В-шестых, необходимо законодательное обеспечение административной реформы. В этом плане представляется весьма важным безотлагательное принятие закона "О Кабинете министров Украины". Иначе невозможно четкое определение полномочий правительства и круга вопросов, которые оно должно решать. Стоит предусмотреть процедуру увольнения министров с согласия премьера.
В-седьмых, реформа должна подкрепляться организационно. По мнению экспертов УЦЭПИ, целесообразно назначить уполномоченного Президента Украины по вопросам административной реформы, для которого планирование и реализация реформы были бы не очередной дополнительной нагрузкой (как это ныне), а основной работой. И именно в его аппарат нужно переместить практическую работу по проведению административной реформы
Приближение госаппарата к потребностям населения. Система предоставления государством услуг населению должна быть удобной, а стало быть количество справок, всяческих проплат и время хождения по кабинетам необходимо свести к минимуму. И отчего бы, например, не передать права на предоставление хотя бы части таких услуг приватным фирмам на конкурсной основе?
Нужно сделать ряд решительных шагов. Упростить систему регистрации предприятий (регистрация субъектов хозяйствования должна начинаться и завершаться "в одном кабинете" на протяжении максимум двух недель). Кроме того, стоит унифицировать и стабилизировать налоговое законодательство — принять единый, всем понятный Налоговый кодекс, в котором определить простую процедуру уплаты налогов. А всякие предполагаемые изменения публиковать загодя в СМИ.
Следует окончательно отказаться от практики, когда госорганы получают финансирование за счет штрафов, которые они накладывают. Фискальные органы должны финансироваться лишь за счет бюджета. И точка. Нужно предусмотреть уголовную ответственность чиновников (в т.ч. работников Государственной налоговой администрации) за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, установить имущественные санкции за причиненные предпринимателям убытки.
В сфере оплаты труда правительство (с привлечением профсоюзов и работодателей) должно определить минимальный уровень почасовой зарплаты. За задержку выплаты зарплаты надо установить уголовную и имущественную ответственность.
Ликвидация причин взяточничества и коррупции в госаппарате. На наш взгляд, есть смысл разработать Кодекс поведения государственного служащего, в котором четко определить действия чиновника в случае возникновения материальной заинтересованности, попытки дать ему взятку.
Нужно сделать прозрачной процедуру предоставления кредитов под гарантии государственных органов. По отношению к руководителям, виновным в нецелевом использовании бюджетных средств, стоит (кроме прочего) применять штрафные санкции, например, в размере 5—10% от суммы расходов из бюджета, использованного не по назначению.
Нужно ввести обязательное декларирование подарков (стоимостью, например, свыше $10) — это ограничит возможности незаконного обогащения госслужащих. Наконец, публиковать в СМИ списки чиновников, осужденных за коррупционную деятельность, злоупотребление властью, казнокрадство. Целесообразно пожизненно запрещать таким лицам занимать должности на государственной службе.
Повышение престижа госслужбы. По данным соцопроса УЦЭПИ, желательный размер среднемесячного дохода на 2000г. составляет примерно 800 грн. На такую базовую зарплату для госслужащих среднего звена, очевидно, и стоит ориентироваться. Если не будем достойно платить, чиновники "доберут" свое. Стоит рассмотреть предложение относительно установления зарплаты министрам на уровне $1000-2000 с учетом высокого уровня их загруженности и персональной ответственности.
Параллельно с повышением зарплаты необходимо повышать ответственность за выполненную работу. Например, критериями оценки работы руководителей местных госадминистраций должны стать: количество созданных новых рабочих мест; объемы привлеченных на развитие региона внутренних и внешних инвестиций; рост реальных доходов населения; уровень рождаемости и смертности, динамика миграции населения и т. п.
Целесообразно создать единую национальную систему привлечения на госслужбу и параллельно разработать отдельную программу обучения кадров за границей. Главные условия — гласность и конкурсный отбор кандидатов. Начинать обучение надлежит с низовых звеньев: районных госадминистраций, органов местного самоуправления. С лицами, которые будут учиться за границей, надо заключать контракт, в котором предусмотреть обязательность пребывания на государственной службе на протяжении 5—7 лет после завершения обучения за границей, а также механизм возмещения затрат в случае невыполнения указанного условия.
2. Административная реформа Украины 2011 г.
2.1 Актуальность административной реформы в наше время
Вопрос проведения административной реформы и сегодня не потерял свою актуальность, несмотря на то, что начался этот процесс более 10 лет назад.
Основной целью административной реформы является создание системы государственного управления, которая бы соответствовала стандартам демократического правового государства, потребностям и запросам каждого гражданина.
Трансформация системы органов власти будет осуществлена путем перехода от непосредственного отраслевого и функционального управления к выработке и реализации государственной политики в соответствующих сферах. Правительство несет ответственность за реализацию прав и свобод граждан и привлечение широкой общественности к формированию правительственной политики и создание системы общественного контроля за деятельностью центральных и местных органов исполнительной власти.
Необходимо осуществить такие шаги:
- сделать Правительство политическим органом. Правительство обязано нести политическую ответственность за выработку и реализацию политики, повысить роль министров в реализации соответствующих направлений политики;
- внедрить функциональный принцип формирования структуры Правительства и его аппарата. Для этого все направления деятельности Правительства должны быть распределены между членами Кабинета Министров;
- превратить правительственные комитеты в реальные рабочие органы Кабинета Министров и инструмент координации деятельности и взаимодействия центральных органов исполнительной власти, согласования проектов решений;
- сосредоточить работу Правительства на стратегических вопросах, делегировать правительственным органам и местным государственным администрациям решение вопросов ежедневного администрирования;
- провести функциональное обследование деятельности существующих органов исполнительной власти исходя из того, что каждое лишнее управленческое звено вредно; оптимизировать на основе результатов такого анализа структуру центральных органов исполнительной власти;
- ликвидировать контролирующие органы, дублирующие работу других, отстранить параллельный контроль соблюдения определенных норм законодательства;
- сосредоточить функции по администрированию налогов и приравненных к ним платежей в едином органе исполнительной власти, в частности ликвидировать налоговую милицию;
- реформировать систему государственной службы, базируясь на принципах политической нейтральности служащих, гарантии прав и обязанностей государственных служащих, применения прозрачных условий принятия их на работу и продвижения по службе в зависимости от моральных и деловых качеств работников;
- провести четкое размежевание полномочий между центральными и местными органами власти с одновременным делегированием отдельных полномочий центральных органов власти местным;
- обеспечить прозрачность в деятельности всех органов государственной власти. Все решения, содержание которых не касается безопасности государства, нормативно-правовые акты и общественно значимые судебные решения, а также информация о расходовании государственных средств должны быть доступны всем гражданам, в том числе через Интернет;
- начать практику публичного диалога членов Правительства с общественностью по вопросам реализации государственной политики в соответствующей сфере.
Все это потребует определенных усилий и времени, но проводить изменения надо. В США можно за несколько минут приобрести автомобиль, оформить страховку по телефону, без каких-либо справок. Мы тратим на это недели, кланяясь десяткам чиновников. Терпеть это уже надоело не только нам, но и западным инвесторам.
Во многом от всех нас будет зависеть, пойдем ли мы по пути, по которому идут все цивилизованные страны, или в очередной раз исхитримся и найдем путь свой, украинский.
Административная реформа Украины является очень серьезным приоритетом для Европейского Союза.
Об этом заявил Маркус Корнаро, директор отдела международной технической помощи ЕС.
По его словам, никакие реформы невозможны без административной реформы.
«Нужно заниматься не только так называемыми вертикальными реформами, которые касаются отдельных сфер и выглядят довольно эффектно в презентационном пакете. Но и трудоемкими горизонтальными реформами, охватывающими все сферы и обеспечивающими эффективность любых преобразований», - сказал он.
По словам Корнаро, европейские власти серьезно продвинулись в переговорах с правительством Украины о подготовке административной реформы в 2011 году. Он также добавил, что ЕС намерен усилить требования в следующем году.
«В наших программах на 2011 год мы должны усилить эти требования. А также четко показать связь между всеми остальными реформами и реформой государственного управления, как основы этих реформ, - сказал Корнаро. - И Евросоюз должен намного сильнее политически заявлять об этих вопросах. В то же время стоит сказать, что админреформа — это ключевая составляющая реформы управления государственными финансами. И мы во всех документах обязаны провести эту связь очень четко».
При этом представитель Еврокомиссии добавил, что ЕС не видит опасности в том, что президент Виктор Янукович не включил в пакет первоочередных реформ административную.
«Я думаю, что у правительства и президента есть точно такая же проблема, как и у нас. В вертикальных вопросах и сферах легче обозначить проблемы и легче подходить к их реформированию. С горизонтальными — сложнее. В то же время нельзя их спутывать и говорить об одном и о другом одновременно. Возможно, поэтому и взята некая пауза», - пояснил он.
2.2 Подготовка новой административной реформы в Украине
В 2005 году подошел к завершению процесс подготовки новой редакции Концепции административной реформы в Украине. Проект новой концепции в основном не противоречит идеям и принципам, заложенным в действующий на сегодня документ. Однако в нем учтены все те изменения в политической, экономической и социальной сфере, которые за последние десять лет произошли в Украине.
В новом документе представлены методические основы реформирования публичной администрации (цель, задачи и базовые принципы), расширены направления реформирования публичной администрации. Среди основных направлений: реформирование высшего и центрального уровня органов исполнительной власти, реформирование местных органов исполнительной власти, реформирование местного самоуправления, внедрение регионального самоуправления, реформирование публичной (государственной и муниципальной) служб.
Новый проект предусматривает четкую и понятную технологию построения государственной власти, функционирующей в условиях развитой рыночной экономики. В нем определен и охарактеризован новый вид органов системы государственного управления - органов государственного регулирования в сфере деятельности естественных монополий. Четкое описание принципов деятельности регулирующих органов принципиально важно для страны, развивающейся на рыночных принципах. И то, что этот документ содержит описание этих принципов, большой шаг вперед в определении модели государственного управления. В новой концепции более четко сформулирована и иерархия в деятельности центральных органов исполнительной власти. Структура, которая предусматривала наличие порядка 60 органов одного уровня напрямую подчиняющихся КМ Украины, не может быть эффективной в принципе. Поэтому в проекте предусмотрена ликвидация государственных комитетов, за исключением тех, наличие которых предусмотрено в Конституции, концентрации их функций в соответствующих профильных министерствах.