Участие прокурора в рассмотрении хозяйственных дел в порядке надзора
Участие прокурора в рассмотрении хозяйственных дел в порядке надзора
надзор судебное постановление прокурор
Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, — самостоятельная стадия хозяйственного процесса по проверке обеспеченности законности и обоснованности решений хозяйственных судов, осуществляющих рассмотрение дел по первой инстанции, постановлений хозяйственного суда, который пересматривает решения в кассационном порядке, постановления надзорной инстанции.
Исключение составляют постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, которые являются окончательными и пересмотру не подлежат.
Протесты в порядке надзора вправе согласно ст. 301 ХПК приносить:
1) Председатель Высшего Хозяйственного Суда и Генеральный прокурор — на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
2) заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда и заместители Генерального прокурора — на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиумам и Пленума Высшего Хозяйственного Суда;
Статьей 301 ХПК установлен исчерпывающий перечень и компетенция лиц, имеющих право принесения протестов на вступившие в законную силу постановления хозяйственных судов. Председатель хозяйственного суда области или г. Минска, а также прокурор области или г. Минска такого права не имеют.
Согласно ст.302 ХПК хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда республики Беларусь является Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 302 ХПК в системе хозяйственных судов функционируют две судебно-надзорные инстанции - Президиум и Пленум Высшего Хозяйственного Суда. При этом в Президиум Высшего Хозяйственного Суда приносятся протесты на судебные постановления, принятые хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.
По протестам Председателя Высшего Хозяйственного Суда они могут быть пересмотрены в порядке надзора Пленумом Высшего Хозяйственного Суда, который является последней инстанцией рассматривающей дело.
Компетенция Президиума и Пленума Высшего Хозяйственного Суда, правила подготовки и порядок проведения их заседаний, а также оформление их постановлений устанавливаются ХПК, а также Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1998 г. «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и Регламентом Пленума Высшего Хозяйственного Суда.
В статье 304 ХПК установлены порядок обращения, форма и содержание жалобы о пересмотре судебного постановления в порядке надзора.
Жалоба в порядке надзора направляется непосредственно должностному лицу, имеющему право принесения протеста, а не через хозяйственный суд, принявший постановление, как это предусмотрено в отношении подачи кассационной жалобы (протеста); она должна иметь только установленную ХПК письменную форму и реквизиты; должна быть подписана тем лицом, которое ходатайствует о пересмотре судебного постановления, или его представителем.
Представитель может выступать от имени представляемого на основании надлежаще оформленных документов, в которых должно быть специально оговорено полномочие на обращение с жалобой в порядке надзора (ч. 1 ст. 79 ХПК).
Жалоба в порядке надзора должна содержать перечень документов, которые приложены к ней, надлежащим образом заверенных копий обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу; прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины; направления другим лицам, участвующих в деле, копий жалоб в порядке надзора и приложенных к ней документов; необходимые данные о представителе, если жалоба подписана им, а также документальное подтверждение его полномочий.
Согласно ст. 305 ХПК вопрос о принятии жалобы в порядке надзора рассматривается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, не более пяти дней со дня ее поступления в Высший Хозяйственных Суд Республики Беларусь, Генеральную Прокуратуру Республики Беларусь.
Жалоба в порядке надзора возвращается, если:
– не соблюдены требования, предъявляемые ХПК к форме и содержанию жалобы в порядке надзора;
– жалоба в порядке надзора подана по истечении установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении;
– до принятия жалобы в порядке надзора к рассмотрению от лица, подавшего жалобу, поступило заявление о ее возвращении;
– лицом, подавшим жалобу в порядке надзора, не исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты в хозяйственных судах апелляционной и кассационной инстанций и причины, по которым не была подана апелляционная или кассационная жалоба (протест), признаны неуважительными.
Если жалоба в порядке надзора подана с пропуском установленного срока и содержит просьбу о его восстановлении, вопрос о восстановлении срока на ее подачу решается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения жалобы в порядке надзора, такая жалоба может быть вновь подана лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в порядке, установленном ХПК.
Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 27 апреля 2001 г. № 22 «О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономической сфере с целью защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования» управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому транспортному и Белорусскому военному прокурорам, межрайонным, городским и районным прокурорам предписано принять дополнительные меры к организации эффективного надзора за исполнением законодательства в экономических отношениях, о защите прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования, законностью и обоснованностью решений по хозяйственным спорам.
В случаях выявления нарушений закона в сфере экономических отношений принимать предусмотренные Законом о прокуратуре меры реагирования с целью их реального устранения и восстановления законности.
При истребовании из хозяйственных судов дел прокуроры должны руководствоваться как нормами процессуального права, так и разъяснением Прокуратуры Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13 марта 2001 г. №07-12д-2001 и № 03-25/433. В случае отказа в принесении протеста по жалобе участников процесса, иных лиц, права и интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, по результатам изучения хозяйственного дела прокурорам следует составлять мотивированное заключение.
Статья 306 ХПК определяет порядок принятия к рассмотрению жалобы в порядке надзора соответствующим должностным лицом Высшего Хозяйственного Суда или Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь. Данный вопрос решается должностным лицом единолично.
Жалоба в порядке надзора, поданная с соблюдением требований, предусмотренных ХПК, должна быть принята к рассмотрению лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора.
Производство в порядке надзора считается возбужденным с момента поступления жалобы в порядке надзора в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральную Прокуратуру Республики Беларусь, если она не подлежит возвращению.
Процессуально принятие жалобы в порядке надзора к рассмотрению ничем не оформляется. Если жалоба не была возвращена, значит, она принята к производству в порядке надзора.
Согласно ст. 308 ХПК жалоба в порядке надзора рассматривается должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в срок не более двух месяцев со дня ее поступления в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральную Прокуратуру Республики Беларусь.
Если имеются сомнения в законности обжалуемого судебного постановления, принимается решение об истребовании дела.
Должностные лица, указанные в ст. 301 ХПК, вправе истребовать дело из соответствующего хозяйственного суда для проверки в порядке надзора и принести протест на вступившие в законную силу судебные постановления только при наличии поводов и оснований, предусмотренных настоящей статьей.
Поводами к истребованию дела, а также принесению протеста являются жалобы лиц, указанных в ст. 303 ХПК, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении этого дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по иным основаниям.
Основаниями для истребования дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного постановления.
Решение об истребовании дела излагается в письменной форме и направляется в хозяйственный суд, вынесший обжалуемое судебное постановление, который должен не позднее пяти дней со дня его получения направить истребуемое дело в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.
Решение об отказе в истребовании дела и принесении протеста принимается, если из жалобы в порядке надзора и представленных документов видно, что доводы, изложенные в ней, не могут повлечь отмену судебного постановления, либо по неуважительным причинам пропущен срок подачи жалобы в порядке надзора, либо по неуважительным причинам не была подана кассационная жалоба (протест).
Решение об отказе в истребовании дела и принесении протеста излагается в письменной форме, подписывается принявшим его должностным лицом и направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора.
Если в результате истребования дела должностное лицо, имеющее право принесении протеста в порядке надзора, после проверки дела в порядке надзора не найдет оснований для принесения протеста, принимается решение об отказе в принесении протеста, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу в порядке надзора.
В ответе на жалобу в порядке надзора должны быть указаны:
– имя должностного лица, принявшего решение;
– время и место принятия решения;
– дело, по которому принято решение;
– имя (наименование) лица, подавшего жалобу;
– основание, по которому отказано в истребовании дела и принесении протеста;
– разъяснение лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, права на обжалование принятого по ней решения.
В случае отказа в принесении протеста в порядке надзора жалоба в порядке надзора и копии обжалуемых судебных постановлений остаются в хозяйственном суде надзорной инстанции или Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.
Рассмотрение жалобы в порядке надзора является стадией надзорного производства, целью которого является предварительное изучение обжалуемого судебного постановления на предмет обнаружения наличия либо отсутствия оснований для его пересмотра.
К основаниям для изменения или отмены судебных постановлений в порядке надзора ХПК относит существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права.
Нормы материального права считаются нарушенными существенно, если хозяйственный суд не применил закон, подлежащий применению; применил закон, не подлежащий применению; неправильно истолковал закон.
Если при рассмотрении жалобы в порядке надзора прокурор установит названные выше существенные нарушения (ст. 314 ХПК), то он в соответствии со ст. 309 ХПК приносит протест на вступившее в законную силу судебное постановление.
Страницы: 1, 2