В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность:
заключать сделки;
создавать с участием российских юридических и физических лиц, либо юридических и физических лиц "третьих государств" или без таковых новые общества в соответствии с предусмотренными законодательством Российской Федерации организационно-правовыми формами;
открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица;
совершать связанные с такими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые, обеспечительные и другие операции.
В настоящее время в Российской Федерации не требуется никаких специальных разрешений для допуска иностранных юридических лиц на территорию РФ.
Таким образом, иностранные юридические лица могут участвовать в предпринимательской деятельности на территории РФ в различных формах. При этом объем их правоспособности зависит, во-первых, от того, на основе какого режима они действуют и, во-вторых, какие права и обязанности они могут реализовывать в конкретных сферах экономики.
Как правило, иностранным юридическим лицам на территории РФ предоставляется режим наибольшего благоприятствования, установленный ст. 4. Федерального закона "Об иностранных инвестициях в РФ", заключающийся в том, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.В данной норме установлен равный для всех иностранных фирм режим, включая равные изъятия из национального режима, что позволяет создать благоприятные инвестиционные условия для всех иностранных лиц в РФ. В то же время в Российском законодательстве установлены ограничения в сфере предпринимательства для иностранных юридических лиц.
К числу ограничений прав иностранных юридических лиц относится запрещение заниматься в России страховой деятельностью, предусмотренное Законом РФ "Об организации страхового дела в РФ".
2.2 Социальные и правовые аспекты деятельности транснациональных корпораций
Процессы централизации и концентрации капитала в эпоху империализма выходят за рамки государственных границ, приобретают международный характер. Наиболее важным их отражением в последнее время явился стремительный рост могущества транснациональных корпораций, транснационального монополистического капитала. Этот капитал подминает и монополизирует целые отрасли производства или сферы как в масштабе отдельных стран, так и мирового хозяйства в целом. За последние четверть века, - отмечают эксперты ООН, - мир явился свидетелем драматического превращения многонациональной корпорации в главный феномен международных экономических отношений. Социальные, экономические и правовые аспекты деятельности транснациональных корпораций рассматриваются в многочисленных специализированных организациях правительственного, неправительственного характера, в комиссиях ООН и т.д. В начале 70-х гг.вмире насчитывалось около 100 научных центров, которые занимались разработкой проблем, связанных с функционированием этих корпораций. Литература по этим вопросам трудно обозрима. В последнее время расширяются исследования российских юристов в этой области. Правовые проблемы ТНК освещаются в учебниках и учебных пособиях по международному частному праву, анализируются в ряде монографий, кандидатских диссертаций и статей.
В буржуазной, да и в советской литературе для обозначения компаний, действующих на территории многих стран и способных оказывать заметное влияние на их экономику и социальную жизнь, используются различные термины, в том числе: многонациональные монополии, многонациональные корпорации, глобальные, сверхнациональные, межнациональные, транснациональные корпорации и, наконец, международные монополии (компании, предприятия, корпорации). Последний, пожалуй, является наименее удачным, ибо он может вызвать у юриста ложное представление, будто бы эти образования являются субъектами международного публичного права. В современной западной литературе к международным относят юридические лица, которые были созданы непосредственно в силу международного договора, а также на основе внутреннего закона, однако принятого на базе международного договора.
Своекорыстная деятельность ТНК породила множество проблем. Возник и быстро затягивается новый узел противоречий - между транснациональными корпорациями и национально-государственной формой политической организации общества. Транснациональные корпорации подрывают суверенитет как развивающихся, так и развитых стран. Они активно используют государственно-монополистическое регулирование, когда это им выгодно. И жестоко конфликтуют с ним, если усматривают в действиях буржуазных правительств малейшую угрозу своим прибылям.
Особенно негативным является воздействие ТНК на экономику и социальную жизнь в развивающихся странах. Основные проблемы, возникающие в связи с деятельностью ТНК, кратко сформулированы: страны испытывают тревогу по поводу сосредоточения в руках ТНК собственности и контроля в ключевых отраслях их экономики, вмешательства во внутренние дела, отрицательного воздействия ТНК на систему национальных, социальных и культурных ценностей. Рабочее движение волнует влияние ТНК на занятость и уровень жизни рабочих, а также способность профсоюзов противостоять таким корпорациям; потребителей - приемлемость качества и цены товаров, производимых ТНК.
Транснациональные монополии, оперируя в развивающихся странах в своих интересах, могут свести на нет усилия национальных правительств в области экономики. Не случайно поэтому именно развивающиеся страны первыми предприняли попытки регламентировать деятельность ТНК на своей территории с помощью внутреннего законодательства. Однако вскоре обнаружилось, что ТНК, обладая огромной экономической мощью, превосходящей нередко во много раз экономический потенциал того или иного африканского либо азиатского государства, и имея возможность для маневрирования производственными мощностями в глобальном масштабе, обходят положения внутреннего инвестиционного права развивающихся государств. Стала очевидной необходимость принятия более эффективных мер по регулированию деятельности ТНК в международном масштабе.
Основным признаком транснациональной корпорации, по мнению большинства исследователей, является то, что производственная (точнее, предпринимательская) деятельность такой корпорации осуществляется на территории нескольких стран. Так, группа экспертов ООН определяет многонациональную корпорацию как предпринимательскую единицу, владеющую или осуществляющую контроль над производством товаров или услуг за пределами страны, в которой она базируется. Отличительной чертой монополий является международность, но уже не по признаку происхождения капитала, а по району его деятельности. На авансцену здесь выходит вопрос не откуда, из каких стран поступает капитал, а куда он устремляется, где оперирует. Некоторые компании осуществляют производство на территории одной страны, а экспортируют свою продукцию во множество других государств. Такой способ захвата внешних рынков был, кстати, характерен для международных монополий первого поколения, существовавших в начале нашего столетия. Для современных транснациональных корпораций характерным является не столько вывоз товаров за границу, сколько вывоз капитала в форме прямых инвестиций, что ведет к созданию на иностранной территории подконтрольных материнскому обществу предприятий.
Следует поддержать вывод, сделанный советскими юристами: Если рассматривать с точки зрения необходимости международно-правового регулирования все корпорации, имеющие международные связи, то из их числа следует исключить те, в которых эти связи ограничены продажей товаров в других странах и их послепродажным обслуживанием, а также банки, имеющие лишь корреспондентские связи с зарубежными партнерами.
Что касается правового регулирования внешней торговли, и, в частности, импорта товаров, то здесь государства имеют развитый механизм таможенной защиты, систему выдачи лицензий, контингентирования, валютного контроля. К сожалению, аналогичных государственных и правовых инструментов нет пока в отношении ввоза прямых капиталовложений и связанных с этим последствий.
Вторым важнейшим признаком транснациональных корпораций, на мой взгляд, является то, что они подчиняются вполне определенному государству и гораздо реже - двум или нескольким государствам.
В подавляющем большинстве ТНК господствует капитал какой-то одной страны. Капиталистической экономике известны ТНК, которые подчиняются не одной, а двум странам, в частности Ройял-датч-Шелл и Юнилевер контролируются английским и голландским капиталом, Данлоп-Пирелли - капиталом Англии и Италии, Агфа-Геверт - ФРГ и Бельгии, но это скорее исключения из правила.
Третьим признаком ТНК является то, что отношения между материнской компанией или штаб-квартирой и зарубежными предприятиями построены на системе экономической зависимости, обычно системе участий. Финансовый контроль штаб-квартиры усиливается технологическим, патентно-лицензионным контролем. Для подчинения компании ТНК может использоваться и все чаще используется на практике заключение различного рода договоров лицензионных, о промышленно-экономическом сотрудничестве и т.п.. Согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития, многонациональные предприятия - это компании, находящиеся в частном, государственном или смешанном владении, созданные в различных странах и соединенные таким образом, что одна или более из них могут осуществлять значительное влияние на деятельность других и, в частности, делиться технологией и ресурсами с другими.
Четвертый признак транснациональных корпораций - это объединения монополистического капитала. Отсюда следует, что это не просто компании, имеющие прямые инвестиции за границей, а компании гигантские, с интересами, выходящими за пределы данной страны, превосходящие другие компании и по размеру капитала, и по уровню конкурентоспособности.
Западные исследователи считают обычно компанию крупной, если она имеет объем ежегодных продаж не менее 100 млн долл. или же включена в список 500 лидирующих компаний, составляемый каждый год журналом Форчун. Практически любая крупная монополия стремится вложить свои капиталы в иностранное производство, т.е. пытается стать многонациональной или транснациональной. На 50 крупнейших американских корпораций в середине 70-х гг. приходилось 60% общего объема прямых американских инвестиций за границей, а 300 компаний контролировали 90% указанных капиталовложений.
Последний признак позволяет отграничить ТНК от капиталистических компаний, имеющих зарубежные филиалы, но по своим размерам не являющихся монополиями. В связи с разработкой Кодекса поведения ТНК западные эксперты попытались максимально расширить определение ТНК, чтобы в нем как бы растворить самые опасные для развивающихся стран крупные корпорации и сделать тем самым неэффективными любые меры регулирования их деятельности. Конечно, - пишет советский экономист В. Щетинин, - распространение на мелкие или средние предприятия с зарубежными филиалами Кодекса поведения ТНК противоречило бы самой идее регулирования деятельности крупных монополий, ибо сама проблема была поставлена в связи с негативными последствиями деятельности в развивающихся странах именно таких крупных капиталистических предприятий.
Правительства империалистических государств да и сами транснациональные компании не отказались от мысли добиться признания ТНК в качестве субъекта международного публичного права. Цель подобных попыток очевидна. Во-первых, транснациональные компании получают на территории иностранных государств соответствующие льготы и привилегии. Во-вторых, в этом случае ТНК смогли бы пользоваться международно-правовыми гарантиями от политических рисков, т.е. гарантиями от национализации, ограничительной политики молодого государства в валютной области. Конечно, указанные гарантии могут закрепляться не только нормами международного права, но и актами внутреннего права отдельных государств.