Теория и практика свободы совести и вероисповедания в Республике Беларусь
План
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Свобода совести. Религия и общество
1.1 Конфессиональная история Республики Беларусь, определения религии и свободы совести
1.2 Роль религии в обществе
ГЛАВА 2. Современное законодательство в области свободы совести и религиозных организаций
2.1 Законодательство капиталистических стран и стран СНГ в области свободы совести и религиозных организаций
2.2 Современное законодательство Республики Беларусь в области свободы совести и религиозных организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Введение
Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер. Только если стремления и действия всех органов государства направлены на раскрепощение личности, утверждение уважения к правам и свободам человека, возможно эффективное развитие общества.
Личные права являются по своей сущности правами человека и напрямую не связаны с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Особая значимость такого личного права как свобода совести и вероисповедания в жизни общества находит свое отражение, прежде всего, в принципах, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека, Хартии Европейского Союза об основных правах, Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, а также в других международных правовых актах и Конституциях отдельных государств.
Целью данной работы является изучение, и раскрытие вопроса о свободе совести и вероисповедания, обоснование теоретической и практической значимости данной темы.
Основные задачи работы:
1. Проследить историю религии на территории Республики Беларусь;
2. Дать определения понятиям свободы совести и вероисповедания;
3. Раскрыть роль религии в обществе;
4. Изучить основные положения законодательства в области свободы совести и религиозных организаций;
5. Рассмотреть обеспечение этого права в Республике Беларусь.
При написании данной работы мною были использованы следующие методы: нормативный метод, метод дедукции и индукции, анализа и синтеза, структурный, сравнительный и другие.
Работа написана на основе изучения положений Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», Конституций стран СНГ и капиталистических стран, также при помощи учебников Василевича Г. А., Вишнякова В. Г., Котлярова И. В. и Землякова Л. Е. и других. Из периодической литературы я использовала статьи Бочкова А. А. и Ивашкевич Е. Ф. о законодательстве России и Беларуси в области свободы совести и религиозных организаций; судьи Конституционного Суда Республики Беларусь Шуклина В. З. о свободе совести в судебной практике.
Объект моей работы – право на свободу совести и вероисповедание – достаточно подробно описан и рассмотрен в современной юридической и религиоведческой литературе.
Глава 1. Религия и общество. Свобода совести
1.1 Конфессиональная политика Беларуси, определения религии и свободы совести
«Посмотрите на лицо земли: вы не найдете города без укреплений, без науки, чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах; но вы не найдете ни одного общества без веры в божество, ни одного города, в котором не было бы никакого святилища, не были бы в обычае никакие молитвы, жертвы, клятва и т.п.» Плутарх
До христианства на Белорусских землях существовало язычество. Здесь, как и у других народов имели место фетишистские, тотемистические, анимистические верования, были широко распространены культ предков, охотничьи, земледельческие культы, культ умерших, процветала разного рода магия. Наши предки поклонялись отдельным предметам: камням-валунам, оберегам-талисманам, растениям, живым существам; особо почитался созданный руками человека хлеб.
В язычестве человек признаёт множество богов и каждого из них наделяет определенным качеством, свойственным ему самому. Таким образом, человек не несет никакой моральной ответственности за свои поступки: за него отвечает внешний мир.
Начало христианства на белорусских землях связано с крещением на Руси при киевском князе Владимире в 988 г. Для распространения православной веры Владимир открыл епископии в Киеве, Белгороде, Полоцке, Чернигове, Новгороде, Ростове. Создавались христианские общины, строились храмы, открывались монастыри и школы грамоты.
После введения унии 1386 г. положение православной церкви в ВКЛ изменилось. Малоизвестная до того в княжестве римско-католическая церковь стала государственной, а высшие государственные должности в стране стали занимать католики, которые относились враждебно к православной вере. Православная церковь была поставлена вне государства и лишена всех прав и привилегий. В 1387 г. князь ВКЛ Ягайло основал католическую епископию, учредил католические приходы и одарил их богатыми имениями. Ягайло запретил католикам вступать в браки с православными, пока последние не станут католиками. Такие порядки поставили католиков в привилегированное положение.
После Люблинской унии 1569 г., когда ВКЛ было присоединено к Польше, началось активное искоренение православия. Некоторые православные епископы стали переходить в католичество с сохранением своего прежнего православного обряда. В июне 1591 г. в Бресте был подписан акт о подчинении православных епископов в ВКЛ Римскому Папе.
В июне 1596 г. восточная и западная церкви были объединены и создана униатская церковь. После Брестской унии униатские епископы насильно захватили в свои руки все православные епископии.
В марте 1839г. Святейший Синод постановил указ о воссоединении униатской церкви с православной. После присоединения Беларуси к России православная церковная жизнь быстро активизировалась. Многие униаты переходили в православную веру.
Обновление униатства в стране началось уже после перестройки. Так, в 1989 – 1990 г.г. были зарегистрированы униатские организации в Гомеле и Минске, которые называются греко-католическими церквями, в Полоцке имеется униатский монастырь.
Кроме католичества и православия на Беларуси получило распространение ещё одно из направлений христианства – протестантизм, возникший в Западной Европе в ХVI веке как оппозиция католической церкви. Он отвергает институт духовенства как носителя благодати посредника между Богом и людьми, сложную систему церковной обрядности и таинств (сохранив лишь крещение и причастие) и т.д. Объявив Библию единым источником вероучения, М. Лютер (1483 – 1546) тем самым отказался от авторитета Священного предания, которое рассматривается как результат человеческой деятельности.
Последователи протестантских церквей западноевропейского происхождения появились в Беларуси в ХIХ веке. Это были баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы и другие. [9, с. 24-26]
Общественно-политическое развитие Беларуси в конце ХХ столетия повлекло за собой коренное изменения в государственном и политическом устройстве страны, оказало существенное влияние на состояние отношений между государством, обществом и религиозными организациями.
Как показывают результаты многолетних социологических исследований, это произошло в условиях, когда религиозное самосознание белорусского народа существенно возросло, и конфессиональный фактор стал играть очень важную роль в общественно-политической жизни Беларуси. Многие люди увидели в религии гарантию стабильности, порядка, незыблемости духовных устоев белорусского общества, развития национальных традиций белорусского народа. [11, с. 3]
По состоянию на 1 января 2004 года в Республике Беларусь насчитывалось 2863 религиозных общины, в их числе 1290 православных и 432 католические. Старообрядческих общин в республике – 34, Христиан веры Евангельской – 494, Евангельских христиан-баптистов – 270, Совет церквей ЕХБ – 29, Греко-католических – 13, Новоапостольских – 20, Иудейских – 29, Исламских – 27, Свидетелей Иеговы – 26, бахаи – 6, мормонов – 3, кришнаитов – 6, первых христиан – 1. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Кроме того, немалое число религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица.
В религиозных организациях осуществляют свою деятельность 2696 служителей культа. В 2003 году протестантскими объединениями было приглашено в Республику Беларусь 199 иностранцев, в том числе 28 человек для религиозной деятельности.
Белорусские социологи говорят, что верующими себя считают около 50% взрослого населения Беларуси. Среди верующих – более 80% православных; более 10% - католиков; почти 2% - протестантов; 0,2% - мусульман; 0,2% - иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Но точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.
В структуре конфессий в республике основную долю занимают православные (45,06%), католические (15,1%) и протестантские (35,21%) общины; 4,63% - остальные вероисповедания и религиозные течения. [14, с. 402-403]
При этом религиозность среди женщин несколько выше, чем среди мужчин, соответственно – 54,5% и 33,3%. Среди старших возрастных групп доля верующих значительно выше, чем среди молодых. В православной и католической конфессиях отчетливо наблюдается обратно пропорциональная зависимость уровня религиозности от уровня образования. Распространение конфессий в Беларуси имеет также и довольно выраженную внутреннюю границу, которая разделяет страну на две части: восточную и западную. При этом в Западной Беларуси более высокий уровень религиозности (около 70-80% населения – верующие). Здесь же значительно больше католиков, чем в восточных регионах. [11, с. 3-4]
Попробуем дать определение религии и проанализировать основные понятия. Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия».
Знаменитый римский оратор, мыслитель, писатель и политический деятель Цицерон считал, что слово «религия» происходит от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением».
Известный писатель и оратор Лактаций утверждал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определял как союз человека с Богом.
Таким образом, этимология слова «религия» указывает на два основных значения – поклонение и соединение, - которые говорят о религии как о внутреннем союзе, живом единении человека и Бога.
Данное понятие стало входить в обиход с первых веков христианства, показывая, что новая вера – это не суеверие и невежество, а высокая нравственная система.
В настоящее время существует более двухсот определений религии.
Французские просветители Вольтер, Д. Дидро, П. Гольбах были убеждены, что религия есть следствие обмана и невежества людей, её исчезновение обязательно произойдет в результате просвещения народа.
Д. Шлейермахер утверждал, что в основе религии находится сознание зависимости людей от высших сил.
Б. Рассел полагал, что в основе религии находится «страх перед неведомым».
Русские писатели и философы (Ф.М. Достоевский, В.Л. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею как основу и оправдание нравственности, идеального и совершенного.