Теории преступности

- вырабатывается классический условный рефлекс, открытый Иваном Павловым. В этом процессе один раздражитель подменяется другим. На основе этого положения была разработана теория (Гансом-Юргеном Айзенком /1977/ и Гордоном Траслером /1962/) по которой преступное, антисоциальное поведение является “естественным” и усиливающим себя в том случае, если оно приносит непосредственное удовлетворение личности, которая ведет себя определенным образом (за один и тот же поступок ребенок наказывается родителями каждый раз, после чего он начинает чувствовать боль уже при мысли о совершении такого поступка. Этот страх и “боль” /рефлекторное сознание/ как раз и будут удерживать его от правонарушения). По сути эта теория является биосоциальной, а по содержанию психопаталогической. Поэтому ее криминологи относят к психопаталогии;

- вторым подходом к обучению нормам поведения является выработка инструментальных условных рефлексов (бехевиористическое направление), т.е. человек учится на своих успехах и неудачах с помощью поощрений и наказаний (получает положительное или отрицательное подкрепление);

- третьим подходом является социальная теория обучения, которая рассматривает обучение человека как активный, познавательный, управляемый духовный процесс переработки опыта и знаний. Человеческое поведение - это не автоматическое, рефлекторное реагирование; в его основе лежит активный процесс, в котором решающую роль принадлежит мотивациям, чувственному восприятию и сложным мыслительным процессам. Эта теория была разработана в основном Альбертом Бандурой (1979), которую он строит на учете процессов познания, протекающих в мозгу между воздействиями раздражителя и реакции на него, т.е. на учете восприятий, воспоминаний, представлений, предчувствий и ожиданий. (Не каждый человек видел в своей жизни тяжкое преступление, но читал о них, видел на сцене театра, в художественном или документальном фильме; тесное общение с осужденными к лишению свободы также представляется не каждому, но мысленное “знакомство” с этой категорией граждан имеет каждый. Но насколько это нравиться или не нравится определяет для себя каждый).

- Теория дифференциальной ассоциации. Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводились известными криминологами Клиффордом Шоу (1930), Эдвин Сазерленд (1939) и его ученик Дональд Кресси. Теория включает в себя восемь основных постулатов:

1. Преступному поведению учатся, а не наследуют;

2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения;

3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль;

4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок;

5. Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете, преступники усваивают особую направленность мотивов и влечений. В однм обществе индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона, как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом - оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов;

6. Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения;

7. Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом имитации, подражания; и последний постулат этой теории

8. Хотя преступность - это выражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей и ценностей.

Из этой теории (дифференцированной ассоциации) Кресси сделал следующие выводы:

- необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга;

- нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;

- группы ресоциализации нужно организовывать по принципу “...чтобы кого-то в чем-то убедить, нужно убедиться в этом самому...”;

- можно создать и сохранять общество, лишенное преступности, благодаря системе поощрений.

Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры. Мы с Вами будет за ними наблюдать, а пока перейдем к рассмотрению следующей теории

- Теории контроля. Согласно теориям контроля, которые были впервые предложены криминологами Альбертом Рейссом (1951), Ф.Айвеном Наем (1958) и Мартином Гоулдом (1963,1970), социально конформному поведению надо обучать. Для изучения такого поведения и его усвоения решающее значение имеют формальный и неформальный контроль, а также контроль внешний и самоконтроль. Неформальный контроль по крайней мере столь же важен, как и формальный, который вследствие ценностных конфликтов между социальными группами в плюралистическом обществе имеет сравнительно большое значение, выполняет в этом обществе не только функцию устрашения, но и функцию формирования ценностей. Внешний контроль за счет процесса интернализации (или интериоризации) превращается во внутриличностный контроль, или самоконтроль. При успешной социализации родительский надзор замещается “психологическим присутствием” родителей. Для удовлетворения самоконтроля решающим моментом является самооценка и устойчивая связь с обществом. Все теории контроля исходят из того, что обыденное и вульгарное мышление неотделимы от преступных действий и обусловливают друг друга. Несомненно, большое влияние на постулаты теории контроля оказывает психоанализ Зигмунда Фрейда. Фрейдовская внутрипсихическая динамика уже давно переведена в понятие социальной психологии и тем самым сделана операционной, наблюдаемой и эмпирически доказуемой.

Следующей Вашему вниманию предлагается теория устойчивости. Ее основоположник Уолтер Реклес (1961,1973,1981) задался вопросом: ”Почему живущий в крупном городе подросток, несмотря на высокий уровень преступности, не становится правонарушителем?” По его мнению ответ заключается в следующем - социальную устойчивость личности определяет внешний и, особенно, внутренний контроль, выражающийся во внутренней устойчивости. Ее отличают пять признаков:

1. Самовоспитание, то есть оценка себя как личности, заключается в способности самоконтроля, в умении оценить себя со стороны, в чем большую роль играет уважение закона;

2. Целеустремленность выражается в личном желании сделать социально приемлемую карьеру. Люди, поставившие перед собой долгосрочную цель, сохраняют иммунитет, неуязвимость по отношению к противоправности и преступности;

3. Самоконтроль может быть эффективным только тогда, когда цель является вполне реалистичной. Нереальные желания и стремление достичь цели, лежащей за пределами средств и возможностей, неизбежно ведут к нарушению внутренней устойчивости;

4. Стойкость - это свойство человека, позволяющее ему не предаваться гневу или отчаянию безнадежности, когда он не получает того, что хотел. Люди, чьи цели оказались за пределами их досягаемости, легко могут поддаваться разочарованию. Люди, легко впадающие в состояние фрустрации, обычно не ставят перед собой долговременных целей. Те, кто склонен к правонарушениям, обладают импульсивным, нетерпеливым характером, тогда как законопослушным людям это присуще в гораздо меньшей степени. Отсутствие фантазии и нетерпеливость вызывают у человека скуку, которая затрудняет реалистичное представление о прошлом, настоящем и будущем. Люди, склонные к преступности, всегда в большей степени нетерпеливы, лишены фантазии и реалистичного взгляда на вещи; Последним

5. Характерным признаком внутренней устойчивости человека является идентификация с нормами права. Отношение правонарушителей к закону характеризуется его отрицанием, враждебностью к правоохранительным органам и праву.

Ученые, придерживающиеся точки зрения этой теории (устойчивости) считают, что удовлетворительное самовосприятие (собственное “Я”, “сверх-Я”, “Супер-Эго”) можно считать чем-то вроде социально-психологической “прививки” против преступности.

Понятие “внутренней устойчивости”, введенное Реклессом, криминолог Гари Йенсен разложил на три составные части:

- ценностное самоопределение;

- способность самоконтроля;

- и уважение общепринятой морали.

Он проверил свою концепцию на более чем четырех тысячах склонных и несклонных к преступлениям учащихся средних школ и обнаружил, что преступники и непреступники различались между собой по всем трем характеристикам. Корреляция была не очень четкой, но существовала.

Следующая теория, предлагаемая Вам для ознакомления - теория социальных связей. Криминолог Хирши объясняет возникновение противоправности и преступности ослаблением или разрывом связей, существующих у человека с обществом или с его группой. Он считает, что все люди потенциальные правонарушители, но их удерживает страх перед возможной потерей значимых для него связей с родственниками, друзьями, коллегами и т.д. Хирши доказывает, что социальные связи любого человека можно разделить на четыре элемента:

- симпатию, преданность, привязанность;

- ангажированность (обязательство), личное участие;

- использование связей в корыстных целях;

- признание морального достоинства принятых правил.

Эти четыре момента как отделимы друг от друга, так и находятся в опосредованной связи.

Положения этой теории неоднократно проверялись эмпирически, в том числе и автором данной лекции.

Останавливаясь на следующей теории - несовпадающих предположений, мы обратим внимание на то, что она поглощает в себя несколько из выше перечисленных теорий, т.е. комбинацию многих социально-психологических теорий (называемых теориями “среднего уровня”). Ее недостаток в том, что она объясняет только преднамеренные преступления и не объясняет преступлений, совершенных по неосторожности. Ее авторы видят два различных пути возникновения преступности. Первый они связывают с теориями обучения и контроля (слабая и беспомощно-нерешительная вовлеченность людей в общественную жизнь, сильное влияние девиантных групп) И второй путь - сочетание теории обучения и контроля с теорией случайных структур (в детстве ребенок может выработать прочные связи с традиционным социальным строем, а с течением времени, в период юности, эти социальные связи могут быть подвержены “размыванию”. Но после определенного периода времени позитивные социальные связи все же доминируют.

Эта теория импонирует и тем, что ее рекомендации направлены на ослабление связей преступников друг с другом и усиление контактов правонарушителей с социально конформными людьми, а также расширение их возможности усвоения традиционных нормативных ценностей. Например, укреплять связи осужденных к лишению свободы с родственниками, священнослужителями, представителями различных общественных гуманитарных фондов, психологами и т.д.; оказывать посильную помощь со стороны государства после освобождения из мест лишения свободы; компенсацию ущерба осужденный должен считать частью уголовного наказания (от этого выиграют и преступник, и жертва, и общество) и прочее.

-Теория интеракции (теория стигматизации). Эта теория занимается не только изучением лиц, официально квалифицированных как преступники, но и проявляет интерес к процессам, в ходе которых люди определяются как преступники.

Криминолог Говард Беккер разработал модель девиантной или преступной карьеры, в которой главную роль играет интеракция:

Первая стадия - преднамеренно или непреднамеренно человек совершает некое неконформное действие (Придаваясь своим фантазиям, многие люди видят себя совершающими противоправные деяния...);

Вторая стадия - во время этой стадии человеку, склонному к социальной девиации, его преступное поведение доставляет удовольствие;

На третьей стадии одним из решающих шагов в процессе усвоения образцов девиантного или криминального поведения является опыт ареста или клеймения человека как преступника;

И последним, пятым этапом - шагом в преступной карьере является вступление человека в группу (банду) преступников, т.е. он переходит в стадию своей девиантной биографии. Этот шаг оказывает огромное влияние на самооценку человека и его самовосприятие.

И в заключении третьего вопроса - несколько слов еще об одной теории - стигматизации (клеймения). Эта теория очень своеобразна. Она отрицает, что девиантное поведение порождает потребность в социальном контроле или что такое поведение есть результат ослабления этого контроля. По мнению ее автора Лемерта, именно социальный контроль и порождает девиантность, которую он, в свою очередь делит на две категории: первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация происходит тогда, когда индивид начинает входить в предписанную ему социальную роль. Вторичная девиация начинается с момента социальной реакции на девиантное поведение. Эти реакции общества на факт девиации приводят к тому, что некоторые люди начинают поступать в соответствии с ролью, которую им определило общество. Это очень сложная проблема, т.к. у людей, переживших процесс стигматизации, создается негативное представление о самом себе (negative self-image), которое может повлечь далеко идущие последствия для их поведения в будущем.

Теория стигматизации имеет важное практическое значение. Ее выводы должны служить предостережением для органов правосудия, подчеркивая отрицательные последствия вовлечения некоторых граждан в сферу действия юридической машины. Это особенно касается несовершеннолетних, психика которых еще не сформировалась, в связи с чем они повышенно восприимчивы к навязанным социальным ролям. Достаточно привести пример вызова с урока какого-то ученика к инспектору по делам несовершеннолетних...


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты