Стратегическое планирование развития муниципального образования
План
Понятие стратегии, принципы и задачи стратегического планирования в муниципальных образованиях
Развитие стратегического планирования в городе Рязани
Список использованной литературы
Введение
На сегодняшний день в России отмечается усиленный интерес к проблеме планирования экономического и социального развития муниципальных образований. В условиях социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию муниципального образования к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов.
В условиях рыночной экономики и децентрализации для региональных и местных властей открываются уникальные возможности проведения самостоятельной экономической политики, направленной на поддержание местной экономики и привлечение новых инвестиций, с учетом потребности местных жителей. Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально-экономического развития, в профильности и специализации территории. Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание правовой и социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территории.
Идея стратегического планирования развития становится все более популярной. Стратегический план в мировой практике муниципального управления является уже признанным стержневым элементом в системе методов, обеспечивающих регулирование развития города (района) и позволяющих создавать условия для устойчивого развития. Стратегическое планирование помогает органам местного самоуправления принимать правильные управленческие решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь местного сообщества.
Методическими разработками в этой сфере занимаются государственные учреждения, высшие учебные заведения, негосударственные исследовательские центры. Однако, несмотря на все большую популярность стратегического планирования, многие муниципальные образования разрабатывают нереализуемые стратегии, которые так и остаются "на бумаге". Между тем, не существует местного сообщества, не имеющего ресурсов развития. Каждое сообщество уникально и может занять свою экономическую нишу. Это связано, прежде всего с тем, что на местном уровне нет достаточно четко разработанной технологии стратегического планирования. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Понятие стратегии, принципы и задачи стратегического планирования в муниципальных образованиях
Стратегия в переводе с латинского языка означает "вести войско". Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно стратегия позволила Александру Македонскому завоевать мир. Эпохальный XX век дает уже другое определение стратегии, как искусство руководства общественной, политической борьбой или деятельностью, общий план ее ведения, исходящий из конкретных условий данного этапа времени. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей в течение длительного периода времени.
Стратегия в управлении - это масштабные, неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей. То есть стратегия представляет собой "план действий", включающий в себя понятие о том, когда, как, зачем и что мы собираемся предпринять.
Актуальность внедрения системы стратегического планирования в муниципальных образованиях обусловлена следующими причинами:
· стратегическое планирование - признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;
· в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства;
· процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.
В процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих принципов:
· стратегический план - короткий документ, нацеленный на повышение конкурентоспособности города. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях;
· стратегический план разрабатывается и реализуется публично, на основе частно-общественного партнерства. Стратегический план - это свод согласованных заинтересованными участниками действий, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах экономики и населения;
· в стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер;
· стратегическое планирование - непрерывный процесс: этапы разработки и реализации стратегического плана объединяются в непрерывном цикле посредством системы мониторинга и корректировки на основе механизма стратегического партнерства.
Стратегическое планирование в России в последние годы переживает своеобразный кризис. С одной стороны, расширились права местного самоуправления в регулировании развития города. Муниципалитеты получили права самостоятельно решать многие вопросы городской жизни. С другой стороны, старые методики отраслевого и территориального планирования не подходят для современных условий, а новые подходы не успели найти широкого применения. Но ряд обстоятельств как у нас в стране, так и во всем мире повышают значимость городского планирования. Местные власти приходят к пониманию того, что без детальных и качественно разработанных планов развития города обойтись невозможно.
Многие регионы и города в России начинают возвращаться к практике разработки концепций комплексного социально-экономического развития, используя элементы стратегического подхода, особенно в части определения целей и их ранжирования по степени значимости.
Задачей выбора стратегии является поиск такой линии развития, при которой цели развития города и его собственные ресурсы совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой. Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования.
Конкретная стратегия выбирает путь развития, в котором должен развиваться данный объект. Стратегия должна обеспечить направляющие принципы, базу принятия управленческих решений для разрешения определенных проблем, т.е. стратегия является одним из элементов управления, его неотъемлемой составной частью.
Развитие стратегического планирования в городе Рязани
На сегодняшний день уже многие российские города обзавелись своими стратегиями и стратегическими планами развития. Рязань до последнего времени находилась на обочине этих процессов: были и раньше попытки сформулировать основные направления стратегического развития города, но в формат полноценной муниципальной стратегии они не облекались и чаще всего так и оставались попытками. И вот в 2008 году город приступил к разработке собственного "Плана стратегического развития до 2020 года". Была подготовлена необходимая нормативная база, определены этапы и сроки разработки Плана:
1. Организация процесса разработки Плана 01 марта - 15 апреля 2008г.
2. Анализ и оценка социально-экономического положения города 15 марта - 15 июня 2008г.
3. Формирование Концепции социально-экономического развития города 15 июня - 15 августа 2008г.
4. Разработка Плана и программ по стратегическим направлениям развития, утверждение Плана 1 августа - 15 ноября 2008г.
5. Разработка методики мониторинга и оценки реализации Плана 1 ноября - 1 декабря 2008г.
На 1 этапе был проведен открытый конкурс на разработку Стратегии, его победителем стал "Институт экономики города", негосударственная некоммерческая организация, более 10 лет работающая в сфере содействия социально-экономическому развитию муниципальных образований. Сформированы координационный Совет по разработке Стратегии и рабочая группа, непосредственно занимающаяся данным вопросом. К участию в координационном Совете по разработке Стратегии были привлечены представители предпринимательского сектора, бизнес-ассоциаций, некоммерческих, общественных и научно-исследовательских организаций Рязани. В период работы над Стратегией проводились публичные слушания, круглые столы и семинары. Среди руководителей предприятий и организаций были распространены анонимные анкеты, задача которых - собрать "из первых рук" информацию о текущем состоянии дел в городе (ведь детальный анализ ситуации - неотъемлемый этап подготовки Стратегии), а также о взглядах представителей рязанского сообщества на перспективы городского развития, их предпочтениях и пожеланиях.
В результате выполненных исследований на 2 этапе были подготовлены анализ и оценка социально-экономического положения города, который является составной частью и отправной точкой для формирования Плана стратегического развития города Рязани до 2020 г. Проведенная на основе анализа социально-экономической и управленческой ситуации в городе оценка позволила выявить основные проблемы, с которыми сталкивается Рязань:
Страницы: 1, 2