Уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства

К частному предпринимательству не относится деятельность юридических лиц, контрольный пакет акций или большая доля паевого участия в которых принадлежит государству.

Собственность частных предпринимателей неприкосновенно и охраняется законом. Приостановление деятельности и принудительная ликвидация хозяйственного субъекта, являющегося частным предпринимателем, может иметь место только по решению суда.

В условиях свободного предпринимательства существует ряд проблем, связанных с государственным регулированием экономики:

•               Зачастую правительство менее информировано, чем частные лица, так как точная информация дорого стоит;

•               Природные монополии, услуги которых наиболее экономно предоставляются одной единственной фирмой «газоснабжения, водоснабжения, телефонизация»;

•               Внешние издержки, не отражаемые на цене или нормальном функционирование рынка, при котором государство должно корректировать перепроизводство и чрезмерное потребление товаров и услуг, ведущих к внешним затратам;

•               Обеспечение государством экономики нужным количеством денег;

•               Потребление общественных товаров, то есть таких, в потреблении которых участвуют все граждане (единая энергосистема, национальная оборона, национальные сети коммуникаций).

В Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г., особо отмечен пункт 4 статьи 25 провозгласивший право каждого гражданина на свободу предпринимательской деятельности.

Постановлением Кабинета министров Республики Казахстан № 912 от 17 августа 1994 г. были утверждены планы заданий и мероприятий по реализации государственной поддержки и развития предпринимательства в Республики Казахстан на 1994-1996 гг. В конце 1995 г. была принята Программа действий правительства Республики Казахстан по углублению экономических реформ на 1996-1998 гг. в которой в качестве одной из основных задач также определено усиление государственной поддержке предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса. Затем были приняты Указы Президента Республики Казахстан от 14 июня 1996 г. «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности» и от 6 марта 1997 г. «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства».

Правительством Республики Казахстан опубликован ряд постановлений: от 14 марта 1997 г. № 325 «Об образовании республиканского информационно-выставочного центра малого предпринимательства», от 26 апреля 1997 г. № 665 «О создании фонда развития малого предпринимательства», от 4 июня 1997 г. № 923 «Об утверждении Положения о порядке поддержке создания новых рабочих мест и развития индивидуального предпринимательства из средств государственного фонда содействия занятости».

Дальнейшее развитие предпринимательство получило на основании подписанных 19 июня 1997 г. Законе РК «Об индивидуальном предпринимательстве» и 7 июля 1997 г. Указе Президента Республики Казахстан «О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан», в которых подчёркивалось, что под индивидуальным предпринимательством, которое трактовалось как вид частного предпринимательства, понимается «инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность».[9]

В качестве субъектов индивидуального предпринимательства закон определил физических лиц, занимающихся этой деятельностью «без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица». Можно отметить следующие положительные моменты:

•                 Созданы льготные условия для получения кредитов;

•                 Созданы законодательные возможности для покупки в рассрочку производственных объектов и площадей, офисных помещений, а также их аренда или доверительное управление;

•                 Определены приоритеты деятельности;

•                 Упрощена процедура создания и регистрация частных предпринимателей и частных предприятий, а также открытие ими счётов в банках второго уровня.

Главным координатором и проводником в жизнь государственной политики и поддержке и развитию малого предпринимательства в Казахстане является созданный в 2003 году Департамент поддержки малого предпринимательства Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан. При нём созданы два экспертных совета.

Первый - из представителей предпринимательских структур по поддержке малого бизнеса для изучения проектов нормативных и законодательных актов.

Второй - межведомственный, из представителей заинтересованных министерств и ведомств, который занимается реализацией Указа Президента по активизации предпринимательской деятельности.

Практический опыт показывает, что вследствие обилия нормативных правовых актов возможны сложности из-за сохранения многих старых законов, а также повторение и дублирование их в новых по некоторым позициям.

Необходимо тщательно продумать и осуществить конкретные меры по устранению или максимальному снижению отрицательного действия таких тормозящих развитие предпринимательства фактов, как:

•      Недостаточно развитая политическая система и непостоянство нормативной правовой базы;

•      Непостоянство системы налогообложения;

•      Недоступность кредитов и за высокой разницы между процентной ставкой, назначаемой банками, и уровнем инфляции;

•      Низкий покупательский спрос населения;

•      Проблемы во взаимоотношениях с партнерами и конкурентами, как внутри Казахстана, так и за его пределами;

•  Слабая профессиональная подготовленность работников малых предприятий. В этом плане целесообразность использовать возможности не только государственных органов, но таких негосударственных институтов, как Центр деловых связей и Центральноазиатско-американский фонд поддержки предпринимательства в Казахстане. Должен сыграть свою положительную роль и Консультативный совет государств - участников СНГ по поддержке и развитию малого предпринимательства, созданный после подписания 17 января 1997 г. соответствующего соглашения правительствами государств содружества.

Органы исполнительной и законодательной власти особо уделяет внимание проблемам институциональных преобразований, что нашло свое отражение в Гражданском кодексе Республики Казахстан, ряде законодательных актов, программных документах по углублению экономических реформ.

Основные действенные меры правительства связанны с реализацией Указа Президента Казахстана «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997 г. В соответствии с данным указом:

•                Создан государственный институт поддержки малого предпринимательства (Департамент поддержки малого предпринимательства министерства экономики и торговли Республики Казахстан);

•      Приняты законы «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Об индивидуальном предпринимательстве», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства»;

•      Сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг осуществляемых ими;

•      Образован Фонд развития малого предпринимательства;

•      Установлен минимальный размер кредитования субъектов малого предпринимательства всеми банками второго уровня (не менее 10 % от основного долга кредитного портфеля банка).

Зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что предпринимательство выполняет важнейшие функции национальной экономики обеспечивая особый механизм воспроизводства рыночных отношений через сбалансирование спроса и предложения, а также оказывая значительное влияние на активизацию человеческих ресурсов инновационный потенциал.[10]

Результатом развития законодательной базы о частном предпринимательстве, с учетом наработанного опыта, стало принятие Законов Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года, № 124 – III[11] и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства» от 31 января 2006 года N 125.[12]

Статья 4 Закона «О частном предпринимательстве» определяет основы правового регулирования частного предпринимательства. Основными целями государственного регулирования частного предпринимательства являются создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства и защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства.

Здесь же определены основные принципы государственного регулирования частного предпринимательства:

- гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки;

- равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;

- гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов частного предпринимательства);

- приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;

- участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства.[13]

2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Правовая характеристика незаконного предпринимательства.


Глава 7 УК РК определена законодателем как преступления в сфере экономической деятельности. В нее включены 36 составов преступлений. В сравнении с УК Казахской ССР в УК Республики Казахстан декриминализированы такие деяния, как: преступная бесхозяйственность, приписки и другие искажения государственной статистической отчетности; разукомплектование сельскохозяйственных машин, самовольное сенокошение; самовольный захват воды; нарушение правил торговли; незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов; продажа товаров и оказание услуг по ценам и тарифам, превышающим предельный уровень. Перечисленные восемь составов, в прежнем Уголовном Кодексе включены в главу «Хозяйственные преступления», предполагают плановую экономику и государственную монополию. В связи с тем, что последние несовместимы с основами рыночной экономики, они не стали признаваться преступлением. Вместе с тем в главу включены 24 новые статьи, предусматривающие ответственность за деяния, дестабилизирующие процесс становления экономики РК.

В юридической литературе предлагается различная классификация преступлений в сфере экономической деятельности. Рассмотрим одну из них.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты