Моноструктурный характер экономики ставит жизнедеятельность таких городов в жесткую зависимость от градообразующего предприятия. Однако некоторые ресурсодобывающие города впоследствии «обросли» перерабатывающими отраслями и превратились в многофункциональные. Некоторые города в СССР сразу создавались как центры и добычи, и переработки того или иного ресурса (например, Магнитогорск, Норильск).
Для транспортных центров и портовых городов транспортные предприятия являются градообразующими (Туапсе, Игарка, Находка и др.). Многие из них выросли на пересечении железных дорог с крупными водными артериями или как железнодорожные узлы. Ряд транспортных центров превратился в многофункциональные города и административные центры (Новосибирск, Владивосток и т.д.).
Главной особенностью агропромышленных городов является их ориентация на переработку сельскохозяйственной продукции, техническое и инфраструктурное обслуживание сельскохозяйственного производства на окружающей территории. Как правило, эти города небольшие, с незначительной плотностью населения, преимущественным распространением малоэтажных жилых строений. Располагаются они в благоприятных для сельского хозяйства климатических районах, например, в Центрально-Черноземной зоне, на Северном Кавказе, Алтае.
В курортных городах практически нет промышленности. Они формируют градообразующую базу за счет обслуживания населения других регионов и стран. Расположение курортных городов в благоприятных географических условиях способствует привлечению населения на эти территории. Благоприятный для города результат достигается в этом смысле за счет высокой доли гостиничных и санаторных комплексов, широкого представительства туристических, медицинских и транспортных профессиональных групп в структуре городской занятости. Курортные города относятся к уникальным природным комплексам с развитой системой обслуживания и организации досуга (Сочи, Анапа, Белокуриха и т.д.).
Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до 25 лет. При его присвоении утверждаются приоритетные направления его научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также программа развития, в которой определяются меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики.
Порядок образования и управления, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) определен федеральным законом. Предложение о создании ЗАТО вносится Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, а решение о создании принимает Президент РФ. В России около 40 ЗАТО, созданных в свое время в границах закрытых городов, специализирующихся на выполнении оборонных заказов. Земли, занимаемые предприятиями ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются этим предприятиям в бессрочное пользование. Предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ, должны перечислять определенную сумму в бюджет ЗАТО для финансирования социальных программ местного значения.
Если на территории ЗАТО по согласованию с Правительством РФ и местными властями зарегистрированы юридические лица из других регионов или государств, то и они должны направлять часть своих доходов в местный бюджет. Дефицит бюджета ЗАТО покрывается из федерального бюджета. Кроме того, можно выделить отдельные категории городов по профессиональному признаку: военные городки, гарнизоны, вахтовые поселки и т.д.
Принадлежность муниципального образования к одной из типологических групп позволяет определить особенности управления в нем как с точки зрения внутренней организации управления, так и во взаимоотношениях с внешней средой.
1.3 Различие между городским и сельским поселениями
Муниципальные образования в России исключительно разнообразны по численности населения и многим другим параметрам и могут классифицироваться по различным признакам.
Разнообразие муниципальных образований вызвано различием природных, исторических, социально-демографических и других факторов, обусловливающих обособленность и структуру этих территорий. Наиболее существенным является различие между городскими и сельскими муниципальными образованиями, которое вытекает из различия видов хозяйственной деятельности, формы расселения и уклада жизни в городской и в сельской местности.
Для сельских поселений больше характерна адаптация к природной среде, тогда как для городов преобладающую роль играет их целевая функция. Основные различия между городскими и сельскими поселениями представлены в табл. 1.
Таблица 1. Основные различия между городскими и сельскими поселениями
Сельские поселения |
Городские поселения |
Правовой статус сельского поселения |
Правовой статус городского поселения или городского округа |
Инженерная инфраструктура децентрализована и поддерживается самими жителями |
Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами |
Преобладание сельскохозяйственных видов занятости |
Преобладание несельскохозяйственных видов занятости |
Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и образ их жизни |
Отсутствие личного подворья, ограничивающее трудовую деятельность жителей местом работы |
Характер застройки: низкоэтажная, малоквартирная |
Характер застройки: многоэтажная, многоквартирная |
Заключаемые сделки имеют, как правило, личностный характер и вызывают низкий уровень трансакционных издержек |
Заключаемые сделки осуществляются, как правило, между малознакомыми людьми и вызывают высокий уровень трансакционных издержек |
К промежуточной форме между сельскими поселениями и городами относятся поселки городского типа (рабочие поселки). Многие из них по мере расширения преобразовались в города. Однако наблюдается и обратная тенденция – преобразование поселков городского типа и некоторых малых городов в сельские поселения, что позволяет их жителям получать ряд социальных льгот.
В настоящее время изменение социально-демографической ситуации в сельской местности характеризуется рядом негативных тенденций (приложение 1).
В России около 142 тыс. сельских поселений с численностью жителей каждого от менее 10 чел. (таких около 34 тыс.) до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2002 г., проживает 38,7 млн. чел. Кроме того, имеется более 3 тыс. населенных пунктов без населения. Расположены они крайне неравномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территорий внутри одного субъекта РФ.
Сельские поселения образуются, как правило, в непосредственной близости от сферы трудовой деятельности работников сельского хозяйства – продуктивных земельных угодий и источников питьевой воды, необходимой для жизнеобеспечения и ведения хозяйственной деятельности. Существенное влияние на образование и развитие сельских населенных пунктов оказывает комплекс природно-климатических условий, наиболее благоприятных в южной части европейской территории страны.
Основные задачи муниципального управления в сельской местности:
· поддержка сельскохозяйственного производства и агропереработки;
· развитие экономической и финансовой базы сельских поселений;
· регулирование землепользования, планировки и застройки поселений;
· улучшение условий расселения, жилищных условий, комфортности поселений;
· содержание и развитие инженерной инфраструктуры поселений и сферы обслуживания;
· улучшение обеспечения населения соответствующими услугами;
· организация самоуправления, вовлечение активной части сельских жителей в процесс муниципального управления;
· содержание и развитие социальной сферы поселений;
· улучшение возможностей получения образования, медицинской помощи, пользования учреждениями культуры, занятиями физкультурой и спортом, социальной поддержки отдельных граждан.
Определяющим обстоятельством в развитии сельских населенных пунктов является конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции. От успеха экономической деятельности основных отраслей сельского хозяйства зависят все другие стороны сельской жизни, В крупных сельских поселениях развиваются отрасли агропромышленного комплекса. Их предприятия по своей роли могут быть отнесены к разряду градообразующих, т.е. решающим образом определяющих жизненную способность крупных сельских населенных пунктов.
В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли в 1990-е гг. инженерная инфраструктура и социальная сфера на селе находятся в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности. Продолжается тенденция снижения кадрового потенциала сельского хозяйства.
Численность работников сельскохозяйственных предприятий уменьшилась. Существенно ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. Распространение алкоголизма как социального стандарта образа сельской жизни пагубно отражается на качественных характеристиках человеческого потенциала. Многие сельские жители деквалифицируются как работники и сокращают свое участие в производстве сельскохозяйственной продукции.
Городом принято называть крупное поселение, население которого занято преимущественно несельскохозяйственным трудом. Границы размеров города весьма условны и зависят от многих факторов. В России статус городов обычно получают населенные пункты с числом жителей более 10–12 тыс. чел. В то же время 135 городов России, или 15,8% от всего их числа, имеют численность населения менее 5 тыс. чел. В то же время есть много поселков городского типа и даже сельских населенных пунктов с числом жителей более 10 тыс. чел. В США, например, нет понятия, аналогичного нашему понятию «поселок городского типа» или «рабочий поселок», и все они считаются городами. Поэтому там можно встретить множество городов с числом жителей даже менее тысячи.