Судебное рассмотрение индивидуального трудового спора

В начале советского периода это направление вылилось в создание примирительных камер и третейских судов, в образование расценочно-конфликтных комиссий (РКК) и «особых сессий народных судов по трудовым делам». Согласно ст. 21 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (1923 г.) в редакции от 25 марта 1929 г. рассмотрению в особых сессиях народных судов по трудовым делам подлежали конфликты на почве применения наемного труда, регулируемые законами о труде, коллективными и трудовыми договорами, правилами внутреннего распорядка и табелю взысканий.[7]

В начале XIX века было разработано несколько законопроектов об улучшении быта фабрично-заводских рабочих, но все эти проекты, стремясь к обеспечению справедливых интересов рабочих, отличались той особенностью, что в них последовательно и систематически проводилось выделение фабричных рабочих из состава российского населения. Они появились как результат деятельности фабричной инспекции, инициатива которой естественно ограничивалась исключительно фабрично-заводским составом населения. Фактически, фабричные рабочие в этих законопроектах действительно рассматриваются как особый класс, особое сословие, для которого предлагается особое страхование, особые больницы, кассы, школы.[8] Причем все эти организации, предлагаемые в проектах, не рассматриваются в системе земского и городского самоуправления, напротив, при разработке проектов указывается на несовершенства земского или городского самоуправления, как на основание формирования правосознания рабочих – к обособлению учреждений для фабрично-заводских рабочих. По мнению разработчиков, обязанности фабриканта должны заключаться в предоставлении рабочим надлежащих условий работы и в уплате заработка, обязанности рабочих должны состоять в надлежащем исполнении работы.

В начале мая 1917 г. Министерством труда Временного правительства была предпринята попытка в законодательном порядке решить ряд вопросов, связанных с возникновением и разрешением трудовых споров. Так, был разработан ряд законопроектов: проект трудовой инспекции (комиссии) труда, проект создания примирительных камер на паритетных началах для разрешения трудовых конфликтов. Но несмотря на это, в дореволюционной России так и не сложились ни специальные суды для разрешения споров, возникающих из трудовых отношений, ни примирительные камеры. Введение специализированных судов неоднократно проектировалось, но проекты не доходили до законодательных органов

После Октябрьской революции 1917г. административное вмешательство при рассмотрении трудовых споров приняло особенно широкие размеры. В середине 1918 г. Наркомтруд провел реорганизацию конфликтных органов, созданных в Министерстве труда Временного правительства. Органы НКТ рассматривали значительное количество конфликтов на почве установления размеров заработной платы и расчета рабочих при увольнении.

18 мая 1918 года был опубликован декрет СНК РСФСР об инспекции труда. Перед инспекцией труда ставились задачи охраны труда и здоровья всех лиц, занятых какой бы то ни было хозяйственной деятельностью. Инспектора труда были наделены большими полномочиями для борьбы с нарушениями трудового законодательства: они имели право наложения штрафов за непринятие мер по охране труда, за нарушение законов о труде, а также право привлекать к суду злостных нарушителей трудового законодательства. Инспектора труда избирались советами профсоюзов и утверждались губернскими отделами труда. Инспекция труда находилась в ведении Народного комиссариата труда и его органов на местах. Всю работу инспекция труда проводила в тесном контакте с профсоюзными организациями.[9]

Термин «трудовые споры» появился лишь в 1971 г. в Кодексе законов о труде (КзоТ). Ранее употреблялся термин «Трудовые конфликты». В качестве самостоятельной отрасль трудового права получила развитие особенно в послевоенные годы во многих западных странах. В некоторых из них она называется «социальное право» (например, во Франции), а также «международно-правовое регулирование труда». Идет процесс замены термина «трудовой конфликт» на термин «трудовой спор». И это правильно, так как конфликт с точки зрения философии – это неразрешимое противоречие, грозящее взрывом (в трудовых отношениях – стачкой, забастовкой). А современное трудовое право предусматривает главным образом примирительные процедуры для разрешения трудовых споров.[10]

Однако по мере укрепления тоталитарного режима отечественная трудовая юстиция как самостоятельная ветвь судебной власти была поглощена системой районных народных судов с их универсальной компетенцией по рассмотрению гражданских дел, в том числе и вытекающих из трудовых правоотношений.

В то же время, к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров со стороны судов отношение оставалось особым. Эта категория дел по своей социальной значимости и сложности разрешения как материального, так и процессуального порядка всегда выделялась среди иных дел искового производства. Данный объективный фактор, существование которого поддерживалось и на законодательном уровне, уже тогда настоятельно требовал иного подхода к организации судебной деятельности по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров. В тех народных судах, где это было возможно, например, при наличии нескольких составов, рассмотрение по первой инстанции дел, возникающих из трудовых правоотношений, поручалось наиболее подготовленным народным судьям. Постоянное внимание к указанной категории дел осуществлялось и со стороны вышестоящих судов, в частности, в таких формах, как кураторство, обобщение судебной практики, проверка законности судебных решений в кассационном и надзорном порядке, информационная поддержка судей, их учеба с учетом специализации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров, вытекающие из содержания закона и выработанные правоприменительной практикой, учитывались судьями при определении содержания процессуальных действий.

Система регулирования трудовых споров в нашей стране начала складываться только с начала 90-х годов прошлого века. Ее правовую основу составляли Законы СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и от 11 марта 1991 г. «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров», а также Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».[11]

В последующем в Кодекс законов о труде Российской Федерации (КзоТ) вносились коррективы, которые коснулись в основном ст.201-219, посвященных рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Была обновлена и ст.220, которая получила наименование «Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Однако законодатель включил в данную статью лишь определение коллективных трудовых споров (конфликтов), использовав формулировку из названного Федерального закона, и указание о том, что эти споры «рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Очевидно, действовала логика, в соответствии с которой внесение значительных по объему дополнений в устаревший КзоТ не являлось остро необходимым. К тому времени Кодекс уже подвергся многочисленным изменениям: из 256 статей в первоначальном виде не осталось ни одной, причем некоторые статьи модифицировались неоднократно. Усложнять и без того непростую даже для юристов-трудовиков ситуацию, конечно, не следовало, особенно с учетом того, что в средствах массовой информации уже активно дебатировались вопросы о достоинствах и недостатках первоначального варианта проекта Трудового кодекса.[12]

Принятый Госдумой 21.12.2001 г. с 1 февраля 2002 года вступил в силу новый Трудовой кодекс РФ. В Трудовом кодексе (ТК) РФ все нормы о рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров (соответственно гл.60, 61) нашли, наконец, полное отражение в кодифицированном виде.

Это 5-й основной закон о труде России (Устав о промышленном труде 1913 г.; КзоТы 1918 г., 1922 г., 1971 г.). Он пришел на смену Кодексу 1971 г. Последний принимался в период, когда экономической основой трудовых отношений была государственная собственность. В связи с этим государство выступало не только как орган власти, но и как собственник, что позволило ему осуществлять жестокое правовое регулирование. КзоТ 1971 г. был рассчитан на крупные промышленные предприятия. Однако, как правило, он применялся в полном объеме во всех организациях без учета их специфики.[13]

Отставания трудового законодательства от изменяющихся социально-экономических условий стало ясно еще во второй половине 80-х годов. В связи с этим в феврале 1988 г. в КзоТ были внесены изменения с целью его приближения к потребностям практики.

Новый Трудовой кодекс по сравнению с КзоТ 1971 г. – более объемный документ, в нем появились новые структурные подразделения, в том числе и «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров» (гл.60). За семь лет, что прошли со времени принятия Трудового кодекса, жизнь поставила много вопросов. Все это потребовало скорректировать трудовое законодательство. Федеральный Закон от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ внес существенные изменения в действующий Трудовой Кодекс РФ, принятый Госдумой 21 декабря 2001 г. и вступивший в силу с 01.02.2002 г.

Конфликты работника и работодателя в условиях нашего далекого пока от цивилизованности рынка – дело обыденное, довольно часто приводящее к обращению обиженной стороны в суд. Верховный суд России в своем Постановлении Пленума от 28 декабря 2006 г. N 63 г. Москва «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» обобщил судебную практику по разрешению трудовых споров за последние два года, то есть после того, как вступил в силу новый Трудовой кодекс.

Таким образом, современные проблемы «трудовой юстиции» и процесса рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, которым посвящена настоящая работа, имеет глубокие исторические корни.

§ 1.2 Понятие и классификация индивидуальных трудовых споров


Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения, то есть виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушения права другого субъекта данного правонарушения.[14].

Разногласие работник может урегулировать самостоятельно или с участием представляющего его интересы профсоюзного органа при непосредственных переговорах с администрацией. Трудовой же спор возникает, когда разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа. Если изобразить динамику возникновения трудового спора по его ступеням, то она будет следующей


трудовое правонарушение

различная его оценка субъектами правоотношения

 


попытка урегулировать это разногласие самими сторонами при непосредственных переговорах


обращение для разрешения разногласия в юрисдикционный орган

 

Трудовой спор

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты