Транспортное право
федеральное агенство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тихоокеанский государственный университет
ДаЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Транспортное право
Контрольная работа
по дисциплине:
Транспортное право
Выполнила студентка IV курса
заочного факультета ускоренного обучения
по специальности: Юзу
Ефимова Виктория Валерьевна,
проживающая: п. Томичи, ул. Загородная 6 кв. 54.
Зачетная книжка № 060441242
Проверил:_____________________________
Хабаровск, 2009 г.
План
Введение
1. Сфера действия транспортного права
2. Права и обязанности сторон договора железнодорожной перевозки груза
3. Имущественная ответственность сторон перевозки автомобильным транспортом
Задача № 1
Введение
В условиях углубления рыночных отношений возрастающую роль в развитии экономики государства играет транспорт. Он выполняет роль цементирующего фактора, объединяющего производственные и экономические связи в различных сферах деятельности. С помощью транспорта перевозится огромное количество сырья, полуфабрикатов, комплектующих, готовой продукции. Он обеспечивает эффективное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, нужды капитального строительства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Масштабы перемещения грузов, всеохватывающий характер этого процесса требуют подробной регламентации договорно-документационного обеспечения перевозок, четкого регулирования как правового статуса сторон договора, так и оперативного разрешения спорных ситуаций, возникающих между ними при осуществлении перевозки.
В настоящее время ведется определенная работа по совершенствованию транспортного законодательства, приведению его в соответствие с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, другими законами. Однако осуществляется она недостаточно активно и целенаправленно при отсутствии системного подхода. Так, с момента принятия второй части Гражданского кодекса РФ подготовлены и вступили в силу из необходимых пяти основополагающих транспортных законодательных актов всего только три: ВК, ТУЖД и КТМ. Ни одно федеральное транспортное ведомство не переработало правила перевозки пассажиров, багажа и грузов.
В настоящей контрольной работе будут рассмотрены вопросы регулирования договора железнодорожной перевозки груза, перевозки груза автомобильным транспортом, а также сфера действия транспортного права. Решение практического материала позволит научиться правильно применять действующее транспортное законодательство для решения возникшей ситуации и правильного урегулирования возникшего спора.
1. Сфера действия транспортного права
Сфера действия транспортного права определяется в комплексном взаимодействии отраслей транспортного права, объединяемых общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации на территории Российской Федерации и за её пределами в соответствии с положениями транспортного и гражданского законодательства.
Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемых должником кредитору.
Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, - это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.
Транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо - перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица - грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа - определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо - оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.
Что же служит основанием возникновения транспортных обязательств? Рассмотрим этот вопрос.
В условиях рыночной экономики, обновления гражданского законодательства основания возникновения транспортных обязательств претерпели значительные изменения. Из их круга изъято[1] одно из них - план перевозки грузов. ГК не применяет термина "план перевозки". По этому же пути пошли и вновь принятые транспортные уставы и кодексы. Однако это не означает полную утрату элемента планирования перевозок грузов общественным транспортом. Дело в том, что основанием возникновения транспортного обязательства является принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств, что и является своеобразной формой планирования перевозок грузов. Кстати, п. 1 ст. 794 ГК относит принятую заявку (заказ) к категории "иных договоров", что с точки зрения приоритетности договорного права объяснимо.
Элементы своеобразного планирования перевозок грузов просматриваются и в содержании договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Если же отказаться от понятия "план перевозки" как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации перевозок грузов и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа).
Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю груза осуществляется не в соответствии с планом перевозки грузов, а на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза[2]. Договорные основания возникновения транспортных обязательств в условиях рыночной экономики приобрели приоритетное значение. Широкое распространение получило оказание транспортных услуг эксплуатантами, т.е. лицами, владеющими транспортными средствами на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании[3]. Это не предполагает, однако, полную утрату государственного влияния на работу транспорта, особенно железнодорожного, относящегося к федеральной собственности[4] и к категории монополизированных систем[5].
Транспортное законодательство
Особенностью транспортного законодательства является то, что в новом ГК закреплены основные положения о регулировании перевозок, а детальная регламентация их содержится, как и прежде, в транспортных уставах и кодексах, принимаемых ныне на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784 ГК).
Становление и развитие транспортного законодательства прошло как бы три этапа: административно-правовой, планово-договорный и продолжающийся ныне договорно-правовой. Первый этап охватывает период до принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. В этот период нормативное регулирование транспортных отношений осуществлялось преимущественно постановлениями правительства и административно-партийных органов. Второй этап занимает период до начала приватизации государственных и муниципальных предприятий. В эти годы возросла роль государственного планирования перевозок. В январе 1970 г. были утверждены Основные положения о годовом и квартальном планировании перевозок. В транспортные уставы и кодексы были включены самостоятельные разделы о планировании перевозок. На третьем этапе развития транспортного законодательства происходит смена приоритетов: императивное транспортное законодательство перестает быть звеном первой величины, поскольку приоритетное значение приобретает договорное право.
К числу основных актов транспортного законодательства относятся[6]:
- ГК РФ;
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
- Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ[7];
- Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.[8];
- Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г.;
- Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12
Естественно, что внедрение рыночных отношений в систему оказания транспортных услуг, развитие частного предпринимательства на транспорте создало необходимые предпосылки для разработки и принятия ряда специальных нормативных актов, регулирующих вопросы лицензирования перевозочной деятельности, ее коммерческую направленность. Для воздушного транспорта утверждены Федеральные авиационные правила лицензионной деятельности в области гражданской авиации[9]. Для морского транспорта Положение о лицензировании утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г.[10]
Рассмотрим виды транспортных договоров. В настоящее время существуют следующие виды договоров:
1. Система транспортных договоров
2. Договоры об организации перевозок грузов
3. Договор перевозки грузов
4. Договоры перевозки пассажира и багажа
5. Договор буксировки
Транспорт, сохраняя приоритетное положение в хозяйствующих системах России, в условиях перехода к рынку постепенно освобождается от прямого государственного регулирования своей деятельности. Рынок транспортных услуг все активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами транспортных отношений. Естественно, что в этих условиях особое значение приобретает система транспортных договоров, позволяющих свободно выбирать контрагента и определять условия договора по соглашению с ним[11].
Система транспортных договоров корреспондирует самой транспортной системе России поскольку способствует нормальному функционированию последней, обеспечению народного хозяйства, юридических и физических лиц услугами по перевозке грузов, пассажиров и багажа. Транспортная система России объединяет не только железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и речной транспорт, но и специализированные виды транспорта. К ним относятся магистральные трубопроводы, эксплуатация которых признается транспортной деятельностью, осуществляющей доставку газа и нефти. В настоящей главе специально не рассматриваются вопросы транспортировки продукции по магистральным трубопроводам, поскольку правоотношения, возникающие при транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов, не относятся к категории отношений, возникающих из договора перевозки.
Законодательство не дает определения транспортной системы как единого хозяйственного комплекса. С организационно-правовой точки зрения такого комплекса не существует, поскольку не существует единого централизованного управления транспортом, единого законодательства. Новый ГК также не внес в этот вопрос существенных изменений, так как практически почти все статьи гл. 40 ("Перевозка") содержат отсылочные нормы к транспортным уставам и кодексам. Кроме того, общественный транспорт страны утратил свое монопольное положение: субъектами транспортных отношений все в большей мере становятся частнопредпринимательские структуры.