По указу Сената от 12 января 1803 г. сотрудников губернских правлений обязали подробно объяснять этапируемым, за что их наказывают, куда и на сколько отправляют, какие меры наказания их ожидают. В самих губернских правлениях следовало завести алфавитные книги для записи всей подобной информации. Эти предписания расширил февральский указ Сената. Ввиду отсутствия за многими этапируемыми их дел, с того момента губернские правления обязали высылать с этапируемыми сопроводительные документы. Созданную Положением 3 июля1811 г. внутреннюю стражу обязали принимать и провожать арестантов.
В 1812 г. в ряде российских городов появились конвои полураздетых и полуразутых французов-военнопленных: «...тогда все состояния озлоблены были до неистовства против врагов нашего Отечества, вместо квартир запирали их кучами в пустых сараях и амбарах. Равнодушно нельзя было смотреть на несчастные жертвы властолюбия Наполеона». Содержали военнопленных в ссылке, на поселении, что гораздо более гуманно, нежели каторга в рудниках, лесоповалах или строительствах или ссылка в Восточную Сибирь или Дальний Восток. Климат этих регионов французы и итальянцы вряд ли бы пережили. Отношения с французами складывались сложные. В июне 1814 г. военнопленных стали возвращать домой.[11]
8 февраля1817 г. ввели этапную систему конвоирования арестантов.
Английский пенитолог Венинг нашел российские места заключения в удручающем состоянии и предложил императору создать благотворительную организацию для их улучшения. В1819 г. по образцу и подобию Британского библейского общества с разрешения и под покровительством Александра I создали Общество попечительное о тюрьмах для благотворительной деятельности в отношении заключенных. Александр I провел еще ряд тюремных преобразований: обязал губернаторов (как сотрудников МВД) руководить пенитенциарными учреждениями, следить за скорейшим решением дел о колодниках; поручил губернским прокурорам наблюдать за уголовными делами и ревизовать работные и смирительные дома; запретил заковывать в кандалы осужденных и разжалованных офицеров; пытался ввести различное и отдельное содержание осужденных по роду совершенных ими преступлений.
Контингент пенитенциарных заведений был разным, в острогах содержали и религиозных преступников. Так, в 1827 г. в тюрьме скончался И. Григорьев, посаженный за призыв верующих не ждать наступления тысячелетнего царства Божьего на Земле, своими руками создавая лучшее общество.
Указ Сената от 19 августа 1830 г. регламентировал губернаторам организацию бритья голов арестантам перед их этапированием посредством цирюльников внутренней стражи.
Функционирование в губерниях Тюремных комитетов и Попечительных о тюрьмах обществ лишь номинально относилось к системе управления местами заключения, а в основном сводилось к оказанию материальной помощи, организации духовно-нравственного воспитания заключенных. Вначале Тюремные комитеты не имели денежных средств, позднее получили капиталы в наличных деньгах и процентных бумагах.[12]
В 1851 г. значительно разросшееся попечительное о тюрьмах общество официально ввели в структуру учреждений МВД.
В городах работали эшафоты. В книгах того времени можно встретить его описание: «...черного цвета деревянный разборный помост со стоящим на нем столбом. Это сооружение называлось Эшафот. Он возвышался над землею аршина на 1-2 и имел около 2 сажен в обороте. Место же это, в общем, называлось Лобное место, и было огорожено городьбой, за которой обыкновенно теснился народ. На помост вела небольшая лестница».[13]
Наказания на эшафоте проводили по заведенному обычаю: «...привозили преступника с «барабанным боем». На «позорных дрогах» была сделана скамья, благодаря чему везомый возвышался над толпой. Сидел он задом к лошади...». Привезенного из острога преступника, на особых черного цвета «позорных дрогах», «выводили» на возвышение. На груди его висела деревянная доска с обозначением его преступления, за каковое он подлежал наказанию. После прочтения приговора его привязывали к столбу и проводили экзекуцию.
В 1-й половине XIX в. в российской уголовно-исполнительной политике провели изменения: создали нормативно-правовую базу по исполнению наказаний; в УИС начали работать благотворительные организации; усложнили пенитенциарную систему (множество видов заключения: тюрьмы, остроги, смирительные и работные дома, монастырские тюрьмы и др.).
1.4 Тюремная реформа второй половины XIX века
В конце XVIII – первой половине XIX вв. за рубежом проходило реформирование тюрем. Их пенитенциарная система была направлена на проведение совокупности мероприятий, которые одновременно выполняли задачи не только наказания, но и исправления заключенных. Наиболее распространенными являлись американские системы: пенсильванская и оборнская. Пенсильванская или филадельфийская пенитенциарная система применяла одиночное заключение, молчание, работу в виде награды заключенным за их послушание и раскаяние. Большое значение здесь придавалось религиозному воздействию. В оборнской пенитенциарной системе использовались те же средства исправления, что и пенсильванской. Отличие состояло в том, что заключенных разъединяли на ночь и обязательно привлекали их к разным работам[14]. По справедливому заключению исследователя тюремной реформы в России второй половины XIX века Симатова А.А. «…после проникновения новых систем на европейский континент, они подвергались серьезной корректировке, претерпевали существенные изменения с учетом местных условий. В большинстве европейских государств получили распространение смешанные системы, учитывающие достижения американских реформаторов»[15].
Во второй половине XIX в. началась серьезная разработка теоретической пенитологии. Познышев определял тюрьмоведение как «...отрасль знания, которая освещает сделанные опыты общими научными идеями, проверяет, объединяет и оценивает их и на их почве строит свои указания относительно наилучшего при современных условиях состояния тюрем», считал, что в традициях западноевропейской пенитологии предпочтительнее одиночное заключение по сравнению с общим при обязательной занятости заключенных трудом (оборнская система, предполагающая совместную работу заключенных при их раздельном размещении на ночь). Он разработал «прогрессивную систему», заимствованную из опыта тюремных систем западноевропейских стран. По ней, в соответствии с поведением и стремлением к исправлению, заключенных делили на 4 класса – «испытуемые», «исправляющиеся», «образцовые», «штрафники». В пределах одного карательного заведения для разных групп заключенных вводили разные режимы[16].
23 февраля 1879 г. в МВД образовали Главное тюремное управление (ГТУ), ставшее центральным органом руководства УИС России. Первым начальником ГТУ стал пенитолог-реформатор М.Н. Галкин-Врасский, занимавший должность до 1895г. ГТУ считало: «...деятельность Губернских Правлений проявлялась в крайне неопределенных формах и была по преимуществу направлена на арестантов разряда пересыльных, а Тюремные Комитеты Общества Попечительного о тюрьмах, там, где они действовали, являлись со значительно более широкими прерогативами, нежели, может быть, целесообразным с точки зрения благоустроенной тюремной системы. Центральный орган Управления местами заключения и общегубернская администрация не считали даже обязанными проявлять свою власть в форме ревизии и контроля».
В 1881 г. учредили коллегиальный орган – Совет по тюремным делам из высших должностных лиц от разных ведомств; он рассматривал проекты смет доходов и расходов пенитенциарных заведений, тюремного устройства, этапирований, исправления заключенных, организации управления и отчетности мест заключения и т.д.
К 1882 г. в России сложилась система мест заключения из 767 учреждений в подчинении гражданского ведомства: тюремные замки в губернских и уездных городах, в отдельных местах уголовные тюрьмы – 597; временные дополнительные помещения при этих тюрьмах – 6; смирительные дома – 5; С.-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы – 2; дома предварительного заключения в С.-Петербурге и Варшавская следственная тюрьма – 2; пересыльные тюрьмы – 11; исправительные арестантские отделения, роты и полуроты – 32; временные центральные каторжные тюрьмы – 11; подследственные аресты в Привисленских губерниях – 75; Полицейские дома в С.-Петербурге (10) и Москве (16) – 26.
При Александре III для эффективного управления УИС в ГТУ учредили Тюремную инспекцию, не имевшую зарубежных аналогов, осуществлявшую ревизии тюремных учреждений, разработку законодательных проектов. Законом от 31 марта 1890 г. для местного заведования тюремной частью в ряде регионов стали учреждать губернские тюремные инспекции во главе с губернскими тюремными инспекторами.
Губернских тюремных инспекторов и их помощников вне согласия губернатора назначало ГТУ из своих чиновников, иногда из судебного ведомства и прокурорского надзора. Губернские тюремные инспектора имели права вице-губернатора, контролировали деятельность местных карательных учреждений; возбуждали ходатайства в ГТУ об удовлетворении нужд местных тюрем; анализировали тюремную практику и отчитывались в ГТУ.[17] В 1890 – 1896 гг. инспекции были уже в 24 губерниях. Но МВД привлекало и других чиновников к работе с арестантами. Так, циркуляр МВД от 30 марта1892 г. требовал от губернаторов «...сделать распоряжение и строжайше вменять в обязанность должностным лицам, при обращении приговоров к исполнению, арестантам каторжного разряда брить правую половину головы, а осужденным, ссылаемым на поселение, и бродягам – левую сторону головы». В1893 г. начали выпуск печатного органа ГТУ – «Тюремный вестник». В1893 г. в Санкт-Петербурге открыли тюрьму «Кресты» по проекту архитектора ГТУ профессора Томашко. Похожими на нее в уменьшенном варианте (в столице – два «креста», на местах – один) должны были стать местные. Значимым этапом реформы уголовно-исполнительной политики России Николая II явилась передача системы мест заключения из МВД в систему министерства юстиции в 1895 г.
Таким образом, во 2-й половине XIX в. кардинально изменили организационно и содержательно деятельность учреждений, курирующих исполнение уголовных наказаний в виде лишений свободы. Началась демократизация УИС. В обществе начались споры о направлениях развития пенитологии. Если в дореформенный период основная цель состояла в обеспечении «возмездия» за совершенное зло и ограждении населения от новых преступлений, то тюремную реформу 1870-1880-х гг. направили на исправительные элементы, хотя на практике картина зачастую напоминали дореформенное время.
2. Контрольные вопросы и задания
2.1 Что характеризовало каторгу как организационно-правовую форму пенитенциарной системы Российской империи?
Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система (от лат. poenitentia – раскаяние) – государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального принуждения в виде заключения под стражу).
Заключенные делились на 4 класса – «испытуемые», «исправляющиеся», «образцовые», «штрафники».
В 1877 г. при Госсовете организовали комиссию по тюремной реформе, из-за крайне негативной оценки тюремного дела в России: «...полною дезорганизациею и, безусловно, неудовлетворительностью современного тюремного дела в Империи и совершенным отсутствием на местах органов, способных прийти в этом отношении на помощь центральному установлению». Член Госсовета по Департаменту законов тайный советник К.К. Грот возглавил комиссию, проведшую колоссальную работу, в том числе по обобщению опыта зарубежной пенитенциарной практики.