Субъекты патентного права

В случае отсутствия у автора (патентообладателя) наследников по закону и неоставления им завещания в качестве наследника выступает государство.  Действующее наследственное законодательство не предусматривает в этом случае прекращения соответствующих прав, как это установлено в отношении прав умерших авторов произведений науки, литературы или искусства, не имеющих наследников (ст.552 ГК РСФСР 1964 г.).

Оформление наследственных прав в рассматриваемой области имеет некоторые особенности по сравнению с общим порядком.  Обычно наследники в подтверждение своего права представляют свидетельство о праве на наследство, выдаваемое нотариусом.  Однако до вынесения решения о выдаче патента нотариус не вправе выдать свидетельство о праве на его наследование.

При переходе по наследству уже выданного патента наследники обязаны получить у нотариуса специальное свидетельство о праве наследования патента, в котором также должно быть указано, кто и в какой доле наследует вытекающие из патента права.

Если наследниками патента являются одновременно несколько лиц, то все вопросы, связанные с использованием патентных прав, решаются по их взаимному согласию.  При отсутствии согласия каждый из них может использовать объект промышленной собственности по своему усмотрению, но не в праве без согласия остальных патентообладателей предоставлять лицензии или уступать патент другому лицу.

Патентные поверенные.  Ведение дел о выдаче патентов и решений иных патентно-правовых вопросов требует специальных знаний как в соответствующей области науки и техники, так и в сфере патентного права.   В силу этого Патентный закон Российской Федерации предоставляет изобретателям и их правопреемникам право не только лично выступать в патентных отношениях, но и пользоваться услугами других лиц.  Такими субъектами выступают, прежде всего, патентные поверенные, которыми признаются лица, получившие специальное образование, имеющие опыт работы в области охраны промышленной собственности и выдержавшие специальный экзамен (аттестацию) на звание патентного поверенного.

В качестве патентного поверенного может быть аттестован и зарегистрирован гражданин Российской Федерации, который:

v           имеет постоянное место жительства в Российской Федерации, высшее образование и не менее чем четырехлетний опыт практической работы в области охраны промышленной собственности или профессионального юридического представительства;

v           обладает знанием законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, международных договоров, необходимым для осуществления деятельности по защите прав на объекты промышленной собственности, в объеме, определяемом Патентным ведомством Российской Федерации, и соответствующими навыками их практического применения, подтвержденными результатами квалификационного экзамена.

Все патентные поверенные подлежат обязательной регистрации, сведения о них вносятся в единый государственный реестр и им выдается специальное свидетельство на право осуществления профессиональной деятельности.

Патентные поверенные могут осуществлять свою профессиональную деятельность как самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, так и работая по найму или создав собственную коммерческую организацию.

Взаимоотношения с клиентами строятся на договорных началах, а именно на основе договора поручения и выданной клиентом доверенности.  Оплата услуг производится в размере, определенном соглашением сторон.

Патентным законом РФ и Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" установлено, что иностранные заявители подают заявки на все объекты промышленной собственности и ведут по ним дела только через патентных поверенных Российской Федерации.  Исключение составляют заявители стран - бывших субъектов СССР (Республика Беларусь, Украина, Армения, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Узбекистан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан), с которыми Российская Федерация заключила двусторонние соглашения, предусматривающие право заявителей этих стран подавать заявки и вести по ним дела без участия патентных поверенных Российской Федерации.

Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов и Федеральный фонд изобретений России.  Изобретатели, как и все граждане России, имеют право объединяться в союзы, общества, ассоциации и иные общественные организации в целях защиты своих прав и законных интересов, удовлетворения профессиональных потребностей своих членов и развития технического творчества.  На протяжении многих лет в России действуют различные научно-технические общества как всероссийского, так и регионального характера, активно участвующие в изобретательских отношениях и являющиеся их самостоятельными субъектами.  Наиболее известной и мощной организацией такого рода является Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов.


В соответствии с Уставом его основными задачами являются:

o              создание организационных, экономических и правовых условий для реализации творческих возможностей членов Общества;

o              оказание практической помощи изобретателям в разработке и внедрении их предложений;

o              правовая защита прав членов Общества на принадлежащие им объекты промышленной собственности.

Реализуя эти задачи, Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов создает специальные фонды материальной поддержки изобретателей, организует консультации и экспертную помощь, приобретает права на объекты промышленной собственности и реализует их по договорам заинтересованным лицам;  оказывает юридическую помощь изобретателям в отстаивании их прав и представлении их интересов в правоохранительных органах и т.д.

Общество действует на принципах добровольности и равноправия его членов, самофинансирования, самостоятельности, самоуправления и независимости его организаций от политических, хозяйственных и государственных органов.

Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов образовано по территориально-производственному признаку.  Основой Общества являются первичные организации, создаваемые в трудовых коллективах.  Все подразделения Общества, имеющие обособленное имущество, являются самостоятельными юридическими лицами.

Для юридической защиты прав и законных интересов изобретателей Всероссийского Общества Изобретателей и Рационализаторов создана Общественная инспекция по контролю за соблюдением законодательства в области изобретательства.  Она рассматривает жалобы и заявления изобретателей и рационализаторов, касающиеся изобретательской деятельности, содействует защите их прав, в том числе путем представительства интересов авторов и организаций в судебных органах.

Новым и достаточно своеобразным субъектом патентных отношений является Федеральный фонд изобретений России.  Задачей Фонда является отбор изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, приобретение на них прав патентообладателя на договорной основе и содействие их реализации в интересах государства.  Подобная организация создана в России впервые.

Федеральный фонд изобретений России выступает в роли полноправного патентообладателя в отношении тех разработок, права на пользование которых приобретены на договорной основе государством или перешли к последнему по основаниям, указанным в законе, например в результате наследования.  Источниками его финансирования являются выручка от продажи лицензий на объекты промышленной собственности, патенты на которые принадлежат Фонду, добровольные взносы предприятий и граждан, а также средства республиканского бюджета РФ и иные поступления.













 

 

 

Патентное ведомство.


Важнейшим участником патентных отношений в любой стране выступает Патентное ведомство, обеспечивающее формирование и проведение единой государственной политики в области охраны промышленной собственности.  В Российской Федерации функции такого ведомства до недавнего времени выполнялись Российским агентством по патентам и товарным знакам (сокращенно – Роспатент)[2].  В настоящее время его место заняла Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.  Статус данного органа определен постановлением Правительства от 7 апреля 2004 года №178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам».  Согласно этому постановлению Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.  Она находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура Службы еще до конца не определена, но очевидно, что в его составе будут присутствовать подразделения, которые:

-                принимают и рассматривают заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности (до недавнего времени это Федеральный институт промышленной собственности);

-                рассматривают жалобы и возражения на решения по заявкам, а также другим спорным вопросам (до недавнего времени этим занимались Апелляционная палата и Высшая патентная палата, функции которых перешли к Палате по патентным спорам[3]);

-                занимаются сбором, систематизацией и опубликованием патентной информации (в настоящее время это ГУП «Информационно-издательский центр»);

-                осуществляют подготовку и переподготовку кадров для работы в сфере интеллектуальной собственности.

Основными задачами Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам являются:

Ø            разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по формированию государственной политики в области охраны промышленной собственности, а также мероприятий по её реализации и участие в осуществлении этих мероприятий.  Иными словами, посредством Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам российское государство проводит единую государственную политику в области охраны промышленной собственности.  В этих целях Патентное ведомство разрабатывает предложения и целевые программы по совершенствованию охраны промышленной собственности, готовит предложения по совершенствованию патентного законодательства, обобщает практику его применения, принимает правила (разъяснения) по вопросам охраны промышленной собственности и т.п.;

Ø            обеспечение охраны объектов промышленной собственности, что является главной и традиционной задачей любого патентного ведомства.  Во исполнение данной задачи Служба принимает к рассмотрению заявки на выдачу патентов на объекты промышленной собственности, проводит экспертизу этих заявок, государственную регистрацию объектов промышленной собственности, выдает охранные документы, в установленном порядке признает их недействительными и т.д.;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты