Возникновение уголовной ответственности связано с фактом совершения преступления конкретным лицом. В этот момент между ним и государством возникают уголовно-правовое отношение и уголовная ответственность. Последняя с момента совершения преступления существует в виде единственного своего элемента – обязанности правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном, подвергнуться осуждению и мерам принуждения уголовно-правового характера. Если преступление не будет зафиксировано правоохранительными органами или не будет раскрыто, то возникшее правоотношение не наполниться реальным содержанием, а уголовная ответственность останется нереализованной, т.е. не получит своего развития в остальных элементах. Она останется нереализованной и в тех случаях, когда правоохранительные органы, установив обстоятельства совершения преступления, сочтут возможным на основании уголовного закона и при наличии необходимых условий освободить лицо, совершившее преступление, от уголовной ответственности либо посредством отказа в возбуждении уголовного дела, либо посредством прекращения уголовного дела. В этом случае уголовное правоотношение разрывается по воле государства и уголовная ответственность прекращается (т.е. искусственно прерывается), не получив логически естественного развития и объективной реализации. Нельзя согласиться с мнением, что освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 75, 76, 78 УК, является «завершающим звеном в механизме реализации уголовной ответственности». Наоборот, освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности означает отказ государства от реализации своего права потребовать от этого лица отчет о содеянном и подвергнуть его принуждению в судебном порядке.
На этапе установления уголовной ответственности важное значение имеет дифференциация, субъектом которой является сам законодатель. Под дифференциацией уголовной ответственности понимается «градация ее самим законодателем в уголовном законе, в результате которой им устанавливаются различные уголовно-правовые последствия в зависимости от типовой степени общественной опасности личности совершившего преступление».
Средствами дифференциации уголовной ответственности являются: во-первых, градирование видов и размера наказания за преступление определенного вида в зависимости от наличия квалифицирующих признаков, от наличия обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, а во-вторых, корректирование общих минимальных и максимальных пределов наказания, установленных санкцией, в зависимости от стадии, на которой прервано преступление, от наличия рецидива преступлений и т.д. правовыми инструментами дифференциации уголовной ответственности являются: установление различных санкций в разных частях статей Особенной части УК; конструирование специальных составов преступления (квалифицированных и привилегированных); обязательное смягчения наказания (ст. 62, 64, 65 и 66); обязательное усиление наказания (ст. 68 – 70 УК); условное осуждение (ст. 73) и в определенной мере – отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей (ст. 82 УК). Как уже отмечалось, освобождение от уголовной ответственности означает искусственное прерывание уголовного правоотношения и оставление уголовной ответственности без ее реализации. К тому же освобождение от уголовной ответственности по действующему законодательству может быть только факультативным (общие виды), применяется во всех случаях с учетом опасности личности правонарушителя, поэтому больше оснований отнести его не к дифференциации, а к индивидуализации уголовной ответственности, что, по сути, признает и Т.А. Лесниковски-Косарева: «Правом освобождать лицо от уголовной ответственности в ходе ее индивидуализации должен быть наделен только суд».
Реализация уголовной ответственности означает, что после возникновения уголовного правоотношения права и обязанности его субъектов были реализованы в точном соответствии с предписаниями закона. Этому предшествуют сложные фактические отношения между субъектами, направленные на установление характера и пределов взаимных прав и обязанностей и осуществляемые в определенной процессуальной форме. После уточнения содержания и объема прав и обязанностей субъектов уголовная ответственность лица, совершившего преступление, находит свое объективное воплощение в тех или иных мерах государственного принуждения, избираемых по воле государства в лице его компетентного органа. Эти меры называются формами реализации уголовной ответственности.
Действующий УК знает несколько форм реализации уголовной ответственности.
Самой естественной и распространенной формой реализации уголовной ответственности является наказание. Разновидностью данной формы реализации уголовной ответственности являются условное осуждение и осуждение с отсрочкой отбывания наказания (ст. 73 и 82 УК). Второй формой реализации уголовной ответственности является осуждение без назначения наказания или без его отбывания. К формам реализации уголовной ответственности некоторые ученые относят и принудительные меры медицинского характера.
2. Уголовная ответственность за государственную измену
2.1 Объективная сторона государственной измены
Государственная измена – самое опасное по законодательству России преступление из всех преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и совершается оно в пользу какого-либо иностранного государства.
Статья 275 УК. Государственная измена.
Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без таковой.
Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Непосредственным объектом государственной измены выступает внешняя безопасность, под которой понимается состояние защищённости суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешнего враждебного воздействия.
Предметом преступления относятся сведения, составляющие государственную тайну.
Потерпевший – Российская Федерация, как государство.
Объективная сторона государственной измены характеризуется совершением любого из следующих действий:
шпионаж;
выдача государственной тайны;
иное оказание помощи иностранному государству, иностранная организация или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Шпионаж – это сбор, хищение, передача, хранение сведений, составляющих государственную тайну и как разновидность государственной измены отличается от шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК, только по субъекту преступления. Объективная сторона государственной измены в форме шпионажа полностью совпадает под описание, содержащееся в ст. 276 УК.
Выдача государственной тайны имеет своим предметом сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может причинить серьёзный ущерб внешней безопасности Российской Федерации и которые поэтому под грифами «особой важности», «секретно» и «совершенно секретно» отнесены к категории сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. в редакции Федерального закона РФ от 6 октября 1997 г. Деяние образует государственную измену, если государственная тайна выдается именно иностранному государству, иностранной (государственной, негосударственной, межгосударственной) организации или их представителям (руководителям, сотрудникам, посредникам и т.д.). Представляется, что российский УК не обеспечивает в достаточной мере защиту государственной тайны, поскольку её выдача, например иностранцу, выступающему как частное лицо, не образует состава государственной измены. Выдачу образуют любые действия, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей: устные или письменные сообщения, передача через технические каналы связи, передача чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, действующих моделей, приборов или образцов и т.д.
В отличии от шпионажа выдача государственной тайны состоит в сообщении или передаче сведений, которыми виновный уже располагает, поэтому у него нет необходимости собирать или похищать их.
Под иным оказанием помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям понимается всякое другое, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, содействие названным субъектам в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Фактическое содержание такого содействия может быть самым разнообразным. К ним относятся вербовка агентов для спецслужб зарубежных государств; подбор для иностранных агентов явочных и конспиративных квартир, оказание им помощи в устройстве на работу; снабжение их необходимыми документами, транспортом, деньгами и т.д. Определяющей юридическую сущность этих действий является их направленность на причинение вреда внешней безопасности Российской Федерации. Если для оказания иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении враждебной деятельности против России в ущерб её внешней безопасности гражданин РФ совершает политические (диверсия, вооруженный мятеж) или общеуголовное (убийство, кража) преступление, то оно должно квалифицироваться самостоятельно по совокупности с государственной изменой.
Состав государственной измены является формальным. Момент окончания этого преступления определяется спецификой каждой формы изменнических действий. Выдача государственной тайны образует оконченный состав государственный измены с момента фактической передачи представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну. Шпионаж признается оконченным преступлением с момента совершения любого из действий, образующих его объективную сторону. Что касается оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, то государственная измена в этой форме считается оконченным преступлением с момента совершения конкретного действия по оказанию реальной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.
2.2 Субъективная сторона государственной измены
Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом.
Мотивы изменнических действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, желанием получить гражданство иностранного государства и т.д. Их содержание для квалификации преступления не имеет значения, но не может быть учтено при назначении наказания.
Субъект преступления специальный – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет. Нельзя согласиться с мнением, что организаторами, подстрекателями и пособниками рассматриваемого преступления могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства. Субъект государственной измены узко персонифицирован – им может быть только гражданин России. Как не может быть соучастником в убийстве матерью своего новорождённого ребенка, кроме его матери, точно так же не может быть субъектом государственной измены никто, кроме гражданина Российской Федерации.