Уголовная ответственность за организацию и участие в незаконном вооруженном формировании

В тех случаях, когда члены незаконного вооруженного формирования принимают непосредственное участие в нападении на военные арсеналы, дежурные части органов внутренних дел с целью захвата оружия, их действия должны квалифицироваться как бандитизм по ст. 209 УК, поскольку названные действия не охватываются составом организации незаконного вооруженного формирования. Преступление, предусмотренное ст. 208 УК, здесь перерастает в бандитизм.

Необходимо отграничивать вооруженный мятеж (ст. 279 УК) от преступления, предусмотренного ст. 208 УК. В общеупотребимом смысле мятеж - это стихийное восстание, вооруженное выступление против власти. Организация вооруженного мятежа означает создание условий для массового вооруженного выступления против власти в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения ее территориальной целостности. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем посягает на общественную безопасность путем самовольного создания и функционирования вопреки требованиям федерального закона вооруженных объединений, отрядов, дружин или иных групп. Объектом вооруженного мятежа являются основы конституционного строя, а также территориальная целостность России. Насильственные действия в ходе вооруженного мятежа ставят под угрозу также жизнь и здоровье граждан. Состав преступления, предусмотренного ст. 208 УК, не предусматривает совершения активных действий, связанных с вооруженным выступлением против власти. Активное участие в вооруженном мятеже предполагает действия по осуществлению вооруженного насилия, а также совершение действий, необходимых для обеспечения вооруженного выступления (например, ведение агитации и пропаганды, осуществление связи, ведение разведки, подвоз боеприпасов, продовольствия и т.п.). Обязательным признаком вооруженного мятежа является наличие хотя бы одной из следующих целей: свержение конституционного строя, насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Состав преступления, сформулированный в ст. 208 УК, подобных целей не устанавливает. Однако в тех случаях, когда вооруженному мятежу предшествовало создание незаконного вооруженного формирования, члены которого затем влились в ряды мятежников, действия виновных следует рассматривать как реальную совокупность преступлений и квалифицировать их по ст. ст. 208 и 279 УК. Что касается участников незаконного вооруженного формирования, не влившихся в ряды мятежников, но содействовавших им путем предоставления каких-либо средств совершения мятежа (оружия, транспорта, продуктов и т.п.), устранения препятствий, либо советами или содействовавших таким образом руководителям мятежа, они должны привлекаться к ответственности за пособничество в вооруженном мятеже и участие в незаконном вооруженном формировании.


Заключение


Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности российского государства, приобретает особую остроту. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, в том числе ее организованных форм1.

Одним из долгосрочных факторов дестабилизации социально-политической обстановки в ряде регионов нашей страны (особенно, в Северо-Кавказском регионе) на современном этапе выступает деятельность незаконных вооруженных формирований. Функционирование данных организованных, устойчивых структур, зачастую под религиозными и политическими лозунгами, является основным проявлением преступного экстремизма. Не случайно, в Военной доктрине Российской Федерации создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований признается основной внутренней угрозой военной безопасности Российской Федерации. Создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников отнесено к основным внешним угрозам военной безопасности нашей страны. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, при отсутствии какой-либо нормативной основы запрещается и преследуется по закону.

В современных условиях создание и функционирование незаконных вооруженных формирований имеет ярко выраженную политическую подоплеку, зачастую антигосударственную направленность. Немаловажное место в детерминации функционирования незаконных вооруженных формирований в республиках Северного Кавказа (Чечня, Дагестан) принадлежит фактору экстремизма, представленному ваххабитским вероучением.

Создание незаконного вооруженного формирования - деятельность изначально преступная: уголовная ответственность за данное деяние предусмотрена ч. 1 ст. 208 УК РФ. Однако на сегодняшний день создание незаконного вооруженного формирования представляет собой не просто вид преступления, а одну из форм преступного экстремизма, что требует использования комплексного подхода к рассмотрению этого общественно опасного деяния, который должен включать в себя уголовно-политические, сравнительно-правовые, криминологические, и собственно уголовно-правовые аспекты. Недопустимо терпимо-лояльное отношение государства и общества к этой проблеме, поскольку такое безразличие может привести к террору, не менее разрушительному, чем акции чеченских боевиков.

Несомненно, уголовная политика в сфере противодействия рассматриваемому виду преступности деятельности не должна ограничиваться только мерами репрессивного характера. Необходимо расширять и практику позитивно-правового регулирования. В постановлении Государственной Думы РФ от 17 ноября 1999 г. № 4556-П ГД «О политической ситуации в связи с событиями в Чеченской Республике» абсолютно справедливо указано на необходимость продуманной и взвешенной государственной политики на Северном Кавказе. Это предполагает, в частности, широкое привлечение к миротворческой работе старейшин, местных религиозных деятелей, интеллигенции и наиболее авторитетных представителей чеченского народа, проживающих в настоящее время в других субъектах Российской Федерации; активизацию работы с общественными объединениями в том числе, с политическими движениями Северо-Кавказского региона, а также с общественными объединениями представителей народов Северного Кавказа, проживающих в городе Москве и других субъектах Российской Федерации.

Нельзя отрицать и роль общесоциального предупреждения преступности, которое, как известно, предполагает функционирование всех позитивных социальных институтов в экономической, социальной, нравственной и иных сферах. В очередной раз следует подчеркнуть, что причинной организованной вооруженной преступности и распространения ваххабизма в Чечне и других республиках Северного Кавказа является общая социальная неустроенность, кризисные явления в обществе, коррупция, падение промышленного производства, развал сельского хозяйства, резкое снижение жизненного уровня населения, массовая безработица.

Молодые люди, оставшиеся в силу известных обстоятельств практически неграмотными и без работы, - идеальные кандидатуры для рекрутирования в незаконные вооруженные формирования. Постепенное преодоление указанных негативных факторов неизбежно скажется на снижении числа незаконных вооруженных формирований в Северо Кавказском регионе и совершаемых ими преступлений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ


I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

II. СПЕЦИАЛЬНАЯ, УЧЕБНАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИСТОЧНИКИ, ОФИЦИАЛЬНО ОПУБЛИКОВАННЫЕ

III. МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1. Конституция РФ

2. Дмитриенко А.В, Фаргиев И.А. История развития уголовного законодательства России о незаконном вооруженном формировании или участия в нем. // История государства и права. – 2005. - №5.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1987.

4. Магомедов Т. М-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований. Дисс.кан.юрид.наук. Махачкала. 2004.

5. Мальцев В.В. Ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нём //Российская юстиция. - 1999. - №2.

6. Павлинов А.В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нём. Дис. канд. юрид. наук. - М, 2002.

7. Магомедов Т. М-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований. Дисс.кан.юрид.наук. Махачкала. 2004.

8. Гришко Е.А. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой и криминологический аспекты. Дис. канд.юрид. наук. - М.,2005.

9. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. Комментарий к УК РФ /М.: Инфра -М - Норма, 2001.

10. Водько Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью М.: Юриспруденция, 2006.

11.#"_ftn15">12. Вакула И.М., Москаленко С.Г. Политический терроризм и религиозный экстремизм на Северном Кавказе // Философия права. 2002. №2. 13. Бюллетень Верховного суда РФ. - 2002. - №5.

14. Магомедов Т. М-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований. Махачкала. 2004.

15. Бюллетень Верховного суда РФ. - 2002. - №5.

16. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М.: Юристъ, 2003.

17. Старков О.В. Криминопенология: Учебное пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2004.

18. Попов В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности: Монография. М.: СГУ, 2004. 19. Бейбулатов Б.Ш. Уголовно–правовые и криминологические аспекты организации и участия в незаконных вооруженных формированиях: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001.

19. Сальникова Н.И. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем - преступление террористического характера? // Журнал российского права. 2004. № 11.


[1] Собрание законодательства РФ, 1995. №8. ст. 640.

[2] Дмитриенко А.В, Фаргиев И.А. История развития уголовного законодательства России о незаконном вооруженном формировании или участия в нем. // История государства и права. – 2005. - №5. – с. 26.

[3] Магомедов Т. М-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований. Дисс.кан.юрид.наук. Махачкала. 2004. С.36-37.

[4] См.: Мальцев В.В. Ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нём //Российская юстиция. - 1999. - №2. - С.45.

[5] См.: Данные ИЦ МВД РД за 1997 - 2003 гг.; архив Верховного суда РД за 1998 - 2004 гг.


[6] См.: Комментарий к УК РФ /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.: Инфра -М - Норма, 2001. - С. 504;

[7] Водько Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью —М.: Юриспруденция, 2000. - С.40.

[8] Комментарий к УК РФ // Под общ. ред. Никулина СИ,    М., 2001 г. 952с.

[9] См.: Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: про­блемы, решения: Учебное пособие. М.: Издательство «Щит-М», 2004. С. 328.

[10] См.: Магомедов Т.М-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований (по материалам Республики Дагестан): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2004. С. 20.


[11] См.: Баранец В. Сколько платят бандитам за теракт // Комсомольская прав­да. 2004. 3 сентября.

[12] См.: Попов В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности: Монография. М.: СГУ, 2004. С. 254.


[13] См.: Бирюков Ю.С. Расследование уголовных дел о незаконных вооружен­ных формированиях. Ульяновск, 2002. С. 96—98.

[14] На данное обстоятельство также указывают и другие авторы. Так, Ф.А. Уз­беков пишет о том, что в истории России, особенно   начиная с конца 80-х годов ХХ века, имеются яркие примеры того, как отдельные высокопоставленные лица создавали, руководили и оказывали содействие функционирова­нию незаконных вооруженных формирований (например, Д. Дудаев, А. Мас­хадов и другие). См.: Узбеков Ф.А. Уголовно-правовые аспекты ответствен­ности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 145.

[15] см.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 155, 376, 412, 743

[16] см. ст. ст. 1 - 3, 6 - 7, 9 - 13, 18, 31 - 53 Закона от 25 декабря 1996 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", ст. ст. 1 - 5, 8, 16 - 17, 22 - 24 Закона от 22 февраля 1995 г. "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации"

[17] Рушайло за вооружения казачества // Независимая газета. 15 июля 1999 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты