По Псковской грамоте суд, кому бы он ни принадлежал - князю ли с посадником или другим, пользовался таким уважением, что каждое дело, решенное им, не подлежало апелляции и всякий приговор его всегда был окончательным (исключение: Братчинный суд). В грамоте сказано: "А которому посаднику сести на посадничество, ино тому посаднику крест целовати на том, что ему судит право по крестному целованию, а городскими кунами не корыстоватися, а судом не мстится ни на кого-ж, а судом не отчитись, а праваго не погубити, а виноватаго не жаловати, а без исправы человека не погубити, ни на суду, на вечи... А не всудят в правду, ино Бог буди им судия на втором пришествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику". Неприкосновенность того или другого суда так сильно высказывается в Псковской грамоте, что по ней посадник или судья, оставляя свою должность, должны были предварительно окончить все дела, начавшиеся во время их службы, и новый посадник не имел права вступаться в дела своего предшественника.
Но псковский закон, признавая неприкосновенным суд властей, в то же время требовал, чтобы судьи были правдивы и беспристрастны. Обеспечение этого требования псковский закон находит в присяге, поэтому по Псковской грамоте каждый судья - посадник или князь, при вступлении в свою должность должны были целовать крест на том, что они будут судить в правду - виновного не оправдают, а правого не обвинят и не погубят и т. п.
Суд есть борьба сторон перед судьей. То, что сегодня мы называем судебные доказательства, в то время были средствами сторон, Суд лишь регулировал и уравнивал эти средства. Средства были следующими: послухи, Суды Божии, акты.
Число послухов в эпоху русской правды было различным от 2 до12. Псковская судная грамота упрощает эту процедуру, во всех делах, требующих послушества, выступает только 1 послух (ст.27), свидетелей же может быть несколько (ст.27,55). Послуха обязан был выставлять только один истец, свидетелей же могли выставлять обе стороны.
Послух должен быть на суде, его неявка вела за собой потерю иска для стороны его выставившей (ст.22). Он должен был подтвердить словесно все, что говорила сторона, его выставившая. Если он недоговорит, или переговорит, все его послушество теряло всякое значение (ст.22). Послух должен был выступать на судебный поединок с ответчиком.
Суды Божии выражались через: Жребий; Рота (крестное целование), Ордалии, Поле.
Псковская судная грамота признает присягу окончательным способом решения дел, возникающих из договоров личного найма между землевладельцем и крестьянином (ст.41-42,51), между мастером и учеником (ст.102) и в исках между родственниками совладельцами. Самостоятельное значение присяги должно быть признано и во всех тех случаях, где присяга являлась альтернативой поля (ст.17,92,101,20,55). При судебных поединках рота предшествует полю, составляя как бы его необходимую первую часть (ст.36).
В эпоху судных грамот присягали не обе стороны вместе и не жребий решал выбор между ними, а одно общее правило: ответчику предоставлялось либо самому принести присягу, или предоставить присягу истцу. (ст.92,101,20)
Существенное условие судебного поединка – равенство сторон, преимущественно в смысле физического равенства. Отсюда следующие положения: мужчина против мужчины, женщина против женщины (ст.119). Старые, дети, монахи не могли выходить против здоровых и сильных. Слабейшая сторона получала право иметь наймитов. Послух не мог иметь наймита (ст.21). А также необходимым было равенство оружия, время и место. При поединке должны были присутствовать чиновники суда.
Сфера применения поединка совпадает с применением ордалии, иски, возникающие из преступлений (ст.27). Поле имело место в исках о поземельной собственности, в которых право обоих сторон утверждалось равносильными письменными актами (ст.10). Поле применялось в исках не требующих формального заключения сделки (ст.92,101). Во всех других случаях поле запрещено (ст.28).
По челобитью суд делал вызов ответчика через особых служителей, так называемых позовников или приставов, которые были двух родов - княжеские и земские: первые назывались дворянами, а вторые - подвойскими. При каждом вызове в суд позовники непременно должны быть от обеих сторон - от князя и от земщины, иначе ответчик имел право и не являться в суд.
Позовникам назначалась особая пошлина, называемая ездом или хоженым, количество этой пошлины соразмерялось с расстоянием, которое должны были проехать или пройти позовники для вызова ответчика в суд. Впрочем, закон не обязывает истца посылать за ответчиком непременно официального позовника, а дозволяет ему в таком случае, если тот не соглашается идти за ответчиком за определенную плату - нанять и постороннего человека и дать ему позывницу, т. е. грамоту, по которой ответчик вызывался в суд. Приставы или позовники, как княжеские, так и земские, должны быть люди честные и добросовестные, которые должны быть известны князю или посаднику как люди, вполне заслуживающие доверия.
Позывница писалась княжеским писцом и к ней прикладывалась княжеская печать. Если же княжеский писец не соглашался писать позывницу за определенную законом пошлину, то позывница могла быть написана и помимо княжеского писца и запечатана печатью церкви Св.Троицы. Получив позывницу, позовник отправлялся в том место, где жил ответчик, и там, у церкви перед священником и всем народом прочитывал ее. Сюда же приглашался и ответчик, который по прочтении позывницы должен был объявить, что он в известный срок явится в суд. Но, присутствие самого вызываемого при чтении позывницы не было обязательным для него и необходимым, и если бы он и не явился, то было бы достаточно, чтобы позывница была прочтена у церкви перед священником и народом.
Если ответчик по первому вызову не являлся в суд, то на пятый день по истечении назначенного истцу выдавалась новая позывная грамота "на виновного" (ответчика). С этой грамотой позовники снова отправлялись к ответчику и, прочитав ее, уже не давали никакого срока ответчику, а прямо вели в суд. Но при этом позовники не должны были мучить и бить ответчика, равным образом и ответчик не должен был сопротивляться позовникам, а если он противился им и бил их, то за это подвергался уголовному суду.
Псковской грамоте при истце и ответчике допускались в суд и адвокаты (пособники и стряпчие). Но этот институт не пользовался в Пскове большим доверием и допускался только с большими ограничениями, именно: пособничество на суде допускалось только в таком случае, когда истцом или ответчиком была женщина или малолетний, чернец, черница, или больной, старый, глухой и т. п. При этом Псковской грамотой было постановлено, что один стряпчий не имеет права участвовать в двух делах в один день. Во всех же других случаях по псковскому закону строго запрещалось приводить в суд пособников, для чего при дверях судебных палат всегда находились два подверника - от князя и от земщины, обязанностью которых было наблюдать, чтобы, кроме истца или ответчика, никто не входил в суд. За исполнение это обязанности подверники получали по одной деньге с обвиненного. Если же истец или ответчик приходил в суд с пособником, который врывался туда силой, то за это его "сажали в дыбу", т.е. заковывали в колодки и взыскивали пени рубль в пользу князя и 10 денег подверникам.
Заключение
В Пскове в XIV в. появляется свой свод законов - "Псковская судная грамота", принятая "всем Псковом на вече" и благословленная всем псковским духовенством. История ее появления достаточно сложна, и этому процессу посвящены многочисленные исследования, в данном случае этот документ важен с точки зрения фиксации, записи городских обычных норм и правил ("псковских пошлин" - т.е. то, что "пошло", установилось с давних времен), а также совмещение их с уставами князей Александра Михайловича Тверского (середина XIV в.), Константина Дмитриевича (сына Дмитрия Донского, начало XV в).
Система судов, их компетенция и полномочия подробно нормированы в Псковской судной грамоте. Судебными полномочиями были наделены все лица Псковской администрации: посадник, княжеский наместник, сотские городские и пригородские. Отдельно регламентировались состав и юрисдикция церковного суда. Верховным судьей в Псковской республике значится князь.
Из грамоты видно, что городская община принимает самое активное участие в выполнении полицейской функции. Посадник, выбираемый на вече, ведал практически всеми вопросами управления и суда, т.е. в той или иной степени контролировал деятельность по осуществлению полицейской функции. Совместно с князем он осуществляет суд, причем именно правый суд - его важнейшая функция, занимается благоустройством города, контролирует миграционные процессы в городе и прочее.
Сам судебный процесс по Псковской судной грамоте носил состязательный характер. Роль суда усиливалась. В суд вызывали ответчика по позывнице (повестке), при помощи судебного пристава (позовник).
Судебными доказательствами являлись: видаки; послухи; ордалии; вещественные доказательства; присяга; новый вид судебного доказательства - судебный поединок; новый вид судебного доказательства - письменные доказательства ("доски" - частные расписки и "записи" - официально заверенные документы). Собственное признание не упоминалось.
Таким образом, Псковская судная грамота свод законов Псковской республики 14-15 вв. Которая включает постановления веча, совета бояр, княжеские грамоты, нормы Русской Правды, обычное право. Прописывает смертную казнь за политические и уголовные преступления. Регулирует земельные, долговые и иные имущественные отношения, наследственное право.
Список используемой литературы
1. Исаев И.А. История государства и права России. — М.: 2006.
2. Капустин А.И., Исторические вехи в деятельности судебных приставов Древней Руси (X-XV вв.). 2009г.
3. Кутафина О.Е., Лебедева В.М. Семигина Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6 томах. М.; 2003 г.
4. Под ред. Титова Ю. П. История государства и права России. — М.: 2006.
5. Псковска судная грамота. Дата создания: 1467. Источник: Российское законодательство Х - XX веков. Том 1. С. 331-342.
Страницы: 1, 2