Судебные расходы в гражданском процессе

- при частичном удовлетворении иска судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано;

- если истец освобожден от уплаты судебных расходов и его требование удовлетворено полностью, ответчик выплачивает все расходы в федеральный бюджет;

- если обе стороны были освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Чтобы не лишиться шанса возместить судебные расходы, в договоре на оказание юридических услуг необходимо четко разграничить суммы, затраченные на досудебное урегулирование спора, и непосредственно издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом.

Возложение судебных расходов на стороны в гражданском процессе преследует две цели:

1) возместить затраты, которое несет российское государство в связи с осуществлением правосудия по гражданским делам, а также затраты добросовестных субъектов цивильных правоотношений;

2) предупредить необоснованные обращения за судебной защитой (сутяжничество) и необоснованные уклонения от выполнения гражданско-правовых, семейных, трудовых и т.п. обязанностей.

Таким образом из выше сказанного можно сделать вывод, что государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела в суде, в совокупности составляют судебные расходы, которые можно определить как денежную сумму, выплачиваемую лицами, участвующими в деле, в связи с производством по делу в суде.

Под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Судебные издержки - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты их лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям, специалистам), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий (ст. 94 ГПК).


1.2            Виды судебных расходов в гражданском судопроизводстве


В состав судебных расходов входит (ст. 101 АПК РФ, ст. 88 ГПК РФ):

- государственная пошлина;

- издержки, связанные с рассмотрением дела.

Открытые перечни издержек содержатся в статье 106 Арбитражного процессуального кодекса и в статье 94 Гражданского процессуального кодекса.

Согласно части 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса, участвующие в деле лица могут заключить соглашение о распределении судебных расходов. Соответственно расходы будут отнесены между спорящими сторонами согласно ему.

В гражданском процессе суд может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты судебных расходов или уменьшить их размер.

Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение гражданских дел.

Госпошлиной оплачиваются исковые заявления, заявления по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений, апелляционные и кассационные жалобы на решения судов, надзорные жалобы по делам, которые не были обжалованы в апелляционном или кассационном порядках, а также заявления о повторной выдаче копии (дубликатов) судебного решения, судебного приказа, определений суда, других документов из дела.

Законом предусматривается освобождение от уплаты госпошлины по отдельным категориям дел или в зависимости от имущественного положения.

Издержки, связанные с рассмотрением дела - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.

В отличие от государственной пошлины размер издержек определяется исходя из фактически понесенных затрат при рассмотрении и разрешении конкретного гражданского дела.

Основное отличие государственной пошлины от издержек, связанных с рассмотрением дела, заключается в том, что размер государственной пошлины определяется в порядке, установленном законом (в процентах от цены иска или минимального размера оплаты труда), а сама пошлина зачисляется в доход федерального или местного бюджета. Размер издержек, связанных с рассмотрением дела, определяется реальными затратами сторон на осуществление тех или иных процессуальных действий и являются компенсацией лицам, их понесшим, и лишь в исключительных случаях они подлежат зачислению в бюджет (см. ст. 103 ГПК).

Таким образом, можно сделать вывод, что выделяют два вида судебных расходов:

1.                 Государственная пошлина;

2.                 Издержки, связанные с рассмотрением дела.

Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение гражданских дел.

Издержки, связанные с рассмотрением дела - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.


2.                 ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ И ПОРЯДОК ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ


2.1            Понятие и виды государственной пошлины


На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при обращении их в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Раньше, когда еще действовал ФЗ "О государственной пошлине", под государственной пошлиной понимался установленный Законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу доказательств уполномоченными на то органами и должностными лицами.

Сравнив эти определения, я думаю, что определение ФЗ "О государственной пошлине" было лучше, потому что оно не такое объемное, как Налоговом кодексе и более понятное.

Так определение Конституционного суда от 1 марта 2007 г. N 326-О-П уточняет, что государственная пошлина - это единственный и достаточный платеж за совершение судом (а также любым государственным органом) юридически значимых действий.

В Федеральном Конституционном законе "О Конституционном Суде РФ" предусмотрено (ч.2, ст.39), что этот государственный орган своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Плательщиками государственной пошлины признаются:

1) организации;

2) физические лица.

Признаются они плательщиками лишь в том случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

В зависимости от категорий дел законодательно установлен размер уплачиваемой государственной пошлины. Она может быть подразделена на следующие виды исходя из порядка ее расчета:

1) простая - установленная законом государственная пошлина в твердой денежной форме. Например, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина составляет для физических лиц 100 руб., для организаций - 2000 руб.;

2) пропорциональная - установленная законом государственная пошлина, исчисляемая в процентном отношении от какой-либо суммы. Так, при подаче заявления о вынесении судебного приказа государственная пошлина составляет 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

3) смешанная (комбинированная) - сочетание в размере государственной пошлины твердой денежной суммы и процентов от какой-либо суммы. К примеру, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 10001 руб. до 50000 руб. - 400 руб. плюс 3% суммы, превышающей 10000 руб.

С 29 января 2010 года увеличились размеры государственной пошлины. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" увеличены размеры государственной пошлины.

Цена иска - это денежное выражение стоимости спорного имущества. Исходя из цены иска определяется размер государственной пошлины.

Определение цены иска по имущественным спорам является обязательным требованием, тем более что без этого невозможно уплатить государственную пошлину, а это, в свою очередь, влечет вынесение судьей определения об оставлении искового заявления без движения (ст. 136 ГПК).

Так например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании частную жалобу К. на определение Свердловского областного суда от 15 июня 2009 г., которым разрешено принудительное исполнение на территории Российской Федерации решения суда Витебского района Витебской области Республики Беларусь от 21 июня 2006 г. в части взыскания с К. государственной пошлины, судебных издержек в доход Республики Беларусь.

Судья суда Витебского района Витебской области Республики Беларусь обратился в суд с ходатайством о принудительном исполнении данного решения иностранного суда на территории Российской Федерации в части взыскания суммы государственной пошлины и судебных издержек.

В частной жалобе, поданной К., поставлен вопрос об отмене определения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены определения суда, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.

Согласно части 1 статьи 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты