Теоретическое обоснование основ создания и деятельности потребительских обществ и их союзов

— потребительское общество — коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства,

— начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;

— потребительское общество осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;

— цель потребительского общества — его социальная миссия — удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.

Потребительские общества классифицируются на виды:

а) по территориальному признаку:

— сельское потребительское общество — сельпо,

городское потребительское общество — горпо,

районное потребительское общество — райпо

б) по социальному или профессиональному составу членов:

рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) — рабкооп,

рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) — рыбкооп,

студенческое потребительское общество — студпо,

— ученическое потребительское общество — учпо.

Потребительские общества — первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут созданы потребительские общества, то не будет и потребительских союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.

Союз потребительских обществ — это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.

Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в стране, а их социально-экономическая деятельность становится более организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.

Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру. Рассмотрим организационную структуру системы потребительской кооперации[5].

В основу организационного построения системы потребительской кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.

Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).

Второй уровень системы занимают районные союзы потребительских обществ (райпо) — добровольные объединения потребительских обществ на территории районов.

Третий уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.

Четвертый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.

Переход с четырехуровневой на трехуровневую организационную структуру способствует сокращению числа потребительских обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.

Большинство районных союзов и их потребительские общества преобразованы в районные потребительские общества — райпо.

Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений — это юнцентрация капитала, а значит, упрочение положения потребительских обществ. Районные потребительские общества — это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.

Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.

В зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.

Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собрании.

Потребительское общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.

Причем максимальное количество пайщиков в потребительском обществе неограниченно: на одно потребительское общество может приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В потребительской кооперации преобладают крупные потребительские общества. В таких потребительских обществах созыв общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских обществах для обеспечения участия всех пайщиков в принятии решений создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых являются собрания пайщиков кооперативных участков.

Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек).

Структура органов управления и контроля потребительского общества

Органы управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:

высший орган управления — общее собрание пайщиков потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;

— представительный орган управления — совет потребительского общества; совет избирается общим собранием пайщиков и осуществляет управление в период между общими собраниями пайщиков;

— исполнительный орган управления — правление потребительского общества назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;

— контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность.

В потребительском обществе с кооперативными участками (т. е. в крупном потребительском обществе) органы управления следующие:

— высший орган управления — общее собрание уполномоченных потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;

— высший орган управления кооперативного участка — собрание пайщиков кооперативного участка, созывается не реже 1 раза в год;

— представительный орган управления — совет потребительского общества;

— исполнительный орган управления — правление потребительского общества;

— контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества.

Структура органов управления и контроля потребительского союза

В каждом потребительском союзе (районном, национального округа, областном, краевом, республиканском, Центральном) создаются следующие органы управления:

— высший орган управления — общее собрание представителей потребительских обществ союза;

представительный орган управления — совет союза и президиум совета союза;

— исполнительный орган управления — правление союза;

контрольный орган управления — ревизионная комиссия союза.

Управление в организациях потребительской кооперации осуществляют органы самоуправления (собрания, советы, ревизионные комиссии) и профессионального управления (правления)

Таким образом, структура органов управления позволяет качественно, профессионально управлять организациями потребительской кооперации и реализовывать право пайщиков на управление и контроль.

Структура органов управления потребительских обществ и их союзов представлена в прил. 1

Таким образом, можно назвать следующие характерные черты организационных форм потребительской кооперации как социально-ориентированных хозяйствующих субъектов:

- свобода экономического выбора потребителя (открытое, доступное членство для всех);

- справедливое распределение дохода, это означает, что полученные кооперативом доходы распределяются пропорционально уровню пользования членами-пайщиками услугами кооператива; особая и своеобразная экономическая роль факторов производства.

Капиталы, которыми обладают кооперативы, выступают для них как вспомогательное средство, так как на первом плане здесь находится человек труда и основное значение придается удовлетворению насущных потребностей людей.

В основу организационного построения системы потребительской кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.

Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений – это концентрация капитала, а значит, упрочение положения потребительских обществ.


3. Экономические основы деятельности потребительской кооперации


Историческая ретроспектива и современные тенденции свидетельствуют, что в мировой практике взаимодействие экономических агентов происходит на основе сочетания рыночных и координационных механизмов. Причем, второе направление постоянно совершенствуется и углубляется под воздействием конъюнктуры рынка.

Кооперативные принципы экономической деятельности сглаживают противоречия между общественным характером труда и частным присвоением его результатов, интегрируя воедино механизмы собственности, управления и распределения доходов в кооперативах.

Эффективность кооперативной формы хозяйствования обеспечивается открытостью членства, добровольностью объединения, демократичностью при принятии решений, обязательным участием в хозяйственной деятельности, достижением совместных выгод для всех членов через приоритетность удовлетворения потребностей, пропорциональностью в распределении доходов, самостоятельностью в процессе деятельности, взаимовыгодностью при обмене результатами деятельности, содействием в повышении профессиональных знаний и активным участием в решении социально-экономических задач.

Экономическую основу социально-экономической деятельности граждан и юридических лиц, в том числе потребительских обществ и потребительских союзов, составляет имущество, которое принадлежит им на праве собственности. Собственность - это отношения по присвоению материальных благ (имущества).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст.8-9 п.п.2) признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Прямое упоминание кооперативной собственности отсутствует. Конституция обладает верховенством над законами и иными правовыми актами независимо от их отраслевой принадлежности. Это означает, что законодательство должно исходить из конституционных положений и ей не противоречить. Поэтому выделение кооперации в обособленный сектор экономики предполагает и законное разрешение кооперативной формы собственности.

Кооперативная собственность - это система экономических отношений, возникающих между пайщиками, а также между пайщиками и потребительским обществом по поводу добровольного обобществления ими денежных взносов (паев), владения, пользования и распоряжения имущественным потенциалом потребительского общества в целях удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков, которые в основном являются сельскими жителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты