Сущность правонарушений

Субъективная сторона помогает отличить правонарушение от казуса. Казус - это случай, происшедший помимо воли в желания липа. К казусу следует, например, отнести причинение футболистом тяжелого увечья сопернику в попытке завладеть мячом или забить гол.

З. Объектом правонарушения общественные отношения, которые регулируются и охраняются правом. Но это самое общее определение объекта. Каждое правонарушение всегда конкретно , оно направлено против общественного порядка, собственности, чести, достоинства, жизни, здоровья человека . Безобъектных правонарушении не существует и не может быть. Юридическая наука рассматривает несколько объектов правонарушения: общий, родовой, непосредственный и прочие объекты.

Общий объект - это общественные отношение, которым наносится или может быть нанесен вред, которые могут быть поставлены в опасное состояние, лишены условий нормального функционирования. Это регулируемые и охраняемые правом отношения.

Родовой объект — это отношения определенного типа, однородные по своему содержанию и назначению (конституционный строй, личные права граждан).

Непосредственный объект — это те отношения, которые явились непосредственным объектом посягательства: честь, имущество гражданина.

К классификации объектов правонарушения могут быть и иные подходы. Р.Х. Макуев, например, допускает, что число объектов может быть расширено до пяти: общий, отраслевой, видовой, родовой и непосредственный. Отраслевой объект — отношения, регулируемые соответствующей отраслью права. Видовые объекты включают в себя два и более родовых (отношения, охватываемые разделами уголовного кодекса).

Подобная дифференциация объектов правонарушений вполне допустима, ибо общественные отношения, которые охраняются и регулируются правом, очень разнообразны и многочисленны. Их классификация также может быть самой различной, а подходы к группировке объектов не могут быть однообразными.

4. Объективная сторона правонарушения — это внешнее проявление противоправного деяния. В нее входят: а) деяние, которое проявляет себя в форме действия или бездействия; б) противоправность; в) причиненный правонарушением вред; г) причинная связь между деянием и причиненным им вредом (конкретный вред причинен вследствие правонарушения, совершенного именно субъектом правонарушения); д) место, время, способ, условия совершения правонарушения.

правонарушение юридический состав

3) Классификация правонарушения


Классификация правонарушений — это их дифференциация в зависимости от степени их общественной опасности и общественной вредности. Не следует представлять эту классификацию как механическое отнесение того или иного противоправного деяния к определенному виду правонарушений. Во всех случаях учитывается степень общественной опасности и общественной вредности противоправных действий, и на этом основании оно относится законодателем к соответствующей группе правонарушений.

История развития общества, государства и права свидетельствует, что степень общественной опасности тех или иных противоправных действий непостоянна, поэтому грань между различными видами правонарушений не остается неизменной. Общественная опасность — категория историческая, она меняется с изменением обстановки. То или иное противоправное деяние, которое считалось преступлением, нередко с изменением исторической обстановки, социальных условий теряет свою общественную опасность и переводится в другую группу правонарушений, например, дисциплинарных проступков. Вполне возможна и обратная трансформация правонарушений.

Если государство признает определенное деяние общественно опасным, оно квалифицирует его как уголовное преступление. Если же это деяние не носит общественно опасного характера, оно квалифицю4руется как административный, дисциплинарный либо гражданский проступок.

И.С. Самощенко считает, что уголовное преступление — это всегда общественно опасное и общественно вредное деяние, а иное правонарушение (проступок) — это только общественно вредное, но не общественно опасное деяние. С ним можно согласиться в части различия преступлений и гражданских правонарушений, ибо другой материальный критерий разграничения преступлений и гражданских проступков обнаружить трудно. По крайней мере это более реально осязаемый критерий, чем предлагаемое на все случаи жизни основание разграничения правонарушений — «большая или меньшая степень общественной опасности», которое характерно в первую очередь лишь для разграничения уголовный преступлений и административных деяний, о чем сказано в уголовном законодательстве.

Сказанное вытекает из смысла части 2 ст. 14 УК где сказано: «Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». В части 2 ст. 10 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится: «Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности».

Все правонарушения делятся на две основные группы: 1) преступления и 2) проступки (иные правонарушения).

1. Преступления — это предусмотренные нормами уголовного права общественно опасные деяния, посягающие на интересы граждан, общества и государства. Преступления причиняют наиболее существенный вред личности и другим субъектам права. В силу их большой общественной опасности санкции за совершение такого рода правонарушений носят резко выраженный карательный характер, направленный против личности правонарушителя. Такого карательного характера санкций, какой имеют санкции уголовного права, не имеет ни одна другая отрасль права.

2. Проступки (иные правонарушения). К иным правонарушениям (проступкам) относятся гражданско—правовые деликты (гражданские, правонарушения), административные и дисциплинарные проступки.

Особый вид правонарушений составляет издание органами государства, организациями и их должностными лицами незаконных решений, постановлений, приказов и т.п.

Проступки отличаются от преступлений и различаются между собой по иному основанию: в зависимости от характера и вида регулируемых общественных отношений, в зависимости от объекта посягательства.

а) Гражданские правонарушения — это посягательства на имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения, регулируемые в первую очередь нормами гражданского, семейного, жилищного права. Например, несоблюдение договора поставки, невозвращение денежного долга и т.д. В гражданском праве допускается возможность наступления ответственности без вины правонарушителя (ст. 410 п. 3 ГК РФ).

Объектом посягательства гражданских правонарушений являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также нормами других отраслей права. Внешне они выражаются в неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств, причинении какого-либо имущественного вреда. Санкции, как правило, носят правовосстановительный характер и заключаются в возмещении нанесенного имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, восстановлении нарушенных прав.

б) Дисциплинарные проступки — это посягательства на служебную, трудовую, учебную дисциплину, установленную законодательством (опоздание на работу, пропуск занятий без уважительных причин). Это правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений, трудовой деятельности.

в) Административные проступки — это посягательства на установленный порядок управления, на честь, достоинство и здоровье граждан, личную, общественную, государственную, муниципальную собственность, общественный порядок. За эти проступки предусмотрена административная ответственность.

Административные проступки (их виды, состав) предусматриваются нормами не только административного права, но и финансового, таможенного, налогового, муниципального и других отраслей права.

К административным проступкам относятся нарушения правил дорожного движения, пожарной безопасности, регистрации по месту пребывания, нарушение различных финансовых инструкций и т.п.

Наиболее распространенным видом административного наказания является штраф. В России в последние годы активнее стал использоваться такой вид наказания, как предупреждение.

г) Процессуальные правонарушения — это несоблюдение процедурных требований, предъявляемых к порядку рассмотрения дела, порядку принятия решения в целях обеспечения его обоснованности, законности, объективности, справедливости. Это нарушения установленной юридической процедуры, в которой должен проходить конституционный, административный, судебный процесс, нарушение процедуры осуществления правосудия, правила прохождения юридического дела в каком-либо другом правоприменительном органе, нарушение принятого регламента (например, порядка принятия закона).

Процессуальные правонарушения происходят и при формировании органов государственной власти и управления, а не только в сфере правосудия. В настоящее время правотворческая, правоприменительная и управленческая деятельность органов государства должна осуществляться в строгой процессуальной форме, несоблюдение которой и порождает процессуальные нарушения.

Процессуальные нарушения происходят еще и потому, что во многих сферах государственной организационно-управленческой деятельности отсутствует хорошее процессуальное законодательство, нет необходимых процессуальных кодексов, четко регулирующих порядок работы органов власти и управления. А это отрицательно влияет на законность принимаемых ими решений. Субъектами процессуальных нарушений являются и граждане (неявка свидетеля в суд).

д) Конституционные правонарушения. Этому виду правонарушений отечественная юридическая наука до последнего времени уделяла недостаточное внимание. Лишь с актуализацией проблемы построения правового государства в России началось серьезное исследование конституционных правонарушений, их субъектов, видов и особенностей.

Конституционное правонарушение — это противоправное, виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленные конституцией и конституционным законодательством основы конституционного строя и правопорядок, права и свободы человека и гражданина, за которое законодательством предусмотрена конституционная ответственность.

По вопросу определения субъектов конституционного правонарушения среди ученых нет единого мнения. Одни авторы считают, что их субъектный состав весьма широк, другие утверждают, что круг субъектов конституционной ответственности достаточно ограничен. К ним относятся высшие, региональные, местные органы власти, депутаты, должностные лица высокого уровня, те, структуры и люди, которые принимают важные решения. На гражданина, если он не является высшим должностным лицом государства, эта ответственность не распространяется. Круг субъектов конституционной ответственности намного уже круга субъектов любых других видов юридической ответственности. Ее несут государство, органы государственной власти и их руководители, высшие должностные лица категории «А» как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации, а также общественные объединения.

Субъектами конституционного правонарушения являются как индивидуальные лица, так и коллективы. Быть субъектом конституционного правонарушения — значит быть наделенным специальной правосубъектностью (депутата, судьи, высшего должностного лица), которая присуща лишь субъектам, выполняющим специфические обязанности. Нарушение или невыполнение этих обязанностей и составляет конституционное правонарушение. Например, конституционной ответственности за нарушение Конституции РФ федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Федерации подлежат только высшие должностные лица (руководители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта).

Под объектом конституционного правонарушения понимают определенные разновидности конституционных отношений, урегулированные нормами права и охраняемые мерами конституционной ответственности. Особенность конституционно-правовых правонарушений состоит в том, что их объект находится в сфере реализации наиболее важных общественных отношений, которые являются основополагающими для страны. Эти правонарушения, как правило, связаны с посягательством на отношения, возникающие в сфере ненадлежащего осуществления публичной власти.

Объективной стороной конституционного правонарушения являются противоправное деяние (действие или бездействие), вред, причиненный деянием, причинная связь между деянием и наступившим вредом, а также недостижение необходимых и эффективных результатов в работе. Объективная сторона конституционного правонарушения может выражаться в таких деяниях, как принятие органами государственной власти субъектов Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

Многие конституционные правонарушения совершаются в форме бездействия, т.е. невыполнения той или иной юридической обязанности; меры государственного принуждения применяются только в том случае, если лицо имело реальную возможность выполнить эту обязанность.

Субъективную сторону конституционного правонарушения составляет вина. Понятие вины в данном случае отличается от общераспространенного.

Вина, как обязательный признак субъективной стороны конституционного правонарушения, проявляется в форме умысла и неосторожности. В подавляющем большинстве вина высших должностных лиц, назначаемых и избираемых на свою должность, выступает в форме неосторожности. Занимая определенный государственный пост, они должны знать и соблюдать законы, правильно их применять. Если руководитель не выполняет свои функциональные обязанности, либо выполняет их небрежно или частично, превратно пользуется властью, принимает неэффективные решения, — это расценивается как проявление его вины, т.е. совершение им конституционного правонарушения.

В отечественной юридической литературе обосновывается предложение об одном особом виде правонарушений — нормонарушении, под которым понимается нарушение несправедливых правовых предписаний при отсутствии вредных последствий для охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, предприятий, учреждений, государства и общества. В данном случае предлагается учитывать, что заведомо нереальные для исполнения правовые предписания не должны повлечь за собой наступления юридической ответственности. Сторонники такого подхода к понятию «правонарушение» считают, что правовые декларации, явно невыполнимые планы, приказы, задания, поручения, если они не обеспечены объективными, необходимыми условиями, а также реальным правовым механизмом их реализации, не могут служить основанием для привлечения к юридической ответственности субъектов, не исполнивших подобное задание. Правонарушением, по их мнению, такие действия считать неправильно, поскольку изначально в приказе, поручении и т.п. не было права, а была лишь формальная норма — предписание.

Эта позиция требует более глубокого обоснования, ибо сразу возникает несколько вопросов: кто должен определять, были или не были реальные условия для выполнения такой нормы? принял или нет исполнитель исчерпывающие меры для ее выполнения? и т.д.

В данном случае слишком большое значение может иметь субъективный момент, что отрицательно скажется на авторитете правового регулирования как объективно необходимом средстве регулирования общественных отношений.


4) Список используемой литературы


1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.,2003

2. Конституция Российской Федерации.- М., 2003

3. Агатов А.Б. Административного права. Городец. 1999

4. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. – М., Юридическая литература. 1999

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник – М ., ИНФРА – 1998

6. Балашов А.И. Рудаков Г.П. Основы Административного Права. Учебное пособие – СПб.; СПбИМаш., 2002

Размещено на


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты