Судопроизводство по хозяйственному процессу
План
1.Приостановление производства по делу
2.Прекращение производства по делу
3.Оставление искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения
1.Приостановление производства по делу
Приостановление производства по хозяйственному делу — временный перерыв в хозяйственном процессе, основанный на определённых законом обстоятельствах, которые препятствуют разбирательству дела и вынесению решения.
Следует отметить, что рассматриваемая процедура может выступать для суда как его обязанность или как его право. Так, хозяйственный суд обязан приостановить производство по делу в следующих случаях (при этом обстоятельства для приостановления производства по делу, касающиеся сторон, участвующих в деле, в полной мере относятся и к участвующим в процессе третьим лицам, выступающим с самостоятельными требованиями):
1. Невозможность рассмотрения данного дела до принятия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемому в порядке конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного или административного судопроизводства или иным компетентным органом.
Данное обстоятельство продиктовано тем, что правовая основа экономических отношений характеризуется сложной системой нормативных актов, издаваемых многочисленными структурами, и требует определённой правовой квалификации самих правоприменителей. Соответственно неизбежно возникают правовые коллизии, бывает также, что действия участников хозяйственного процесса граничат с правонарушениями, регулируемыми другими отраслями права. Так, например, если при рассмотрении хозяйственного дела судом будет усмотрен в деяниях ответчика (в лице его должностных лиц) состав преступления, хозяйственный суд обязан передать материалы по подведомственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При этом важные аспекты (например, распределение виновности должностных лиц) для дальнейшего рассмотрения хозяйственного дела могут быть учтены только после уголовного судопроизводства. Аналогичным образом можно говорить о таможенных правонарушениях и т. п. В данном случае производство по делу приостанавливается до вступления в законную силу решения, приговора, определения, постановления суда или вынесения постановления по делу, рассматриваемому в административном порядке.
2. Пребывание ответчика — индивидуального предпринимателя или гражданина в участвующей в боевых действиях части Вооруженных Сил, других войск или воинских формирований Республики Беларусь или заявления соответствующего ходатайства истцом, находящимся в участвующей в боевых действиях части Вооруженных Сил, других войск или воинских формирований Республики Беларусь. В отличие от других пунктов, где обязанность приостановления производства у суда появляется объективно, в данном пункте эта обязанность зависит от волеизъявления гражданина-истца. Это продиктовано тем, что в условиях несения воинской службы у истца или ответчика порой нет возможности должным образом подготовиться к производству и рассмотрению дела в хозяйственном суде в целях защиты своих интересов.
3. Выбытие стороны из дела (статья 62 ХПК). В случае выбытия после возбуждения производства по делу одной из сторон в спорном или установленном постановлением хозяйственного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка права требования, перевод долга, смерть индивидуального предпринимателя или гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд по письменному заявлению правопреемника и с согласия другой стороны обязан приостановить производство по делу и произвести замену выбывшей стороны её правопреемником, указав об этом в судебном постановлении. С наступлением правопреемства производство по делу возобновляется с того процессуального действия, на котором оно было приостановлено.
Следует отметить, что правопреемство возможно на любой стадии хозяйственного процесса до завершения исполнения судебного постановления. Для правопреемника все действия, совершённые в процессе до его вступления в дело, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
4. Утрата индивидуальным предпринимателем или гражданином, являющимся стороной по делу, дееспособности. В соответствии с пунктом 4 статьи 145 ХПК суд обязан приостановить производство по делу, когда после предъявления иска гражданин, являющийся стороной по делу по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Беларусь, признан в судебном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным. Следует добавить, что частичное ограничение дееспособности может служить основанием для приостановления производства по делу в тех случаях, когда рассматриваемый спор касается именно тех прав, относительно которых лицо признано ограниченно дееспособным (распоряжение имуществом, получение заработной платы, дивидендов или иных видов дохода). В рассматриваемом случае производство по делу приостанавливается до назначения недееспособному лицу представителя.
По обратной аналогии можно отметить, что факт признания стороны ограниченно дееспособной не является основанием для приостановления производства по делу, если рассматриваемый судом спор касается прав и обязанностей, в которых дееспособность стороны не ограничена (например, признание авторского права).
Кроме перечисленных оснований законодательством Республики Беларусь могут быть установлены и иные случаи приостановления производства по делу.
Ограничение дееспособности должно подтверждаться решением суда общей компетенции о признании лица недееспособным.
5. Урегулирование спора в порядке посредничества. Посредничество является относительно новым институтом в хозяйственном процессе. Само посредничество представляет собой оказание помощи сторонам в установлении фактических обстоятельств возникшего между ними конфликта; достижении понимания сторонами реалистичности и юридической обоснованности их позиций в конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений; выяснении, сопоставлении и сближении их точек зрения о путях разрешения спора; в поиске и даче рекомендаций по порядку разрешения конфликта, устраивающего обе стороны. Безусловно, такая деятельность требует определённого времени. Учитывая возможный положительный эффект от посредничества, законодатель обязал суд приостанавливать процесс до завершения посреднической процедуры.
Хозяйственный суд вправе приостановить производство йо делу в случаях:
назначения хозяйственным судом экспертизы. В целях принятия правильного решения по делу может возникнуть необходимость проведения экспертизы. Как правило, проведение экспертизы связано с большими затратами времени (выбор эксперта, определение объёма и предмета экспертизы, подготовка проведения экспертизы, непосредственное её проведение), соответственно возникает необходимость в приостановлении рассмотрения дела. Суд пользуется данным правом в случае, если проведение экспертизы может привести к нарушению сроков рассмотрения дела. В определении о приостановлении дела в связи с назначением экспертизы указываются основания проведения экспертизы, фамилия эксперта или наименование экспертного учреждения, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, представленные в распоряжение эксперта;
О* реорганизации юридических лиц и (или) организаций, не являющихся юридическими лицами, являющихся лицами, участвующими в деле. Действующим законодательством предусмотрено пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению собственника (например, общего собрания участников общества), а в случаях и порядке, установленных законодательными актами, — по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц иных организационно-правовых форм в порядке, определяемом законодательными актами;
привлечения индивидуального предпринимателя или гражданина, являющихся лицами, участвующими в деле, для исполнения государственной обязанности. Привлечение гражданина, участвующего в деле, для выполнения какой-либо государственной обязанности является основанием для приостановления производства по делу, когда это лицо не может явиться в суд продолжительное время (пребывание на сборах, привлечение к борьбе со стихийным бедствием и т. д.);
поступления в хозяйственный суд ходатайства индивидуального предпринимателя или гражданина, являющихся лицами, участвующими в деле, находящихся в составе Вооруженных Сил, других войск или воинских формирований Республики Беларусь на срочной военной службе. В данном случае суд принимает решение о приостановлении производства по делу исходя из условий службы лица, участвующего в деле. При этом обязательными, существенными условиями являются нахождение лица на срочной военной службе и поступление от него соответствующего ходатайства;
нахождения индивидуального предпринимателя или гражданина, являющихся лицами, участвующими в деле, в длительной служебной командировке либо лечебном учреждении. Пункт 6 статьи 146 ХПК предусматривает, что заболевание одной из сторон исключает возможность её явки в суд в назначенное время или продолжительное время. При этом строго определено, что сторона должна находиться на излечении в лечебном учреждении. Однако остаётся спорным вопрос о режиме лечения, так как он не всегда даёт физическую возможность стороне участвовать в деле (например, постельный режим, дневной стационар (необходимость прерывания графика принятия процедур), санаторно-курортное лечение и т. п.). Приостановление производства по делу в связи с болезнью одной стороны может существенно ущемлять интересы другой стороны, прервать процесс на многие годы. Поэтому при тяжёлом хроническом заболевании стороны необходимо рассмотреть вопрос продолжения процесса с участием её представителя;
рассмотрения судом иностранного государства или международным арбитражным (третейским) судом другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения этого дела. Субъекты хозяйствования Республики Беларусь осуществляют экономическую деятельность на территории иностранных государств, поставляют свои товары, продукцию и услуги за пределы республики. В свою очередь, иностранные субъекты хозяйствования осуществляют тем или иным способом хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь. С неизбежностью между ними возникают различные противоречия.
В ХПК Республики Беларусь (глава 28) закреплены вопросы производства по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. К примеру, для того чтобы избежать принятия двойных решений, для экономии средств и времени хозяйственный суд вправе приостановить производство по делу, а в последующем обратиться к решению иностранного государства или международного арбитражного (третейского) суда. При этом наряду с общими принципами судопроизводства хозяйственные суды Беларуси руководствуются принципами: приоритета международных договоров; соблюдения юрисдикции иностранных судов и других правоприменительных органов; взаимности;
обращения хозяйственного суда с запросом в компетентные органы и (или) организации. В статье 83 ХПК наравне с заключением эксперта доказательством признаётся и заключение специалистов. При этом, как и в случае с экспертизой, получение подобного доказательства связано с определёнными временными затратами. Например, необходимо установить компетенцию, выбрать специалиста, подготовить и провести исследование;
Страницы: 1, 2