Судебный пристав-исполнитель
p>Периодические проверки работодателей на предмет правильности взыскания с должников сумм по исполнительным документам и своевременности их перечисления взыскателям, а также ведение в этой части финансовой документации – одно из важных полномочий судебного пристава-исполнителя. С целью своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов судебный пристав-исполнитель может давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий.

Объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка – одно из самых ответственных действий судебного пристава-исполнителя, поскольку ранее розыск мог объявить только суд и лишь по некоторым категориям дел, а объявление розыска имущества должника и ребенка не предусматривалось вообще. В настоящее время предусмотрены обязательные и факультативные виды розыска.

Судебный пристав-исполнитель по инициативе должника или по собственной инициативе может отложить осуществление исполнительных действий, но не более чем на десять дней. Иные процедурные вопросы исполнения разрешаются судом. К таким вопросам Федеральным законом «Об исполнительном производстве» отнесены:

ü       восстановление пропущенного срока и предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 16);

ü       разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего толкованию (ст. 17);

üотсрочка или рассрочка исполнения судебных актов и актов других органов, изменение способа и порядка исполнения (ст. 18);

üотложение исполнительных действий (ст. 19);

üприостановление и прекращение исполнительного производства (ст. 20–25).

Существенное значение имеет право судебного пристава-исполнителя взыскивать с должника расходы на совершение исполнительских действий, а в случае уклонения должника от добровольного исполнения судебного решения взыскивать также исполнительский сбор. Взысканные суммы перечисляются судебным приставом-исполнителем на текущий счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов. Однако распоряжение средствами, поступившими на указанный счет, осуществляется старшим судебным приставом.

4) Обязанность применять меры воздействия к недобросовестным должникам, а также к должностным лицам всех органов и организаций, физическим лицам в случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель может штрафовать любое лицо, не исполняющее требования исполнительного документа неимущественного характера. Штраф может быть наложен также за невыполнение законных требований самого судебного пристава-исполнителя, а если в таком невыполнении имеются признаки состава преступления, судебный пристав-исполнитель вправе внести в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Высокий статус судебного пристава-исполнителя, формируемый столь широкими полномочиями, с одной стороны, позволяет судебному приставу-исполнителю принимать самостоятельные решения по совершению большинства исполнительных действий. С другой стороны, он требует ответственного подхода к принимаемым решениям, накладывает обязанность строгого соблюдения законности.


3. Полномочия прокурора и организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами


Надзор за исполнением законов судебными приставами является новым направлением прокурорского надзора и обязан своим появлением изданию двух законодательных актов – федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118 – ФЗ «О судебных приставах» и от 21 1997 г. №119 – ФЗ «Об исполнительном производстве».

Служба судебных приставов согласно ст. 5 Закона о судебных приставах – структурное подразделение Министерства юстиции РФ и возглавляется заместителем министерства юстиции – Главным судебным приставом РФ.

В её состав входят:

ü    департамент судебных приставов Минюста России;

ü    служба судебных приставов Управления военных судов Министерства России;

ü    служба судебных приставов органов юстиции субъектов Федерации;

ü    подразделения судебных приставов районного уровня, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов – исполнителей.

При этом закон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организации деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ с федеральными конституционными законами об этих судах.

Функционально судебные приставы подразделяются на 2 категории:

·                   приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в законе о судебных приставах;

·                   приставов – исполнителей которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве.

Данное разделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами.

Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами способствует совершенствованию их деятельности, а стало быть обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что в свою очередь положительно сказывается на авторитете судей.

Компетенция прокуроров по надзору за исполнением судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров. Надзор за исполнением законов судебными приставами, входящими в систему Управления военных судов Минюста России, осуществляется военными прокурорами.

Прокуроры в вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Могут они также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.

В ст. 3 Закона об исполнительном производстве подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами, поскольку возможен выход последних за рамки предоставленных им законных полномочий, что может затрагивать и законные интересы участников исполнительного процесса.

В случае поступления в прокуратуры жалобы на действия (бездействия) судебного пристава- исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении.

Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства об административном правонарушении.

Исполнительный процесс представляет собой крайне емкую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение установленного законом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы.

Согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственный власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Принимая во внимание объективную загруженность судов делами различных категорий и отсутствие в силу этого реальных гарантий рассмотрения жалобы в установленный гражданско-процессуальным законом в 10 – дневный срок, представляется более эффективным реагирование на незаконные постановления посредством принесения прокурором протестов в случае несоответствия вынесенного постановления требованиям закона. При этом прокурор вправе направить протест на незаконное постановление судебного пристава – исполнителя вышестоящему должностному лицу. Условием эффективности принятия этой меры реагирования является своевременность ее применения, т.е. когда с момента вынесения незаконного постановления прошел незначительный период времени.

В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований Закона об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов либо в службу судебных приставов субъекта Федерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть вынесено и по результатам обобщения несколько обоснованных (удовлетворительных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер.

В случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер – уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило к числу должностных преступлений, прокурор возбуждает а соответствии с требованиями уголовно – процессуального законодательства уголовное дело.

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06.01.1999 г. №1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» надзор рекомендуется возложить:

ü    на структурные подразделения прокуратур по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов и прокурорских работников, отвечающих за этот участок работы – осуществление надзора в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так при исполнении судебных актов и актов других органов; исполнение законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства.

ü    структурные подразделения прокуратур по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам и прокурорских работников, отвечающих за этот участок работы, – осуществление надзора в части соответствия законом постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства;

ü    структурные подразделения прокуратур по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе – рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле в части проверки законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов – исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий;

ü    следственные подразделения прокуратур и следователей – разрешение заявлений и сообщений о совершенных или подготовляемых судебными приставами преступлений при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений.

Проверки исполнения судебными приставами в структурных подразделениях – департаменте судебных приставов Минюста России, службах судебных приставов органов юстиции субъектов Федерации, Управления военных судов Минюста России, в районных, межрайонных и им соответствующих подразделений судебных приставов прокуроры могут проводить систематически в плановом порядке. Это связано с вынесением значительного количества правовых актов (постановлений, актов и других), которые в случаях несоответствия их законам могут ущемлять права и законные интересы физических и юридических лиц. Своевременное выявление прокурором незаконных решений, вынесенных судебными приставами, предупреждает наступление вредных последствий.

Очередность проведения названных проверок каждая прокуратура устанавливает самостоятельно, исходя их состояния законности в деятельности судебных приставов, общего объема работы прокуратуры и ряда других факторов. В первую очередь и при наличии возможности незамедлительно должны проводиться проверки со сведениями о нарушении законов судебными приставами.

Сведения о противоправных действиях судебных приставов или их бездействии прокурором могут быть получены из жалоб и заявлений граждан, права и интересы которых были ущемлены, официальных сообщений руководителей разного рода органов (предприятий. учреждений, организаций), из средств массовой информации. Ценной информацией могут обладать судебные, налоговые и финансовые органы юстиции, банковские учреждения.

В своей основе организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами схожа с организацией работы по надзору за исполнением законов.


4. Проведение проверок исполнения законов судебными приставами

Перед началом проверки в соответствующем суде и территориальном органе Министерства юстиции РФ следует ознакомиться с жалобами и заявлениями на действия судебных приставов. Необходимо также проанализировать жалобы, заявления, а также официальные письма руководителей разного рода органов на действия судебных приставов, поступившие в прокуратуру. Это позволяет определить содержание (характер) предстоящей проверки, ее объем. В зависимости от характера сведений о нарушении законов, допущенных судебными приставами, каждая проверка носит индивидуальный характер.

В начале проверки тщательно проверяется достоверность имеющихся у прокурора сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.

Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе и истребовать материалы, которые надлежит изучить. Это могут быть журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом исполнителем в стадии исполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам – исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним; отчетно-статистические документы и т.д.; различные постановления и акты.

Путем перечисления и многих других материалов, бесед с работниками службы прокурор, в частности, выясняет:

Þ               налажен ли в службе учет исполнительных документов, т.е. судебных актов и актов других органов, подлежащих принудительному исполнению;

Þ               соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли факторов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств;

Þ               своевременно ли (не позднее) направляются копии постановлений о возбуждений исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ, постановление и т.д.);

Þ               все ли предусмотренные законом меры предпринимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество;

Þ               принимаются ли меры и какие конкретно к розыску скрывшихся должников и розыску имущества должников;

Þ               соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий;

Þ               соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения и не ущемляют ли они права соответствующих физических и юридических лиц и, в частности, не превышают ли они свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций;

Þ               на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия;

Þ               регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.

Выше были перечислены лишь некоторые вопросы, выясняемые прокурором в ходе проверок.

Проверки прокурором могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Представляется, что по каждому случаю применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшие человеческие жертвы (гибель и ранения людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.




Заключение


Данная контрольная работа состоит в том, что она посвящена проблемам прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных постановлений по гражданским делам. Сделана попытка дать теоретико-правовое обоснование данного надзора, его отличие от судебного контроля и контроля органов юстиции, обосновать необходимость данного надзора.

Прокуратура Российской Федерации от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Задачами деятельности прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (п. 2 ст. 1 Федерального закона). Защита прав и свобод человека и гражданина предопределена положениями ст. 2 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства. Данная правозащитная деятельность является принципиально новым назначением прокуратуры, поскольку в ранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставилась задача охраны и защиты интересов государства. В зависимости от конкретных видов поднадзорной деятельности единый по существу надзор разделяется на ряд отраслей со своими собственными задачами. Задачи каждой отрасли вытекают из общих целей прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, они обусловлены своеобразием объекта и предмета надзора. В соответствии с этим правовые средства и методы деятельности прокуроров в каждой отрасли имеют как общие черты, так и свои особенности.




Список используемой литературы

1. Конституция РФ. Научно – практический Комментарий М.: Юрист 1997 г.

2. Винокуров А.Ю прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами. Проблемы организации правового обеспечения М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

3. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в РФ: Учебно-методическое пособие М.: Изд-во МНЭПУ, 2007 г.

4. Винокуров Ю.Е. Учебник Прокурорский надзор. М.: Юрайт-М. 2005 г.

5. Гражданский кодекс РФ (1,2 ч.) 2007 г.

6. Дьяченко М.С, Кудрин Ф.М. Прокуратура Р.Ф. 2006 г.

7. О прокуратуре РФ: Федеральный закон от 17.01.1992 г.С последующими изменениями и дополнениями.

8. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 21.07.1997 г. №119-ФЗ // СЗ ФЗ 1997 г. Ст. 3591

9. О судебных приставах: Федеральный закон от 21.07.1997 г. №118-ФЗ // РФ 1997 г. №30 ст. 3590.

10. Чувилева А.А. Прокурорский надзор в РФ. Курс лекций. Юрист 2003 г.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты