Сущность права хозяйственного ведения по законодательству РФ

Сущность права хозяйственного ведения по законодательству РФ

 

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

 

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Институт истории и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по гражданскому праву РФ (часть 1)

 

По теме:    Сущность права хозяйственного ведения

по законодательству РФ










Выполнила:

студентка 2 курса Титова Галина Анатольевна.

Ю - 99 - II группа


Проверила:

Преподаватель Юзефович Жанна Юрьевна.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан, 2001 г.



 

 

 


 






Содержание:


Введение...................................................................................................................3


§ 1. Право хозяйственного ведения имуществом как разновидность
 вещных прав

1.1. Причины возникновения права хозяйственного ведения.........................5

1.2. Право хозяйственного ведения имуществом —
особое ограниченное вещное право.................................................................6

§ 2. Субъекты права хозяйственного ведения и их правомочия.

2.1. Перечень субъектов права хозяйственного ведения
и его закрытость..................................................................................................8

2.2. Правомочия субъектов права хозяйственного ведения.............................9

§ 3. Возникновение и прекращение права хозяйственного ведения............... 11


Заключение............................................................................................................ 12


Список используемой литературы.................................................................... 17












               

 

 

 

 

 


 

Введение


          Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1 ст.209 ГК). Иначе говоря хозяйствовать, вступать в имущественный оборот, что характерно для развитого законодательства, где участниками рыночных отношений всегда являются собственники. Российское же законодательство допускает в имущественном обороте лиц-несобственников.

          Так в п.2, выше названной статьи Кодекса, говорится, что «собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом ( выделено автором), отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом». Следовательно, ведение хозяйства ( предпринимательская деятельность) на базе всех форм собственности не исключает возможности передачи собственником имущества гражданам или юридическим лицам.

          В такой ситуации возникает вопрос о том, каков правовой статус передаваемого имущества. Гражданское законодательство, в этом случае, наделяет лиц, получивших такое имущество, вещным правом наряду с правом собственности и предоставляет гражданам и юридическим лицам реализовать это право в виде:

Ø  права пожизненного наследуемого владения земельным участком;

Ø  права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

 

 

Ø  сервитута;

Ø  права хозяйственного ведения имуществом и права оперативного управления имуществом (п.1 ст.216 ГК)

          Первые три из названных прав образуют блок прав по использованию земельных участков (Глава 17 ГК) и, следовательно детализируются и получают дальнейшее правовое развитие и соответствующий статус в Земельном кодексе.

          Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом как категории гражданского законодательства представляют собой особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству (т.е. законодательству стран с рыночной экономикой). Появление и сохранение этих вещных прав в российском правопорядке объясняется временным существованием элементов прежней планово-регулируемой, огосударствленной экономики и переходом страны от такой экономики к рыночной.

          В настоящее время в Российской федерации продолжается реформирование экономики (и, очевидно, продолжится и в ближайшем будущем), перевода её на нормальные рыночные отношения. И потому данные категории гражданского права актуальны на сегодня и требуют более детального изучения. Предметом анализа данной работы будет являться одно этих вещных прав ¾ право хозяйственного ведения имуществом.

          Об актуальности и необходимости исследования по выбранной мной теме говорит и то, что рассматриваемое право претерпевало существенные изменения в течение довольно короткого временного периода. Так с 60-х годов прошлого века подобное вещное право именовалось у нас «правом оперативного управления», в последствии в законах о собственности было разделено на более широкое по содержанию «право полного хозяйственного ведения»[1], предназначенное для производственных предприятий, и бо-

 

 

лее узкое « право оперативного управления»[2] — для госбюджетных и аналогичных им учреждений. В дальнейшем ( до вступления в силу ГК РФ) в законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» уже отсутствует понятие «право полного хозяйственного ведения», а вводится в правовой обиход категория «право хозяйственного ведения» [3], которая сохранена и в ныне действующем Гражданском кодексе, естественно, с несколько иным правовым статусом.



§1 Право хозяйственного ведения имуществом
как разновидность вещных прав.

 

1.1. Причины возникновения права хозяйственного ведения.

 

          В соответствии с п.2 ст.216 ГК вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества. Естественно, получать такие права указанные лица могут только от собственника (п.2 ст.209 ГК).

          Отсюда возникает вопрос: какому собственнику выгодно передавать своё имущество на таких условиях. Поскольку в дореформенный период (до 90-х годов ХХ-го века) в нашей стране государство являлось собственником основной массы имущества, то при переходе к рыночным отношениям, государство, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности (и с целью того, чтобы избежать социальных потрясений от скачкообразного перехода к рынку — в случае продажи (приватизации) большей части имущества в частную собственность), объ-


ективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот «самостоятельные» юридические лица — «предприятия» и «учреждения», закрепляя за ними своё имущество на определённом вещном праве. Это и явилось важнейшей причиной появления на ряду с другими вещными правами права хозяйственного ведения, правовой статус которого определён Гражданским кодексом, статьями 294, 295, 299 и 300.


1.2. Право хозяйственного ведения имуществом —
особое ограниченное вещное право.

 

          В статье 294 разъясняется сущность юридического статуса права хозяйственного ведения. Из неё мы узнаём, что лицо имеющее имущество на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. Следовательно можно сделать вывод, что законодатель закрепил за лицом с правом хозяйственного ведения имуществом права, которые характерны для права собственника имущества (п.1 ст.209 ГК), то есть вещные права.

          Эти права, хотя и являются производными от права собственности тем не менее не равнозначны правам собственника имущества, — они имеют особый ограниченный правовой статус. В этом не трудно убедиться. Ограниченность вещного права для лица обладающего правом хозяйственного ведения вытекает, во-первых, из той же определяющей 294-ой статьи, где прямо указано, что владение, пользование и распоряжение имуществом на праве хозяйственного ведения осуществляется в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом, а во-вторых, в статье 295 ГК конкретизируется перечень ограничений для лица обладающего имуществом на праве хозяйственного ведения. Оно «не вправе продавать это имущество, а так же сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и това-

 

 

риществ или иным способом (выделено автором) распоряжаться этим имуществом без согласия собственника». Всё это указывает на то, что законодатель не уравнивает в вещных правах лицо, имущество которого получено на праве хозяйственного ведения с собственником этого имущества и, тем более, не отождествляет их. Следовательно право хозяйственного ведения является одной из разновидностей особых вещных прав (на ряду с правом собственности), имеющих ограниченный правовой статус, содержание которого уже (меньше) вещного права собственника. Не трудно заметить, что ограниченность этого вещного права в основном связана с лишением самостоятельности в праве распоряжения имуществом, которое является важнейшим критерием права собственности. Если условно объём правомочий изображать в виде некоторой фигуры определённой площади на плоскости, то наглядное представление о соотношении правомочий между правом собственности и правом хозяйственного ведения даёт схема на рис. 1.

Право собственности



 

Право хоз. ведения





— право владения,                   —право пользования,   — право распоряжения.

 

Рис.1.




 

 

§2 Субъекты права хозяйственного ведения и их правомочия.

 

2.1. Перечень субъектов права хозяйственного ведения и его закрытость.

 

          Сущность права хозяйственного ведения будет раскрыта не полностью, если не рассмотреть субъекты, которые могут обладать этим правом. Законодатель в данном случае конкретно определяет, что субъектами прав хозяйственного ведения могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах — «унитарные предприятия», которые согласно пп.1,2 ст.113 ГК являются коммерческими организациями и могут создаваться только на базе государственной и муниципальной собственности. Учредителем таких предприятий, согласно п.1 ст.114 ГК, является государство или местное самоуправление в лице своих уполномоченных на то органов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты