Что дает понять то, что эти права более значимы, раз их поместили на первое место.
А в нашем уставе первое место занимают экономические права и свободы человека и гражданина. Зато у нас закреплено то, что граждане, проживающие на территории Хабаровского края, могут обладать преимуществом перед другими лицами, находящимися на территории Хабаровского края, в реализации дополнительных льгот, обеспечиваемых за счет материальных, финансовых и иных средств Хабаровского края. Такое в конст. С. не предусмотрено.
Законодательная власть.
В нашем крае представительным и единственным законодательным органом государственной власти является Законодательная дума Хабаровского края.
Дума состоит из 50 депутатов, избранных на четыре года. Депутаты Думы могут работать как на постоянной профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности.
Выборы депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории Хабаровского края.
Дума принимает:
а) Устав Хабаровского края, изменения и дополнения к нему;
б) краевые законы и иные нормативные правовые акты по предметам ведения Хабаровского края.
Дума дает толкование Устава Хабаровского края и краевых законов.
Дума осуществляет следующие полномочия:
а) реализует право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
б) осуществляет правовое регулирование вопросов владения, пользования, распоряжения и управления краевой собственностью;
в) утверждает краевой бюджет и отчет об его исполнении;
г) самостоятельно планирует и осуществляет предусмотренные соответствующей статьей бюджета расходы на содержание Думы;
д) устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов края, заслушивает отчеты об использовании этих фондов;
е) устанавливает в соответствии с федеральными и краевыми законами краевые налоги, сборы, пошлины, тарифы на оплату услуг и порядок их взимания;
ж) утверждает программы и планы социально-экономического развития и экологического оздоровления Хабаровского края;
В республике Саха (Якутия) государственное Собрание (Ил Тумэн) - парламент Республики Саха (Якутия) - является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти. Он так же является единственным законодательным органом. Государственное Собрание (Ил Тумэн) состоит из 70 народных депутатов Республики Саха (Якутия). 35 народных депутатов Республики Саха (Якутия) избираются по одномандатным избирательным округам, 35 - по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Народным депутатом Республики Саха (Якутия) может быть избран гражданин, достигший 21 года и обладающий избирательным правом.
К ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн) относятся:
1) принятие Конституции Республики Саха (Якутия), ее изменений и дополнений;
2) законодательное регулирование по предметам ведения Республики Саха (Якутия) и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий Республики Саха (Якутия);
3) заслушивание посланий Президента Республики Саха (Якутия);
4) заслушивание посланий Конституционного суда Республики Саха (Якутия);
5) принятие решений по основным вопросам внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политики Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством;
6) утверждение государственных программ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), представленных Президентом Республики Саха (Якутия).
Исполнительная власть.
Глава Администрации края является высшим должностным лицом, осуществляющим государственную власть на условиях и в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Хабаровского края, краевыми законами и договорами с органами государственной власти Российской Федерации, если эти договоры относятся к осуществлению исполнительной власти.
Глава Администрации края организует исполнительную власть Хабаровского края и возглавляет ее.
Глава Администрации края обладает неприкосновенностью на всей территории Хабаровского края в соответствии с федеральными и краевыми законами.
Глава Администрации края руководит деятельностью исполнительного органа на принципах единоначалия, несет ответственность за надлежащее осуществление Администрацией края своих полномочий.
Администрация края обеспечивает реализацию полномочий исполнительной власти Хабаровского края, осуществление задач социально-экономического развития, исполнение на территории Хабаровского края Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, Устава Хабаровского края, краевых законов и иных нормативных правовых актов края.
Глава Администрации края обладает следующими полномочиями:
а) осуществляет руководство деятельностью Администрации края;
б) представляет Хабаровский край в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и краевыми законами, в отношении с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, зарубежными государствами;
в) представляет исполнительный орган государственной власти Хабаровского края в отношениях с Думой, другими органами государственной власти в Хабаровском крае, органами местного самоуправления Хабаровского края, с юридическими и должностными лицами, с населением Хабаровского края;
г) формирует орган исполнительной власти Хабаровского края – Администрацию края в соответствии с федеральными и краевыми законами;
Администрация края:
а) обеспечивает эффективную работу в созданных ею структурных подразделениях, контролирует осуществление функций исполнительной власти органами местного самоуправления в пределах переданных им законами полномочий;
б) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
в) осуществляет распоряжение и управление краевой государственной собственностью в соответствии с федеральными и краевыми законами, а также федеральной собственностью, переданной в краевое управление в соответствии с законодательством, представляет Думе на утверждение реестр краевого имущества;
Дума и Администрация края взаимодействуют в интересах Хабаровского края и его населения, единства целей и задач в решении проблем социально-экономического развития Хабаровского края на основе Конституции Российской Федерации, федеральных и краевых законов.
Дума в сроки, установленные краевым законом, направляет планы законотворческих работ, проекты законов и иных нормативных правовых актов края Главе Администрации края.
Президент Республики Саха (Якутия) является главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностным лицом, возглавляет исполнительную власть республики.
Президент Республики Саха (Якутия) выступает гарантом национально- государственного статуса и территориальной целостности Республики Саха (Якутия), соблюдения Конституции и законов Республики Саха (Якутия), а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств.
Президентом Республики Саха (Якутия) может быть гражданин Российской Федерации, соответствующий требованиям, установленным федеральным законодательством.
Президент Республики Саха (Якутия):
1) представляет Республику Саха (Якутия) в ее отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и при осуществлении внешнеэкономических связей; вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики Саха (Якутия); назначает и отзывает представителей Республики Саха (Якутия) при федеральных органах исполнительной власти;
2) обращается с посланиями к Государственному Собранию (Ил Тумэн); выступает с обращениями к народу;
3) определяет и представляет Государственному Собранию (Ил Тумэн) основные направления государственной политики Республики Саха (Якутия);
4) представляет Государственному Собранию (Ил Тумэн) программу социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и проект государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
5) осуществляет законодательную инициативу; издает специальный акт и обнародует либо отклоняет законы Республики Саха (Якутия); обеспечивает исполнение постановлений Конституционного суда Республики Саха (Якутия);
Президент Республики Саха (Якутия) осуществляет свои полномочия на основе Конституции и законов Республики Саха (Якутия), Конституции Российской Федерации и федеральных законов. В осуществление своих полномочий Президент Республики Саха (Якутия) издает указы и распоряжения, обеспечивает их исполнение на всей территории Республики Саха (Якутия). Полномочия Президента Республики Саха (Якутия) не могут быть использованы для изменения конституционного строя Республики Саха (Якутия).
Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) руководит Правительством Республики Саха (Якутия) и организует его работу. Статус Правительства Республики Саха (Якутия) определяется конституционным законом. Правительство Республики Саха (Якутия) издает постановления, распоряжения и иные подзаконные акты.
Акты Правительства Республики Саха (Якутия), принятые им в пределах своей компетенции, подлежат обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия)
Правительство Республики Саха (Якутия) разрабатывает и осуществляет социально-экономическую политику, несет за ее реализацию всю полноту ответственности.
На мой взгляд, сравнивать исполнительную власть края и республики не имеет смысла. Естественно, что в республике исполнительная власть шире, чем в крае и имеет больше возможностей.
Судебная власть.
В нашем уставе просто определенно, что правосудие в Хабаровском крае осуществляется только судом. Судебная власть в крае принадлежит: Хабаровскому краевому суду, районным, городским судам, военному суду, арбитражному суду Хабаровского края и федеральному арбитражному суду Дальневосточного округа. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.
Порядок организации и деятельности судов определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Суды, действующие на территории Хабаровского края, руководствуются в своей деятельности федеральными и краевыми законами, иными нормативными правовыми актами края и нормативными актами Главы Администрации края.
А в конституции республики Саха (Якутия) обозначено назначение судебной власти, т.е. защита основ конституционного строя Республики Саха (Якутия), прав и свобод граждан, прав и интересов юридических лиц.
В конст. С. детально расписана судебная власть республики Саха(Якутия) в отличие от нашего устава ХК.
Местное самоуправления.
Местное самоуправление и в республики Саха(Якутия) и в Хабаровском крае признается, гарантируется и осуществляется одинаково.
Местное самоуправление в Хабаровском крае – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, непосредственно или через органы местного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. (ст 49 Устава ХК, немного видоизмененный текст в конституции С., но содержание то же).
В уставе ХК местное самоуправление расписано поле полно, прописаны предметы ведения Хабаровского края в области местного самоуправления, предметы ведения местного самоуправления, экономическая основа местного самоуправления, местный бюджет, что не в полной мере отраженно в конституции республики Саха (Якутия), т.к. у них есть возможность прописать все более детально законах.
Экономические и финансовые основы.
Экономическую основу Хабаровского края составляют государственная, муниципальная и частная собственность, собственность общественных организаций, интеллектуальная собственность отдельных граждан, творческих коллективов, а также иные формы собственности, используемые на эффективное развитие социально-экономической и культурной сферы, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
Экономическую основу Республики Саха (Якутия) составляют государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности в любой не запрещенной законом сфере.
Экономические и финансовые основы прописаны и раскрыты как в конституции республики Саха (Якутия), так и в уставе Хабаровского края.
В уставе Хабаровского края присутствует глава об основах социально-культурной сферы Хабаровского края, где говориться об образовании, науке, культуре, о физической культуре и спорте, об организации охраны здоровья населения и о социальной защите и занятости населения. Такая глава и такие положения отсутствуют в конституции республики Саха (Якутия).
Республика Саха (Якутия) в пределах своих полномочий устанавливает международные и внешнеэкономические связи с органами государственной власти, субъектами и административно-территориальными образованиями государств.
Принятие и порядок изменения.
Изменения и дополнения в Устав Хабаровского края вносятся краевым законом, принятым Думой голосами не менее двух третей от установленного числа депутатов. Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав Хабаровского края могут вносить: председатель Думы, Глава Администрации края, группа депутатов не менее одной трети от установленного числа депутатов, органы местного самоуправления, а также Хабаровский краевой суд, арбитражный суд Хабаровского края и федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, прокурор Хабаровского края по вопросам их компетенции.
Конституция Республики Саха (Якутия) принимается Государственным Собранием (Ил Тумэн) большинством не менее двух третей голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия). Порядок принятия Конституции Республики Саха (Якутия) устанавливается конституционным законом Республики Саха (Якутия).
Закон Республики Саха (Якутия) о порядке вступления в силу Конституции Республики Саха (Якутия) принимается Государственным Собранием (Ил Тумэн) большинством голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Конституционный закон Республики Саха (Якутия) о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия) принимается Государственным Собранием (Ил Тумэн) большинством не менее двух третей голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Изменение конституции всегда более сложный процесс, чем изменение устава. В уставе ХК не прописан процесс принятия устава.
Заключение
Подготавливая данную работу, я ознакомилась с конституцией республики Саха (Якутия) и с уставом Хабаровского края. Их сравнение показало, что минусы и полюсы есть и у конституции и у устава. Одни моменты обозначены более четко, раскрыто и детализировано, а некоторые либо кратко, либо не прописаны вовсе.
Анализируя подобные нормативно - правовые акты можно определить приоритетные положения для каждого субъекта, чему отводиться больше внимания, чему меньше.
Хотелось отметить, что устав Хабаровского края более удобен для изучения, т.к. каждая статья озаглавлена, что помогает легко найти нужные положения.
Список использованной литературы
1. Устав Хабаровского края
2. Конституция республики Саха (Якутия)
3. Региональное право: учебник / под ред. Засл. Юриста РФ, канд. Эрид. Наук, проф. В.Н. Ширяева, канд. Юрид. Наук, доц. А.В. Никитиной. – 1-е изд. – Хабаровск: Изд-во "РИОТИП", 2008. – С. 75
4. Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1774
5. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. Ред. В.А. Кряжков. М.: Городец – издат, 2002. С. 197
Страницы: 1, 2