалы, справки, обеспечивает техническую обработку его документов.
При Государственной Думе на срок ее полномочий создана Общественная молодежная палата, являющаяся совещательным и консультативным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах. Молодежная палата действует в соответствии с Положением об Общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Ее основной целью является содействие деятельности Государственной Думы в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи.
Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы. В состав Аппарата входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций и депутатских групп. Контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы осуществляется Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной Думы.
Наряду с Аппаратом Государственной Думы информационное, экспертное и иное ее обеспечение осуществляется государственными организациями, обеспечивающими деятельность обеих палат Федерального Собрания (Парламентская библиотека, Парламентский центр, издательство Федерального Собрания и т. д.).
3.2 Порядок формирования Государственной думы
В настоящее время действует Федеральный закон от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Согласно этому Закону в таком порядке будут избираться все 450 депутатов Государственной Думы.
Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими право принять участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.
Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии, число которых не должно превышать 50% всех кандидатов от данной партии. о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.
Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать 500 человек.
Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть подтверждено избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией.
Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 200 тыс. подписей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 10 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Федерации.
Федеральный список кандидатов не регистрируется, если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 или более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке, и если количество представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух федеральных списков кандидатов, голосование на выборах откладывается на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 60% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если за один федеральный список кандидатов подано более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусмотренной федеральным законом.
Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов. Оставшиеся депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов, в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов.
Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией РФ и рассматриваемым (в пределах общефедеральной части федерального списка кандидатов и в пределах каждой из региональных групп кандидатов) как порядок очередности получения депутатских мандатов.
В течение семи дней со дня голосования зарегистрированный кандидат может отказаться от получения депутатского мандата. Заявление об отказе от депутатского мандата не подлежит отзыву. Отказ зарегистрированного кандидата от получения депутатского мандата влечет за собой изменение порядка размещения зарегистрированных кандидатов в соответствующем федеральном списке кандидатов.