Статус судьи в Российской Федерации
Воронежский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра организации судебной власти и правоохранительной деятельности
Статус судьи в Российской Федерации
Курсовая работа
Сдвижковой
Лилии Александровны
Воронеж 2010
Оглавление
Введение
§1. Понятие и принципы статуса судей в Российской Федерации
§2.Порядок назначения судей в Российской Федерации
§3.Привлечение судей к ответственности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Демократические изменения в российском обществе в последнем десятилетии прошлого века не могли произойти без коренного обновления судебной системы. Из орудия репрессии суд превращается в инструмент защиты прав человека - важнейший институт правового государства. Создан новый корпус судей. Развиваются новые равноправные отношения судебной власти с властью законодательной и исполнительной. Суды помогают утверждению в стране экономической и политической демократии, интеграции российского права в европейские правовые институты. Ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона»[1]. Аналогичное право провозглашено в ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Но для реализации данных положений необходима эффективная и качественная работа судебной ветви власти Российской Федерации, которая принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа и которая действует независимо. Последнее является базовым для уяснения сущности судебной власти и статуса судьи как её носителя. Конституция РФ провозглашает основополагающий принцип функционирования судебной власти - принцип независимости судей, заключающийся в подчинении их только Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству[2].
Судья является лицом, принимающим юридически значимые решения от лица государства именно в силу своего особого статуса, в силу особой юридической силы судебного акта, способного по существу изменить или отменить решение любого государственного органа или должностного лица. В настоящее время действуют множество законов, определяющих статус и полномочия судей: «О судебной системе Российской Федерации»[3], «О Конституционном Суде Российской Федерации»[4], «О военных судах Российской Федерации»[5], «О статусе судей в Российской Федерации»[6], «О мировых судьях в Российской Федерации»[7].
Тенденции последних лет свидетельствуют, что государство встало на путь расширения полномочий судей при принятии ими процессуальных решений. Вместе с тем, в официальных государственных средствах массовой информации, научной и публицистической литературе нередко высказывается мнение о чрезмерно больших гарантиях отправления правосудия, о несовершенстве механизмов привлечения судьи к уголовной ответственности. Нередко в средствах массовой информации появляются сообщения о коррумпированных судьях, обслуживающих вовсе не интересы правосудия, а интересы отдельных лиц и корпораций, а зачастую - только свои собственные интересы.
Не смотря на возросший в последнее время интерес к проблеме теоретического понимания и практического применения норм о преступлениях против правосудия, в настоящий момент весьма актуальной и социально значимой является проблема несовершенства механизмов реализации судьей Российской Федерации своего статуса, обеспечения независимости и единства судьей в Российской Федерации.
Объектом настоящего исследования является правовое положение судьей в обществе, уровень их правовых гарантий, самостоятельности, независимости и ответственности за осуществление незаконной, неэтичной деятельности, вынесение неправосудного решения.
Задачами настоящего исследования являются комплексное изучение состава вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта как самостоятельного преступления против интересов правосудия, теоретическая оценка эффективности существующих правовых механизмов привлечения судьи к уголовной ответственности за вынесение заведомо неправосудного приговора или иного судебного акта, привлечения к дисциплинарной и иным видам ответственности, элементного состава понятия «статус судьи в Российской Федерации».
§1. Понятие и принципы статуса судей в Российской Федерации
Становление современной судебной системы Российской Федерации, утверждение судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти, закрепление статуса судей как гарантии их независимости приходится на 90-е годы XX и первые годы XXI века.
Правовой основой совершенствования и развития судебной системы явилась Концепция судебной реформы, одобренная российским парламентом в октябре 1991 года, провозгласившая в качестве приоритетного направления доступность правосудия, эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина на базе демократических принципов организации и деятельности судов в Российской Федерации.
В результате существенно изменилось и положение российского судьи, которому Конституцией Российской Федерации гарантированы независимое осуществление правосудия, неприкосновенность и несменяемость; на законодательном уровне установлены гарантии материального и социально-бытового обеспечения, соответствующие высокому статусу судьи. И со становлением и упрочением в России основ правового государства роль и значение судебной власти будет всегда велика, а следовательно, и значение постоянного совершенствования института статуса судей будет одним из главных.
Термин «статус» происходит от латинского слова status – состояние, положение. В юридической литературе (например, Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс[8]) указывается, что статус судьи включает в себя права и обязанности лица, назначенного на должность, а также правовые принципы, выражающие взаимоотношения судьи, общества и государства. К статусу примыкают гарантии, обеспечивающие использование прав и обеспечение обязанностей судьи. В совокупности статус судьи и его гарантии определяют положение судьи. «В юридической научной литературе (например, Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика[9]). – М.: Формула права, 1999. С.54) отмечают, что статус судей включает в себя требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности»[10].
Видится, что правовое положение судьи в обществе напрямую определяется его правами и обязанностями; требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи; гарантиями, принципами и, наконец, ответственностью судей перед законом и обществом. Так, понятие «статус судьи» весьма объемный. И для того чтобы суд мог выносить правомерные решения и отправлять справедливое правосудие, на практике необходимо действие всех элементов статуса судьи как главного носителя судебной власти и посредника между законом и обществом.
Несмотря на то, что судебная система в нашей стране состоит из трех ветвей судебной власти, она в целом едина. И, несмотря на то, что в России профессиональные судьи «принадлежат» разным сегментам судебной системы, статус у них един. В Федеральном законе «О статусе судей в Российской Федерации» прямо указано: «Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом; особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации, особенности правого положения судей Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным законом». Также, например, единым для всех судей является действие в отношении них Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от20 апреля 1995 года.
Соответственно статусу судей к ним предъявляются и определенные одинаковые требования в виде запрета:
1) состоять в политических партиях;
2) заниматься предпринимательской деятельностью;
3) претендовать на должность с судимостью;
4) и т.д.
Однако двойственная природа статуса мировых судей как судей судов общей юрисдикции, составляющих звено этой системы, и одновременно судей субъектов Российской Федерации (ч.1, ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»), вызывает определенные трудности в разрешении вопроса законодательного отнесения должности мирового судьи к государственной должности Российской Федерации либо к государственной должности субъекта Российской Федерации.
«В России установлена единая судебная система, состоящая из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды и мировые судьи отнесены к судам субъектов Российской Федерации».
«Полномочия, порядок деятельности и порядок создания должностей, компетенция мировых судей, общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законодательством. Законами субъекта Российской Федерации устанавливается порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей, создаются и упраздняются судебные участки и должности мировых судей».
Но ведь мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Вступившие в силу постановления мировых судей, их законные распоряжения, поручения и т.д. также как и судей федеральных судов, обязательны для всех и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Также в дополнительном урегулировании на уровне законодательства субъектов Российской Федерации нуждаются вопросы, связанные с правовым положением работников аппарата мировых судей.
Практически все законы о мировых судьях в субъектах Российской Федерации дублируют норму Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ об отнесении работников аппарата мировых судей к государственным служащим соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 2, ст. 9). Однако в законодательстве о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации эта норма закона реализуется неоднозначно. Должности работников аппарата мирового судьи некоторых субъектов Российской Федерации вообще не включены в реестры государственной гражданской службы. В нарушение статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ, определяющей принадлежность аппарата к мировому судье, а не к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, созданному для материально-технического обеспечения мировых судей, в ряде регионов аппарат мирового судьи включен в состав органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей.