· Подчинение государства праву. Это один из основных признаков правового государства, и заключается он в том, что в деятельности государственных органов и должностных лиц не должен господствовать произвол, эта деятельность должна быть ограничена правом.
· Единство прав и обязанностей личности, взаимная ответственность личности и государства. Отношения государства и личности строятся на основе их связанности взаимными правами и обязанностями. Взаимная ответственность личности и государства – это способ ограничения политической власти. Статья 2 Конституции Российской Федерации не только установила, что человек, «его права и свободы являются высшей ценностью», но и то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
· Разграничение деятельности различных ветвей государственной власти. Для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной, одновременно является сдерживающей по отношению к другой. Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции Российской Федерации и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной ветви государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Чем же отличается разделение государственной власти в правовом государстве от разделения власти в неправовых государствах? Существованием в правовом государстве судебной власти, независимой от законодательной и исполнительной.
· Независимая, но юридически регулируемая власть средств массовой информации. Без свободной прессы, разумеется, с минимальными цензурными ограничениями невозможно существование правового государства.
· Регулярные демократические выборы, как легальная и легитимная основа формирования народом органов государственной власти всех уровней. Выборы есть способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Становление правового государства проявляется среди прочего в том, что выборы и референдумы действительно превращаются в институты, означающие высшее непосредственное выражение воли народа. Именно через них граждане воздействуют на формирование органов публичной власти и сами принимают основополагающие публично-властные решения. Демократичность выборов предполагает недопустимость ограничения избирательных прав граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также ряда других обстоятельств. Голосование является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
· Многопартийность. Многопартийность предполагает признание всеми партиями основ существующего государственного строя, их функционирование в рамках действующей Конституции и реальное влияние на выработку решений в системе законодательной и исполнительной власти. Многопартийность создает условия для прихода к власти в ходе демократических выборов самой популярной из партий, которая становится правящей.
· Высокий уровень правосознания граждан. Для успешного формирования правового государства требуется высокий уровень правосознания, правовой культуры. Государство должно быть заинтересовано в повышении уровня правосознания населения, в распространении юридических знаний, в формировании у граждан убеждений в необходимости исполнения требований права.
· Наличие развитого гражданского общества.[29] Правовое государство предполагает наличие гражданского общества, которое в самом общем виде представляет собой такую ступень общественного развития, которая характеризуется развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, разнообразием форм собственности, незыблемостью прав и свобод человека, развитым самоуправлением, независимостью средств массовой информации. Вся эта совокупность отношений развивается относительно независимо от государственной власти. Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное общество, в котором главное место занимает человек, гражданин, личность.
§2. Проблемы реализации правового государства
Конституционная модель российского правового государства в полном объеме все еще не осуществлена на практике. Поэтому первоочередной задачей (и для законотворческой практики, и для юридической теории) является доведение до конца процесса формирования всех конституционных институтов, конструкций и процедур, принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов, словом, довершение конституционной модели российской государственно-правовой системы на всех уровнях.
Параллельно с претворением в жизнь конституционной модели российского правового государства должна вестись систематическая работа (практическая и научно-юридическая) в плане преодоления внутренних недостатков самой этой модели.[30]
Речь прежде всего идет о таких недостатках, как несбалансированное разделение властей, отсутствие надлежащей эффективно действующей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, противоречия и неопределенности в конструкции исполнительной ветви власти и в ее взаимоотношениях с представительной властью (раздвоение исполнительной власти на президентскую и правительственную, усугубленное независимостью правительства от парламента), чрезмерная асимметрия в федеративном устройстве единой российской государственности, отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между Федерацией в целом и ее субъектами, отсутствие четкой иерархии источников действующего в стране права, неопределенность статуса прокуратуры, внутренняя противоречивость негосударственной концепции местного самоуправления с фактическим наделением его государственно-правовыми полномочиями, чрезмерная жесткость порядка принятия конституционных поправок и т. д.
В целом в плане совершенствования и реализации конституционной модели российской правовой государственности – с учетом российского опыта и нынешнего трудного пути к конституционализму и правовой демократии – наиболее острой и сложной остается проблема разумного сочетания исполнительной (по существу, президентской) власти с надлежащей представительной властью, полномочия которой соответствовали бы смыслу, идеям и требованиям разделения властей и правовой государственности.
Заключение
История учений о правовой государственности – богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна серьезная современная теоретическая разработка и практическая реализация идей правового государства.
Важная предпосылка формирования правового государства в Российской Федерации – создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. И сегодня существуют противоречия в правовой системе страны, возникает время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах. Эти факторы не только не приближают Россию к правовому государству, но даже отдаляют от него. Эта борьба, как и многое другое, разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законам автоматически порождает такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей. Современная жизнь дает тому много весьма печальных примеров. В том числе примеры, связанные с разрушением единого государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с бесчисленными страданиями и гибелью втянутых в политические и другие конфликты невинных людей.
Среди существенных предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. Соотносясь с государством, оно в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательное наблюдение за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но и принятие всех дозволенных законом мер для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.
Прежде чем пытаться сформировать правовое государство в России, необходимо навести элементарный правовой порядок в стране и в первую очередь в сфере прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Правовой порядок позволит создать стабильность правового статуса человека и гражданина. Благодаря стабильности правового статуса личность сможет осуществлять свою деятельность даже в состоянии, когда общество переживает переходный период со всеми его отрицательными процессами. Более того, в этот период правовой статус личности может содействовать искоренению негативных последствий переходного периода, ускорить завершение этого процесса. Не подлежит никакому сомнению тот факт, что законы жизненно важно соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае устарелости, консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи в обществе.
Список использованной литературы
правовой государство
1. Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве: Учебник. – М., 2008.
2. Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. проф. М.М.Рассолова. – М., 2004.
3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002
4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002
5. Правовое государство, личность, законность. М., 1997.
6. Теория государства и права. / А.В.Малько, В.В. Нырков, К.В.Шундиков – М., 2009
7. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004
8. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
9. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1999
10. Политология / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003
11. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т.1. М., 1995
12. Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву.
13. История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянц М., 1983
14. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2007
15. Конституция Российской Федерации
Размещено на
[1] Правовое государство, личность, законность. М., 1997 стр. 14
- [2] Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве. М., 2008. стр.56-57
- [3] Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве. М., 2008. стр. 57
[4] Правовое государство, личность, законность. М., 1997. стр. 16
[5] Теория государства и права. / А.В.Малько, В.В. Нырков, К.В.Шундиков. М., 2009 стр. 112
[6] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002 стр. 78-79
[7] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002 стр. 126
[8] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002 стр. 127
[9] Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве. М., 2008. стр. 92
[10] Там же.
[11] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002 стр. 116
[12] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002 стр.118
[13] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002 стр. 79
[14] Гегель Г. Философия права. М., 1990.
[15] Гегель Г. Философия права. М., 1990.
[16] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002 стр. 131
[17] Правовое государство, личность, законность. М., 1997. стр.27
[18] Правовое государство, личность, законность. М., 1997. стр. 29
[19] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр. 434
[20] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр.435
[21] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т.1. М., 1995 стр. 192
[22] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр. 437
[23] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр. 438
[24] Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. Стр. 69
[25] Политология / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003
[26] Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. проф. М.М.Рассолова. М., 2004. стр. 121
[27] Конституция Российской Федерации
[28] Конституция Российской Федерации
[29] Конституция Российской Федерации
[30] Теория государства и права. / А.В.Малько, В.В. Нырков, К.В.Шундиков. М., 2009 стр. 71