Статус Президента Российской Федерации

Статус Президента Российской Федерации

Введение

1. Понятие и сущность главы государства

2. Основы конституционно-правового статуса Президента РФ

3. Ответственность Президента Российской Федерации

3.1 Конституционная ответственность глав зарубежных стран

3.2 Ответственность Президента Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников


Введение


Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках- выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет собственные полномочия, то есть высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны...

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской монархии (Великобритания, Япония и др.) например, глава государства царствует, но не управляет, и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (CША) или стоять как бы вне основных властей.

Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей - законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции нельзя отнести к законодательной или судебной.

Другое дело - взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (ФРАНЦИЯ) или о его статусе в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь функции и властные полномочия вне какой - либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках президентского типа - это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной властей. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента).

Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.


1. Понятие и сущность главы государства


Упоминание о главе государства как части механизма государственной власти появилось у таких древних философов, как Платон и Аристотель. В своих трудах о государстве известные мыслители рассматривали проблемы различных форм правления, а также государства и взаимоотношение высших его органов, однако, определение главы государства оставлялось ими без внимания.

На первый взгляд понятие "глава государства" - является более чем понятным, и не представляющим почвы для дискуссии. Казалось бы, что сложного правильно сформулировать понятие главы государства? Однако попробуй любой исследователь дать единственно верное определение главы государства, как на него обрушится град критики, и, наверняка, такое определение будет неверным, а точнее не учитывающим всей специфики, глубины вопроса.

Проблема такого определения заключается в том, что понятие "глава государства" применительно к конкретной национальной системе ассоциируется исключительно с главой такой национальной системы. Так, дореволюционные исследования, посвященные главе государства связываются исключительно с правовым положением монархов, хотя институт президентства уже известен государству и праву того периода.

В юридической литературе уже давно отмечается, что необходимо четкое уяснение содержания понятия "глава государства" и унификация его употребления. Между тем, ни в теории государства и права, ни в конституционном праве, ни в нормативно-правовых актах, ни в государственной практике не сложилось общепринятого понятия главы государства.

Употребление этого понятия в различных источниках происходит в различных значениях и смыслах:

Во-первых, "глава государства" зачастую определяется как высшее государственное должностное лицо, считающееся верховным представителем государства". При этом "глава государства" ставится над существующей триадой (законодательной, исполнительной, судебной) властей и, таким образом, выводится из системы разделения властей, получая особый статус с дополнительными полномочиями.

Во-вторых, понятие "глава государства" употребляется как синоним понятия "глава исполнительной власти".

В-третьих, "глава государства" определяется как конституционный орган и одновременно как высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны и, символ государственности народа.

В отечественной учебной литературе по государственному праву главой государства называется официальное должностное лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществлявшее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами. Так, по мнению профессора А. С. Автономова, глава государства - это лицо, которое занимает формально высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляет верховное представительство, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене. При этом глава государства является носителем исполнительной власти, осуществляемой им либо единолично, либо совместно с правительством.

Исходя из данных выше определений можно выделить следующие базисные признаки понятия "глава государства. Это:

- высшее место в иерархии государственных должностей;

- верховное представительство, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене;

- носитель, прежде всего, исполнительной власти, осуществляемой им единолично либо совместно с правительством.

Нередко происходит одновременное употребление данного термина сразу в нескольких значениях, еще чаще категория "глава государства" просто ассоциируется с главой исполнительной власти, либо президентом (монархом) страны. Все это вызывает не только понятийную неопределенность, но и на практике ведет к нарушению понимания рассматриваемого института. Более того, следует учитывать, что существуют разные модели государственного правления, которые напрямую влияют на содержание феномена "главы государства" в отдельном государстве.

Прежде чем определить понятие и сущность "главы государства" рассмотрим взгляды на данный институт в различных правовых системах, формах государственного правления. Конституционно-правовой институт главы государства в странах современного мира обычно складывается из норм, определяющих место и роль главы государства в государственном механизме и его взаимоотношения с другими органами государства; закрепляющих полномочия главы государства; устанавливающих порядок замещения поста главы государства и прекращения его полномочий; предусматривающих возможную ответственность главы государства за государственную измену и нарушение конституции. Включенные в конституцию, они, как правило, конкретизируются текущим законодательством.

Во многих современных государствах глава государства – является либо главой исполнительной власти, либо ее неотъемлемым элементом. Так, например, согласно Конституции США 1787г. (разд. 1 ст. II) "исполнительная власть осуществляется президентом Соединенных Штатов Америки", Конституция Греции 1975г. (ст. 26, п.2), провозглашающая субъектами исполнительной власти президента и правительство. Таким образом, глава государства рассматривается как элемент исполнительной власти.

Иначе институт главы государства рассматривался в доктрине социалистических государств. Поскольку не признавался принцип разделения властей, а все органы государства подразделялись на органы государственной власти, глава государства и правительство рассматривались не в рамках единого механизма исполнительной власти (как в большинстве других стран), а разделялись на две разные группы государственных органов. Правительство при этом считалось высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, возглавляющим систему органов государственного управления. "Глава государства" выступал дополнительным элементом исполнительной власти.

Как подчеркивает А.И. Черкасов, в научной литературе социалистических стран неоднократно выражались сомнения в уместности самого термина "глава государства", поскольку в соответствии с социалистической государственно-правовой доктриной система органов государства возглавлялась "высшим органом народного представительства". Указанный термин тем не менее был включен в конституции ряда социалистических стран (Кубы, Румынии, КНДР) и использовался во многих научных работах. Правда, по словам А.И. Черкасова, речь здесь скорее могла идти не столько об институте главы государства как таковом, сколько об органах государственной власти, выполнявших функции главы государства.

Между тем неверно ставить знак равенства между "главой государства" и "главой (элементом) исполнительной власти", поскольку в ряде государств глава государства является неотъемлемой частью парламента, а значит, относится и к законодательной ветви власти. Так, например, по точному смыслу британской конституции парламент – триединое учреждение, включающее не только две палаты (Палату Лордов и Палату Представителей), но и монарха. Главой же исполнительной власти является глава правительства.

В тоже время, в ряде стран "глава государства" не входит в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия), либо является исключительно символом государственности (Япония), властным арбитром по отношению к другим институтам государства (Франция), единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты