Страховой рынок в России и за рубежом

Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного фонда. При проведении страховых и перестраховочных операций в валюте страховая организацию должна иметь фонд в валюте соответствующей группы. Министерство финансов выдает лицензии на проведение страховой деятельности  с дифференциацией их по видам страхования и валюте операций.


При обращении страховой организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования и выполнение применяемых страховых обязательств по договорам страхования. 


Для получения лицензии страховщик, прошедший регистрацию, должен представить Департаменту страхового надзора следующие документы:

·   Программу развития страховых операций  на три года, включающую виды и объем намеченных операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты

·       Правила или условия страхования по видам операций

·   Справки банков или иных учреждений, подтверждающих наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов

·   Статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов


Министерство финансов обязано выдавать лицензии в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.  Перечень выданных лицензий заносится в устав страховщика.


В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Министерство финансов может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и в валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий министерство руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечении лицензируемой организации. За выдачу лицензий со страховщика взимается специальный сбор.


Для осуществления возложенных задач Министерство финансов России имеет право:

·    Проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний

·        Получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям

·        Осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами

·         Контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций.


В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово – хозяйственной деятельности Министерство финансов России имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характер вложений временно свободных средств. Могут давать также предписания о введении или изменении схемы перестрахования.


Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками и нарушения, Министерство финансов России имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать эти лицензии или принимать решения о полном прекращении деятельности страховой организации.


Сейчас  на  российском  рынке  страхования  отмечается  такое  явление  как  мошенничество.  Самыми  распространёнными  афёрами  являются  оформления  страховки  при  ДТП  задним  числом.  Причиной  роста  преступлений  в  сфере  страхования  можно  назвать  и  отсутствие  в  Уголовном  кодексе  ответственности  за  фальсификацию  страхового  случая,  и  недостаточный  профессионализм оперативных  служб  и  следствия,  откуда  ввиду  нищенской  заработной  платы  ушли  опытные  сотрудники.  Однако  и  слабость  милиции  не  вскрывает  всех  корней  преступности  в  сфере  страхования.  Они находятся  в  экономической  и  психологической  плоскостях  жизни.   Говоря  откровенно,  для  многих  из  наших  соотечественников  страхование  является  тёмным  лесом.  


Многие  считают,  что  страхование  сродни   рулетке  и  по  возможности  его  избегают.  Это  связано  с  устоявшимся   мнением,  что  страховые  компании  используют  любую  юридическую  зацепку  для  уклонения  от   выплаты    страхового  возмещения  при  наступлении  страхового  случая.  Не пользуются  полным  доверием  у  страховщиков  и  страхователи.  Взаимное  недоверие  не  случайно  и  во  многом  обосновано  практикой.


На первый  взгляд  в  страховании  всё  казалось  бы  просто  и  ясно.  Страхователь   выплачивают  страховщику   страховую  премию,   и  при  наступлении страхового  случая  получает  определённое  возмещение  своих  потерь.  При отсутствии  страхового  случая  страховые  взносы  остаются  у  страховщика. 


Наибольшие  сборы  мошенники  из  страховых  компаний-однодневок   имели,  вступая  в  сговор  с  финансовыми   компаниями,  собирающими  средства   от  населения.  В  рекламных  буклетах  финансовых  фирм  сообщается  о  страховании  всех  вкладов  граждан.  Люди,  доверяя  страховой  компании,  вносили  свои  деньги  в  фирму  без  всяких  опасений.  В  час  «икс»  происходило  банкротство  финансовой  компании.  Вкладчики,  втайне  радуясь  своей  предусмотрительности, спешили  в  офис  страховщиков.  Там  они  узнавали,  что  страховая  фирма  фактически  являлась  дочерним  предприятием  финансовой  компании  и,  следовательно, никакими  денежными  средствами  не располагает. 


Граждане  же,  решившие  заработать  быстро  и  много  на  страховке,  рискуют  значительно  больше жуликов  из  страховых  фирм.  Если  вскроется  обман,  то  уголовного  преследования  предприимчивому  страхователю  довольно  затруднительно.


Получить  страховку  любители  приключений  могут  следующими  способами:


        ·  Страхование  объекта  в  разных  фирмах,  расположенных  в  различных  городах,  и  его последующее  уничтожение  или  исчезновение.

·   Завышение  стоимости  страхуемого  имущества.  Оно производится  путём  его  временного  увеличения.  Например,  в  момент  осмотра  страховыми  агентами  склада  страхователя,  в  нём  находится   продукция,  взятая  «на  прокат»  в  другой  фирме,  или  в  момент  отправления  груза  в  автомашине  находятся  товары,  которые  перед  дорожным  «разбоем»  или  другим  страховым  случаем  разгружаются  в  укромном  месте. 

·   Имитация  несчастного  случая,  вызывающее  ухудшение  здоровья  или  смерть  страхователя.  Последняя  афёра  наиболее  опасна.  Решиться  на  неё  могут  либо  аферисты  с  крепкими нервами,  либо  люди,  загнанные  в  жизненный   тупик.  Мошенник  страхует  свою  жизнь  на  сумму,  близкую  к  максимальной.  Выплачивает  два-три  взноса  и  исчезает.  Родственники  заявляют  о  его пропаже  в  милицию.  Их  периодически  вызывают  на  опознание  не  установленных  трупов.  В  одном  из  них  они  «узнают»  своего  близкого.  Получают  копию  протокола  опознания  трупа  и  акт  судебно-медицинского  исследования  трупа.  С  этими  документами  родственники    направляются  в  ЗАГС, где  получают  справку  о  смерти  страхователя.  На  её  основании  близкие «погибшего»  страхователя  получают  страховку.


Часть  причин,  побуждающих  граждан   совершать  мошенничества,  связано  с   несовершенством  проводимых  реформ  в  экономике  и  резким  падением  нравственности.  Появилось  много  людей,  которым  нечего  терять,  и  мошенничества  в  отношении  страховых  компаний  воспринимается  ими  не  как  уголовное  преступление,  а  административное   правонарушение.    


Другая  часть причин   вызвана  отсутствием  промежуточного  контроля,  которое  расслабляет  и  создаёт  иллюзию,  что  компания  забыла  о  клиенте.


На  современном  этапе  развития  страхования  в России  неправомерные  действия  страховых  компаний  носят характер  использования  несовершенств  законодательства.  Возможностью  составлять  договоры  с  двойным  смыслом  нужных  положений.   Передача  дела  в  суд  по  формальным  признакам  для  затягивания  выплаты.   Заявление  в  суде,  что  договор  составлен  с  нарушением  закона  или  в  противоречии  с  соответствующими  правилами  страхования.  Использование  своих  оценщиков.  При  этом  страхователи  рассчитывают  на  то,  что  скандал  с  одним  клиентом  не  повредит  имиджу  всей  компании.  Все  ошибки,  в  конечном  счёте,  можно  списать  на  промахи  отдельного  сотрудника.


В  настоящее  время  законодательные  акты,  регулирующие   страхования,  значительно  сократили  возможность  мошенничества  в  области   страхования.  Однако,  расслабляться  ни  страховщикам,  ни  страхователям  не  стоит.  Вряд  ли  преступники  оставили  сферу  страхования  из-за  нововведений   в   наше  законодательство.

 

2.1.1 Основные потребители страховых услуг в Российской Федерации

Согласно полученным данным, уже сейчас в деятель­ности страховых организаций достаточно отчетливо прояв­ляется ориентация на различные сегменты рынка потреби­телей страховых услуг. Большинство страховых компаний нацелено на обслуживание как организаций, так и отдель­ных граждан, а некоторые из них обслуживают целевые группы клиентов. Так, на страхование только первой кате­гории клиентов ориентировано около 30%, а второй - 12% всех обследованных страховых компаний. Среди юридических лиц основными потребителями страховых услуг являются промышленные предприятия. Боль­шая доля этих услуг приходится на торговые фирмы - 48% и коммерческие банки - 34%. Далее следуют сельскохозяй­ственные предприятия - 27% и сфера услуг - 25%. Реже встречаются промышленно-финансовые компании - 17%. Наибольшая часть (47%) страховых компаний, работающих с населением, в равной мере ориентирована на все группы граждан. Вместе с тем 14% этих компаний оказывают услуги в основном высокодоходным группам населения. 30% - об­служивают граждан со средним доходом. При этом каждая десятая организация работает с низкодоходными группами населения. По-видимому, их привлекает большой объем со­ответствующего сегмента рынка и, прежде всего такая груп­па, как пенсионеры.

 Государственные компании (три четверти) больше дру­гих ориентированы на выполнение услуг для всех категорий клиентов. Подавляющее большинство обследованных государ­ственных компаний (88%) заключило договора и обслужи­вает клиентов из числа физических лиц. АО открытого типа имеет клиентов как среди госпредприятий, так и среди коммерческих структур. Большая часть АО закрытого типа имеет возможность работать только с ограниченным числом клиентов (до 100 юридических и физических лиц): госпред­приятий (57%) и коммерческих структур (60%). Это отно­сится и к значительной части ТОО (42% и 47% соответ­ственно). Практически ни одна из страховых фирм ТОО не заключила договора с более чем 500 госпредприятиями и коммерческими структурами; в то же время ни одна госу­дарственная компания не работает с менее, чем 100 государ­ственными предприятиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты