Под гражданской дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать гражданские права и обязанности. Для того, чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, поэтому это свойство индивида зависит от его умственного состояния. В законодательстве большинства стран мира указано, что дееспособным в полном объеме гражданин становится с момента достижения им установленного в законе возраста совершеннолетия, который в различных странах определяется по-разному (в России, Англии и Франции граждане признаются полностью дееспособными в 18 лет, в Швейцарии и Японии - в 20 лет). Несовершеннолетние могут быть либо полностью недееспособными, либо обладать ограниченной дееспособностью. Например, в Англии до достижения 18 лет физическое лицо считается несовершеннолетним, и его дееспособность ограничена независимо от возраста, а в ряде стран континентальной Европы по решению суда несовершеннолетний может быть объявлен совершеннолетним («эмансипация»). Правовое положение эмансипированного приближается к правовому положению совершеннолетнего, но полностью с ним не совпадает, поскольку законом установлен ряд ограничений в отношении возможности самостоятельного совершения сделок эмансипированным подростком9.
В большинстве стран мира гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой он является. Однако закон РФ предусматривается специальные правила, ограничивающие действие принципа lex patriae при определении дееспособности иностранцев, к примеру - п. 5 ст. 1195 ГК РФ, согласно которому гражданская дееспособность лица без гражданства определяется в РФ по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства. В соответствии с п. 3 ст. 1197 ГК РФ российскому праву также подчиняется решение вопросов о признании иностранцев недееспособными или ограниченно дееспособными6.
2. Правовой статус юридических лиц в Международном
частном праве
2.1 Личный закон юридического лица в Международном
частном праве
Специфика деятельности и правового статуса юридических лиц определяется их национальностью (государственной принадлежностью). Именно государственная принадлежность юридических лиц является основой их личного статута. Правовая категория «личный статут» устанавливает «личный статус» компании. Понятие личного статута юридических лиц определяется сходным образом во многих странах: статус организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма и содержание правоспособности, способность отвечать по своим обязательствам, вопросы внутренних отношений, реорганизации и ликвидации (п. 2 ст. 1202 ГК РФ)12. Юридические лица не вправе ссылаться на ограничение полномочий их органов или представителей на совершение сделки, неизвестное праву страны места совершения сделки, за исключением случаев, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об указанном ограничении (п. 3 ст. 1202 ГК РФ)2.
Компании во всех странах делятся на «отечественные» и «иностранные». Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность за границей, находятся под воздействием двух систем правового регулирования -национального права государства «гражданства» данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон)8.
«Личный закон» предопределяет государственную принадлежность юридических лиц. Понятие «личный закон» юридического лица является одним из самых сложных в МЧП, поскольку эта формула прикрепления содержит серьезные «скрытые» коллизии и принципиально различно понимается в праве разных государств, как правило в четырех вариантах:
1) Теория инкорпорации - юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории оно учреждено (инкорпорировано, зарегистрировано). Отсылка к законодательству места инкорпорации закреплена как необходимый коллизионный принцип для определения личного статута юридического лица (США, Великобритания, Россия);
2) Теория (ценз) оседлости (теория эффективного места пребывания) - юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории расположен административный центр, управление компанией (Франциия, Япония, Испания);
3) Теория центра эксплуатации (места осуществления основной хозяйственной деятельности) - юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории оно ведет свою основную деятельность (Египет, Индия, Алжир);
4) Теория контроля - юридическое лицо имеет национальность того государства, с территорий которого контролируется его деятельность. Теория контроля определена как господствующее правило коллизионного регулирования личного статута юридических лиц в праве большинства развивающихся стран (Конго, Заир). В качестве субсидиарной коллизионной привязки эта теория используется в праве Великобритании, США, Швеции и Франции11.
Теория контроля появилась во время Первой мировой войны. Толчком к ее появлению явилось дело против компании «Даймлер», рассматривавшееся в 1915 г. в английском суде. В ходе процесса выяснилось, что из 25 тыс. акций, составлявших акционерный капитал компании, только одна акция принадлежала британскому подданному, а остальные находились в собственности германских держателей. Несмотря на то, что компания была инкорпорирована в Англии, суд признал это юридическое лицо принадлежащим кайзеровской Германии9.
В1916 г. был издан циркуляр Министерства юстиции Франции. Теория контроля была воспринята и законодательством Швеции. В 1939 г. Англия приняла Акт о сделках с вражескими лицами. А в США во время Второй мировой войны собирались сведения и публиковались особые «черные списки» компаний, относящихся к «враждебным иностранцам», с которыми были запрещены коммерческие сделки11.
В России в 90-х годах XX в. ограничивались коммерческие сделки российских хозяйствующих субъектов с юридическими лицами Боснии, Герцеговины, Ливии, Ирака12.
Многовариантное понимание коллизионного принципа «личный закон юридического лица» оказывает негативное влияние на развитие международных экономических отношений, а различное определение национальной принадлежности юридических лиц порождает проблемы «двойной национальности», двойного налогообложения, невозможности признать компанию банкротом или наложить арест на ее уставной капитал. В целях устранения подобных проблем современная судебная практика и законодательство большинства стран идут по пути определения национальной принадлежности юридических лиц при помощи комплексных критериев, совмещения нескольких коллизионных начал, установления «цепочки» коллизионных норм10.
Попытками установления единообразного статуса иностранных юридических лиц на международном уровне являются: 1) Гаагская конвенция 1956 г. о признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями, учреждениями; 2) Конвенция Европейского союза 1986 г. о признании негосударственных организаций; 3) определение режима юридических лиц в международных торговых договорах; 4) определение правоспособности юридических лиц по Конвенции 1993 г. о правовой помощи стран СНГ7.
2.2 Правовое положение иностранных юридических лиц в России
Внутреннее законодательство государства устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность на территории государства. Общий режим определяется в специальном законодательном акте. Нормы о правовом положении иностранных юридических лиц также можно встретить в международных соглашениях, заключаемых государствами, в которых регламентируются вопросы взаимного признания правосубъектности юридических лиц, определяются правовые режимы их функционирования, устанавливаются критерии определения национальности юридических лиц. Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим являются самыми распространенными режимами, предоставляемыми данными соглашениями иностранным юридическим лицам6.
В Российской Федерации правовому положению иностранных юридических лиц посвящены статьи многих законов и подзаконных актов8.
Что касается инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц, то правовые и экономические основы ее проведения определяются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г6. Однако данный ФЗ не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации и в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях4.
В качестве инвесторов на территории РФ могут выступать иностранные юридические лица и организации, ими не являющиеся, и иностранные физические лица, имеющие право на основе законодательства государства своего учреждения, гражданства или постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Иностранные юридические и физические лица имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории РФ как путем создания предприятий и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством6.
В первом случае могут создаваться и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами РФ (совместные предприятия) Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации8.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным, инвестором в судебном порядке7.
Иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои филиалы. Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица9.
Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику РФ. Этот орган также определяется Правительством РФ. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его аккредитации, а прекращает ее со дня лишения его аккредитации. Филиалу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства7.