Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом

1) общего управления и личного состава прокурорского надзора;

2) общего надзора;

3) надзора за органами следствия, дознания и местами лишения свободы;

4) государственного обвинения со следственной частью.

После образования Союза ССР, с принятием первых Основ судоустройства Союза ССР и Союзных республик органы прокуратуры строились на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, действовали на основе издаваемых республиками положений.

Особый интерес для исследования представляет развитие прокуратуры Воронежской области.

Первым прокурором Воронежской губернии 26 июня 1922 года был назначен 44-летний Тюменцев Константин Никандрович.

Став прокурором губернии, он отдал много сил и энергии организации работы прокуратуры, комплектованию ее кадрового состава, обучению специалистов. Объем работы был очень большим, условия работы - тяжелые. Но, несмотря на это уже в августе 1922 года губернская прокуратура заработала в полную силу.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о прокуратуре Союза ССР. Им были определены функции прокуратуры, порядок их осуществления, структура органов. В структуру аппарата прокуратуры СССР вошли:

-главная военная прокуратура;

-главная прокуратура железнодорожного транспорта;

-главная прокуратура водного транспорта;

-отдел общего надзора;

-уголовно-судебный отдел;

-гражданско-судебный отдел; следственный отдел;

-отдел по специальным делам;

-отдел по надзору за местами заключения;

-отдел по жалобам;

-отдел кадров; группа учета и информации;

-особый сектор;

-управление делами;

-секретариат.

Начавшийся в 30-е годы период необоснованных репрессий, затормозил развитие прокуратуры, и хотя Конституция СССР 1936 года установила, что прокуратура осуществляет высший надзор за соблюдением законности, но этого не происходило. В целом прокуроры проводили линию соблюдения законности, однако в результате этого сами были подвергнуты репрессиям, а многие из них расстреляны.

8 июня 1938 года с санкции прокурора СССР Вышинского арестован прокурор Воронежской области Никиточкин Козьма Семенович. Его обвиняли в контрреволюционной деятельности. В течение года его постоянно допрашивали, устраивали очные ставки. И естественно, применяли меры физического и морального воздействия.

С начала войны большая часть оперативного состава прокурорских работников ушли на фронт. На плечи оставшихся легла увеличенная во много раз нагрузка, поскольку Воронежская область с первых дней войны была переведена на военное положение.

Возвращаясь к историческому аспекту развития прокуратуры в общероссийском значении, следует отметить, что после окончания войны был принят новый закон СССР от 19 марта 1946 г, согласно которому прокурор стал именоваться Генеральным прокурором, а структура предусматривала наличие прокуроров для особых поручений, следователей по важнейшим делам, инспекторов и консультантов. С некоторыми, изменениями данная структура прокуратуры и аппаратов органов прокуратуры просуществовала вплоть до распада СССР в 1991 г.

В 1960 г. были упразднены транспортные прокуратуры, но уже в 1961 г. они стали воссоздаваться в составе отдельных прокуратур краев и областей, а в 80-х годах их система была практически воссоздана. Также с развитием вооруженных сил и иных войск, применительно к их организационной структуре развивались и органы военной прокуратуры. Создавались трудовые, природоохранные и другие специализированные прокуратуры.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Очередное политическое переосмысление государственного устройства отложило отпечаток и на прокурорскую систему. С принятием Конституции Российской Федерации от 1993 года, в статье 129 которой закреплено понятие прокуратуры Российской Федерации как "единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации", было закреплено и положение о прокуратуре.

Правовое положения прокуратуры окончательно закрепляется принятием в 1995 г. новой редакции Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", который определяет функции прокуратуры, которые предусматривают: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов и т.д.

Законодателем разработаны принципы организации и деятельности органов прокуратуры, среди которых нашли отражение такие, как единство и централизация системы прокурорских органов, независимость прокуратуры от органов государственной власти и управления, гласность и демократизация в деятельности органов прокуратуры и др.

В свете новых реформ произошли изменения и в структуре прокурорского аппарата Воронежской области, что отражено на рис. 1, где приведена действующая структура аппарата прокуратуры Воронежской области.

Итак, мы рассмотрели историю становления и развития прокурорской системы, проследили за тем, как менялась ситуация в отношения органов прокуратуры в зависимости от политических взглядов и государственных преобразований, что впоследствии поможет нам лучше понять значение органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве.


1.2 Правовые аспекты участия прокурора в судопроизводстве


Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются общими задачами судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Применительно к этому определены полномочия прокурора в УПК. Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В них он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия.

Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или сам возбуждает уголовное дело, осуществляет общее руководство расследованием, направляя его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о расследовании, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона постановления, продлевать сроки расследования и содержания обвиняемого под стражей, возвращать дела для дополнительного расследования, передавать дела для расследования от одного следователя другому. Прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. В этом случае прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается прокурором. Ведение следствия прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в правило.

Участие прокурора в судебном рассмотрении уголовных дел  определяется тем, что одна из основных функций прокуратуры -  осуществление уголовного преследования, а согласно п. 3 ст. 1 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Раздел IV (ст.ст. 35-39) Закона "О прокуратуре Российской  Федерации" специально посвящен участию прокурора в рассмотрении дел  судами. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях,  предусмотренных процессуальным законодательством Российской  Федерации и другими федеральными законами. Исходя из положений Конституции РФ, Закона "О прокуратуре РФ" и других законодательных актов, прокурор выполняет в судебных стадиях  уголовного судопроизводства две важные функции. Во-первых, выступает  в суде в качестве государственного обвинителя, во-вторых,  осуществляет надзор за законностью и обоснованностью определений,  постановлений, приговоров и решений судов и имеет право и обязан  опротестовать противоречащие закону судебные акты (ст. 36 Закона "О  прокуратуре РФ").

Полномочия прокурора по осуществлению названных функций  регламентируются как Законом "О прокуратуре РФ", так и  уголовно-процессуальным законодательством.

В основе правового статуса прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, лежат принципы уголовного процесса: законность, публичность, состязательность, объективная истина. Конкретные процессуальные полномочия должностного обвинителя вытекают из этих принципов. Многофункциональность прокурора предполагает у него наличие широкого круга процессуальных полномочий для работы в суде.

В силу принципов законности и публичности прокурор обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами добиваться соблюдения везде и всюду законного порядка, а при нарушении такового немедленно реагировать и принимать меры к его восстановлению. Принцип законности обусловливает роль и значение функционирования прокурора в уголовном процессе как такого рода правоприменительной деятельности, правовым основанием которой является обоснованное утверждение о совершении преступления обвиняемым. На прокурора законом возложена обязанность от имени государства осуществлять, при наличии к тому оснований, досудебное уголовное преследование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а потом в пределах своей компетенции и в установленном законом порядке требовать перед судом привлечения подсудимых, чья виновность, по его мнению, в нарушении уголовного закона доказана, к ответственности. Этим обусловливается преемственность в досудебной и судебной деятельности прокурора, а также природа правового статуса прокурора во время судебного производства по уголовному делу, характер тех полномочий, которые предоставлены ему частью 2 статьи 37 УПК РФ.

Прокурор обязан стремиться к достижению объективной истины. Это вытекает из его правового положения как органа надзора за законностью. Для прокурора осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения путем реализации принадлежащих ему процессуальных прав является одновременно и выполнением им своих должностных обязанностей, а также нравственного долга по установлению истины. Прокурор должен занимать принципиальную позицию, основанную на законе и требовании справедливости, по всем вопросам, которые становятся предметом судебного спора в ходе судебного разбирательства. Если судья принимает неправильное, с точки зрения прокурора, решение и тем самым создает угрозу достижению истины по делу, то государственный обвинитель должен принять меры реагирования на это нарушение, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Он делает заявление (например, по поводу нарушения порядка исследования доказательств или об удовлетворении или отклонении ходатайств), которое должно быть запротоколировано. Заявление обвинителя по поводу факта нарушения закона должно быть записано в протоколе судебного заседания и в той формулировке, в которой прозвучало. Если решение суда подлежит кассационному или апелляционному обжалованию, то прокурор обязан обжаловать его в установленном законом порядке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты