Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.
Справедливость акта применения права - это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества. От того насколько убедительно и морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права. Вопрос пересечения интересов таких требований к правоприменению, как законность, целесообразность и справедливость, очень интересен. Например, целесообразность в ряде случаев, может выходить за пределы справедливости. Так, привлечение лица к административной или уголовной ответственности может быть законным и справедливым, но нецелесообразным. Уголовное дело может быть прекращено в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних или с привлечением лица к административной ответственности.[7] Таким образом «конфликт между нормами права и морали вполне возможен и он должен разрешаться в пользу норм права», так как справедливость всегда должна находиться в рамках закона. А частные случаи моральной несправедливости при формальной юридической справедливости должны, если они приобретают все более массовый характер вызывать необходимость применения правотворчества по отношению к данному правоотношению. Если же такие случаи в рамках данного правоотношения носят единичный характер, то они должны решаться возникновением новых правоотношений.
2. Основные стадии процесса применения норм права
Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в юридической литературе, применение права — сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела.
Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса применения норм права. В одних случаях выделяют три стадии этого процесса, в других - девять, говоря о наличии подстадий и др. Это связано с тем, что одни авторы объединяют ряд последовательных действий по осуществлению правоприменения в одну стадию (подразумевая под ней достижение определенного промежуточного результата), в то время как другие выделяют эти действия в качестве самостоятельных стадий (исходя из того, что стадия - это и есть одно из логически последовательных действий правоприменения).[8]
С учетом выше сказанного можно выделить, на мой взгляд, следующие основные стадии процесса реализации юридических норм:
1. Установление, анализ и оценка фактических обстоятельств дела;
2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению;
3. Проверка подлинности текста правовой нормы;
4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами;
5. Принятие решения по делу и издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей;
6. Реализация принятого акта.
Рассмотрим каждую из названных стадий.
Установление, анализ и оценка фактических обстоятельств дела. Юридические нормы применяются с учетом конкретных жизненных обстоятельств, фактов. Эти факты и являются той основой, в соответствии с которой принимается правоприменительное решение. Поэтому применение правовых норм предполагает тщательное исследование, анализ всех обстоятельств, относящихся к данному делу и имеющих юридическое значение. Такой анализ позволяет дать объективную, всестороннюю и полную оценку конкретному случаю и в итоге правильно применить норму права.
Эта стадия заключается, прежде всего, в обнаружении, сборе, анализе, оформлении и оценке доказательств по делу с точки зрения их достоверности и достаточности для принятия решения. Так, для того, чтобы принять решение о назначении пенсии по возрасту, следует установить наличие необходимого трудового стажа, соответствующего возраста у лица, обратившегося за назначением пенсии, размер заработка, из которого она будет исчисляться и т.д.[9]
Если совершено преступление, например убийство, то прежде чем применить норму, определить меру наказания лицу, ее совершившему, необходимо установить личность потерпевшего, определить время, орудия и мотивы убийства, все другие обстоятельства дела, в том числе характеризующие личность преступника, отягчающие и смягчающие ответственность и др. То есть целью этой стадии является установление объективной истины по делу. Только после того, как будет установлена достоверность фактов и дана их правильная юридическая оценка, можно говорить об установлении такой истины.
Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению.
Эта стадия заключается в правовой квалификации жизненного факта, т.е. в решении вопроса о том, на основании какой нормы должно решаться данное дело. Это осуществляется на основе оценки фактических обстоятельств дела и их сопоставления с содержанием определенной юридической нормы. В результате сопоставления решается вопрос, подпадает ли данный случай под ее действие. При этом уточняется отраслевая принадлежность нормы, ее системные связи с другими нормами, поскольку нередко правовую основу для решения дела могут создать лишь несколько норм в комплексе.
В процессе отыскания правовой нормы, регулирующей данные отношения, правоприменитель может столкнуться с пробелом в праве, то есть с отсутствием необходимой нормы. В этом случае в рамках, допускаемых законодательством, он использует приемы аналогии, т.е. способы преодоления пробелов.
Проверка подлинности текста правовой нормы. После выбора необходимой правовой нормы (комплекса норм) правоприменитель обязан убедиться в подлинности ее текста, нет ли в тексте ошибок, в случаях, если норма содержится в акте, помещенном в неофициальном источнике, выяснить, не внесены ли в нее изменения. Чтобы избежать применения неподлинных норм и тем самым нарушения законности, следует пользоваться официальными текстами нормативных правовых актов.[10]
Необходимо проверить норму с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, то есть уточнить, действует ли она на момент применения, действовала ли во время происшедшего случая, распространяется ли ее сила на ту территорию, где рассматривается дело, и на лиц, в отношении которых осуществляется правоприменение.
Толкование норм права - сложный и специфический процесс. В ходе выбора, отыскания правовых норм, подлежащих применению, и уяснения их смысла нередко обнаруживается, что в отношении конкретного случая могут применяться две или более норм, противоречащих друг другу, т.е. обнаруживается их коллизия. Для преодоления коллизий и пробелов в правоприменении, наука и практика выработали следующие правила:
а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: "Позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится";
б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т.е. принимается во внимание иерархия нормативных актов и отдельных норм;
в) если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения - ст. 76 Конституции Российской Федерации);
г) в случае противоречия между федеральным актом и актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний (ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации);
д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах - аналогии закона и аналогии права.[11]
Принятие решения по делу и издание акта применения, доведение его содержания до сведения исполнителей.
Вынесение решения по делу и издание акта, закрепляющего это решение, является, по существу, ключевой стадией применения норм права. Именно в этой деятельности и проявляется вовне применение как форма реализации права. Все предшествующие стадии нацелены на обеспечение принятия всесторонне обоснованного решения.
Вынесение решения представляет собой связующее звено между применяемой нормой права и конкретным жизненным случаем. При его помощи действие нормы распространяется на конкретные отношения субъектов права.
Закрепление принятого по делу решения осуществляется в форме специальных юридических актов. Они называются актами применения права. Акт применения права - это официальное властное предписание (решение) по юридическому делу, принятое компетентном органом на основе действующих правовых норм с учетом конкретных жизненных обстоятельств в отношении персонально определенных лиц.
Завершающей частью этой стадии правоприменения является доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных лиц, без чего оно не может считаться правомерным.[12]
Реализация принятого акта.
Бывают случаи, когда принятое и доведенное до сведения исполнителей решение по делу не исполняется, то есть сам факт издания акта применения не всегда гарантирует его претворение в жизнь. Поэтому принципиально важно осуществить необходимые меры для того, чтобы предписания правоприменительного акта были своевременно исполнены, реализованы в фактической деятельности субъектов права. Лишь после этого процесс реализации норм права путем их применения можно считать завершенным.[13] Итак, что касается основных стадий процесса реализации юридических норм в форме их применения, то к ним относятся: установление, анализ и оценка фактических обстоятельств дела; выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению; проверка подлинности текста правовой нормы; толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами; принятие решения по делу и издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей; реализация принятого акта.
3. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.[14]
Наиболее характерные признаки правоприменительных актов заключаются в следующем: