Теоретический аспект концепции правового государства

·                   Подчинение государства праву. Это один из основных признаков правового государства, и заключается он в том, что в деятельности государственных органов и должностных лиц не должен господствовать произвол, эта деятельность должна быть ограничена правом.

·                   Единство прав и обязанностей личности, взаимная ответственность личности и государства. Отношения государства и личности строятся на основе их связанности взаимными правами и обязанностями. Взаимная ответственность личности и государства – это способ ограничения политической власти. Статья 2 Конституции Российской Федерации не только установила, что человек, «его права и свободы являются высшей ценностью», но и то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

·                   Разграничение деятельности различных ветвей государственной власти. Для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной, одновременно является сдерживающей по отношению к другой. Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции Российской Федерации и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной ветви государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Чем же отличается разделение государственной власти в правовом государстве от разделения власти в неправовых государствах? Существованием в правовом государстве судебной власти, независимой от законодательной и исполнительной.

·                   Независимая, но юридически регулируемая власть средств массовой информации. Без свободной прессы, разумеется, с минимальными цензурными ограничениями невозможно существование правового государства.

·                   Регулярные демократические выборы, как легальная и легитимная основа формирования народом органов государственной власти всех уровней. Выборы есть способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Становление правового государства проявляется среди прочего в том, что выборы и референдумы действительно превращаются в институты, означающие высшее непосредственное выражение воли народа. Именно через них граждане воздействуют на формирование органов публичной власти и сами принимают основополагающие публично-властные решения. Демократичность выборов предполагает недопустимость ограничения избирательных прав граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также ряда других обстоятельств. Голосование является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

·                   Многопартийность. Многопартийность предполагает признание всеми партиями основ существующего государственного строя, их функционирование в рамках действующей Конституции и реальное влияние на выработку решений в системе законодательной и исполнительной власти. Многопартийность создает условия для прихода к власти в ходе демократических выборов самой популярной из партий, которая становится правящей.

·                   Высокий уровень правосознания граждан. Для успешного формирования правового государства требуется высокий уровень правосознания, правовой культуры. Государство должно быть заинтересовано в повышении уровня правосознания населения, в распространении юридических знаний, в формировании у граждан убеждений в необходимости исполнения требований права.

·                   Наличие развитого гражданского общества.[29] Правовое государство предполагает наличие гражданского общества, которое в самом общем виде представляет собой такую ступень общественного развития, которая характеризуется развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, разнообразием форм собственности, незыблемостью прав и свобод человека, развитым самоуправлением, независимостью средств массовой информации. Вся эта совокупность отношений развивается относительно независимо от государственной власти. Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное общество, в котором главное место занимает человек, гражданин, личность.


§2. Проблемы реализации правового государства


Конституционная модель российского правового государства в полном объеме все еще не осуществлена на практике. Поэтому первоочередной задачей (и для законотворческой практики, и для юридической теории) является доведение до конца процесса формирования всех конституционных институтов, конструкций и процедур, принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов, словом, довершение конституционной модели российской государственно-правовой системы на всех уровнях.

Параллельно с претворением в жизнь конституционной модели российского правового государства должна вестись систематическая работа (практическая и научно-юридическая) в плане преодоления внутренних недостатков самой этой модели.[30]

Речь прежде всего идет о таких недостатках, как несбалансированное разделение властей, отсутствие надлежащей эффективно действующей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, противоречия и неопределенности в конструкции исполнительной ветви власти и в ее взаимоотношениях с представительной властью (раздвоение исполнительной власти на президентскую и правительственную, усугубленное независимостью правительства от парламента), чрезмерная асимметрия в федеративном устройстве единой российской государственности, отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между Федерацией в целом и ее субъектами, отсутствие четкой иерархии источников действующего в стране права, неопределенность статуса прокуратуры, внутренняя противоречивость негосударственной концепции местного самоуправления с фактическим наделением его государственно-правовыми полномочиями, чрезмерная жесткость порядка принятия конституционных поправок и т. д.

В целом в плане совершенствования и реализации конституционной модели российской правовой государственности – с учетом российского опыта и нынешнего трудного пути к конституционализму и правовой демократии – наиболее острой и сложной остается проблема разумного сочетания исполнительной (по существу, президентской) власти с надлежащей представительной властью, полномочия которой соответствовали бы смыслу, идеям и требованиям разделения властей и правовой государственности.

Заключение


История учений о правовой государственности – богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна серьезная современная теоретическая разработка и практическая реализация идей правового государства.

Важная предпосылка формирования правового государства в Российской Федерации – создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. И сегодня существуют противоречия в правовой системе страны, возникает время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах. Эти факторы не только не приближают Россию к правовому государству, но даже отдаляют от него. Эта борьба, как и многое другое, разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законам автоматически порождает такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей. Современная жизнь дает тому много весьма печальных примеров. В том числе примеры, связанные с разрушением единого государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с бесчисленными страданиями и гибелью втянутых в политические и другие конфликты невинных людей.

Среди существенных предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. Соотносясь с государством, оно в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательное наблюдение за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но и принятие всех дозволенных законом мер для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.

Прежде чем пытаться сформировать правовое государство в России, необходимо навести элементарный правовой порядок в стране и в первую очередь в сфере прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Правовой порядок позволит создать стабильность правового статуса человека и гражданина. Благодаря стабильности правового статуса личность сможет осуществлять свою деятельность даже в состоянии, когда общество переживает переходный период со всеми его отрицательными процессами. Более того, в этот период правовой статус личности может содействовать искоренению негативных последствий переходного периода, ускорить завершение этого процесса. Не подлежит никакому сомнению тот факт, что законы жизненно важно соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае устарелости, консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи в обществе.

Список использованной литературы

правовой государство

1.                 Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве: Учебник. – М., 2008.

2.                 Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. проф. М.М.Рассолова. – М., 2004.

3.                 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002

4.                 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002

5.                 Правовое государство, личность, законность. М., 1997.

6.                 Теория государства и права. / А.В.Малько, В.В. Нырков, К.В.Шундиков – М., 2009

7.                 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004

8.                 Гегель Г. Философия права. М., 1990.

9.                 Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1999

10.              Политология / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003

11.              Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т.1. М., 1995

12.              Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву.

13.              История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянц М., 1983

14.              Алексеев С.С. Государство и право. М., 2007

15.              Конституция Российской Федерации

Размещено на


[1] Правовое государство, личность, законность. М., 1997 стр. 14

  1. [2] Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве.  М., 2008. стр.56-57
  1. [3] Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве.  М., 2008. стр. 57

[4] Правовое государство, личность, законность. М., 1997. стр. 16

[5] Теория государства и права. / А.В.Малько, В.В. Нырков, К.В.Шундиков.  М., 2009 стр. 112

[6] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002 стр. 78-79

[7] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002 стр. 126

[8] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002 стр. 127

[9] Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве.  М., 2008. стр. 92

[10] Там же.

[11] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002 стр. 116

[12] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002 стр.118

[13] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002 стр. 79

[14] Гегель Г. Философия права. М., 1990.

[15] Гегель Г. Философия права. М., 1990.

[16] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002 стр. 131

[17] Правовое государство, личность, законность. М., 1997. стр.27

[18] Правовое государство, личность, законность. М., 1997. стр. 29

[19] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр. 434

[20] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр.435

[21] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т.1. М., 1995 стр. 192

[22] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр. 437

[23] Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр. 438

[24] Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. Стр. 69

[25] Политология / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003

[26] Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. проф. М.М.Рассолова.  М., 2004. стр. 121

[27] Конституция Российской Федерации

[28] Конституция Российской Федерации

[29] Конституция Российской Федерации

[30] Теория государства и права. / А.В.Малько, В.В. Нырков, К.В.Шундиков.  М., 2009 стр. 71


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты