Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 17 октября 1921 г. "О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ" было установлено, что при отсутствии надлежащего разрешения на хранение оружие и взрывчатые вещества подлежали обязательной безвозмездной сдаче государству: "В случае их обнаружения конфискуются с привлечением их хранителей к уголовной ответственности".

Учитывая, что главными пользователями оружия являлись вооруженные силы и иные воинские формирования, в первые годы Советской власти вопросы ответственности за незаконный оборот оружия, в том числе и за его хищения, нашли также отражение в правовых актах об ответственности за совершение воинских преступлений.

Положение о революционных военных трибуналах, утвержденное ВЦИК РСФСР 20 ноября 1919 г., классифицировало преступления, совершаемые военнослужащими. К группе специальных воинских преступлений было отнесено "похищение, умышленное повреждение и уничтожение предметов вооружения, обмундирования, снаряжения, всех прочих видов военного имущества, а равно и промотание тех же предметов".

Постановлением ВЦИК РСФСР от 8 апреля 1920 г. о комиссиях по борьбе с дезертирством указывалось, что лица, совершившие одно из перечисленных в нем преступлений, в том числе "похитившие при побеге казенное обмундирование, кроме носимого на себе, или унесшие оружие и снаряжение", подлежали передаче ревтрибуналам.

Рассмотренные декреты сыграли значительную роль в борьбе с незаконным оборотом оружия в первые годы Советской власти.

24 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 июня 1922 г., в котором указывалось, что изготовление, приобретение или сбыт взрывчатых веществ или снарядов без соответствующего разрешения при том условии, что "не доказана преступная цель учинения этих деяний", наказывались лишением свободы на срок не ниже шести месяцев (ст. 93).

Виновные в нарушении законодательства о провозе за границу предметов, указанных в Декрете СНК РСФСР от 17 октября 1921 г. "О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ", в том числе оружия и взрывчатых веществ, подлежали на основании ч. 2 ст. 97 УК РСФСР лишению свободы на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией, при отягчающих обстоятельствах к ним применялась высшая мера наказания.

Хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения наказывалось принудительными работами (ст. 220). Предметом данного преступления являлось любое огнестрельное оружие.

Постановление ВЦИК РСФСР от 16 октября 1924 г. "О дополнениях и изменениях Уголовного кодекса РСФСР" декриминализировало ряд противоправных деяний, предусмотренных УК РСФСР, и за незаконное хранение оружия была установлена административная ответственность в виде принудительных работ до трех месяцев или штрафа до 300 рублей.

22 ноября 1926 г. второй сессией ВЦИК XII созыва был принят Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 января 1927 г.

Ответственность за незаконный оборот оружия в УК РСФСР 1926 г. предусматривалась ст. 182, установившей, что "изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без надлежащего разрешения" наказывались принудительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одной тысячи рублей, с конфискацией, во всяком случае, названных веществ, снарядов, оружия".

Особенность ст. 182 УК РСФСР 1926 г. заключалась в том, что она объединила диспозиции ст. ст. 93 и 220 УК РСФСР 1922 г., охотничье оружие не являлось предметом преступления. Деяние, предусмотренное ст. 182 УК, было отнесено в главу "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок".

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 5 августа 1929 г. дополнило ст. 182 УК РСФСР частью второй об ответственности за пересылку по почте взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ и предметов, таких как порох, патроны и т.п., а также едких кислот и других едких веществ, карающуюся принудительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одной тысячи рублей с конфискацией почтового отправления.

В дальнейшем ответственность за изготовление, хранение, покупку, сбыт огнестрельного оружия была ужесточена. По предложению Президиума ЦИК СССР Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1933 г. ст. 182 УК РСФСР была изменена и изложена в новой редакции.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 г. "О мерах борьбы с хулиганством" запрещалось без разрешения органов НКВД изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и иного холодного оружия, на основании чего ст. 182 УК РСФСР была дополнена частью четвертой, в соответствии с которой в качестве меры наказания устанавливалось лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией оружия.

В примечании к ст. 182 говорилось, что действие части четвертой не распространяется на хранение и ношение холодного оружия в местностях, в которых ношение холодного оружия связано с условиями быта и является принадлежностью национального костюма. К указанным местностям Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 сентября 1935 г. были отнесены: а) национальные республики и области РСФСР (Дагестанская АССР, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Карачаевская, Черкесская, Чечено-Ингушская, Адыгейская автономные области), где ношение холодного оружия (кинжала) является принадлежностью национального костюма; б) сельские местности Карельской АССР - финские ножи; в) районы Крайнего Севера РСФСР, где ношение холодного оружия (охотничьего ножа) необходимо по условиям быта или промысла.

В зависимости от целей виновного незаконный оборот оружия в ряде случаев охватывался составом государственных преступлений (глава первая УК). Например, ст. 582 предусматривала ответственность за вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах и, в частности, с целью насильственно отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры. В комментарии к Уголовному кодексу под редакцией М.Н. Гернета и А.Н. Трайнина говорилось: "Так как ныне согласно ст. 19 Уголовного кодекса карается не только покушение, но и приготовительные действия, то ст. 582 охватывает: а) закупку оружия; б) вербовку людей в банды; в) оборудование складов оружия, устройство почтовой, телеграфной или особыми курьерами связи между отдельными участниками, подготавливающими преступления..."

В соответствии со ст. 58.11 УК РСФСР всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе (о государственных преступлениях) преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из государственных преступлений, влекло за собой меры социальной защиты, которые указаны в соответствующих статьях данной главы. При этом организационная деятельность могла выражаться также и в приобретении оружия.

Особое значение имела деятельность государства по борьбе с незаконным оборотом оружия в годы Великой Отечественной войны. Широкомасштабные боевые действия, оккупация немецко-фашистскими войсками ряда республик и областей Советского Союза способствовали тому, что на руках у населения оказалось значительное количество оружия. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 16 января 1942 г. N 1156 "О сдаче трофейного имущества" предписывалось всем гражданам, проживающим в освобожденных Красной Армией населенных пунктах, в течение 24 часов сдать воинским частям, органам НКВД или местным органам власти все оружие, боеприпасы и другое имущество, оставленное противником, а также имущество, принадлежавшее воинским частям Красной Армии, государственным или общественным организациям и присвоенное во время оккупации. Граждане, не выполнившие требования данного Постановления и не сдавшие в указанный срок оружие и боеприпасы, подлежали ответственности по ст. 182 УК РСФСР, в случае злостного уклонения от сдачи - по ст. 58.14 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. В соответствии с Приказом Народного комиссара юстиции СССР от 28 января 1942 г. лица, виновные в порче оружия, боеприпасов, военного имущества, а также уклоняющиеся от их сдачи, подлежали штрафу до 3000 рублей или лишению свободы на шесть месяцев. Умышленное повреждение или злостное уклонение от сдачи имущества предполагало привлечение к ответственности по ст. 58.14 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

Уголовные кодексы РСФСР 1922 г. и первоначально 1926 г. не содержали специальных норм о хищении огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ. Ответственность за совершение данных преступлений наступала по статьям об имущественных и иных преступлениях. Например, ч. 2 ст. 193.10 УК РСФСР 1926 г. предусматривала уголовную ответственность военнослужащих за противозаконное отчуждение (промотание) "выданных для служебного употребления холодного или огнестрельного оружия, патронов и лошади", что влекло за собой наказание в виде лишения свободы на срок не ниже одного года. Если указанное преступление совершалось в военное время или в боевой обстановке, то в качестве наказания предусматривалось лишение свободы на срок не ниже трех лет или применение высшей меры социальной защиты. В качестве соучастников вместе с военнослужащими, отчуждавшими указанное имущество, привлекались к уголовной ответственности и подлежали аналогичному с ним наказанию и лица, которые приняли от них похищенное. Такими лицами могли быть как военнослужащие, так и гражданские лица. Для привлечения этих лиц к ответственности по ст. 193.10 необходимо было доказать, что они действовали умышленно, то есть достоверно знали, что сбывающий имущество является военнослужащим, а имущество - казенным.

На основании Постановления ЦИК и СНК от 6 февраля 1929 г. "Об усилении уголовной ответственности за хищение оружия и огнестрельных припасов" УК РСФСР был дополнен ст. 59.3а и 166-а, которые явились специальными нормами, предусматривающими ответственность за совершение рассматриваемых хищений.

Статьей 59.3а УК РСФСР, расположенной в главе "Преступления государственные", были предусмотрены тяжкие виды этого преступления: тайное или открытое похищение огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов, если оно совершено из складов и хранилищ РККА, военизированной охраны и военизированной пожарной охраны предприятий и сооружений, которые имеют особое государственное значение, милиции, экспедиции подводных работ, исправительно-трудовых учреждений, тылового ополчения и трудовых частей из лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям, а также из мест постоянного или временного расположения их частей - в тех случаях, когда огнестрельное оружие, части к нему и огневые припасы находились под охраной или особым наблюдением.

Статья 166-а УК РСФСР, предусматривавшая уголовную ответственность за тайное или открытое похищение огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и мелкокалиберного) и огневых припасов к нему, при том условии, что оно не содержит признаки состава преступления, предусмотренного ст. 59.3а УК РСФСР, была помещена в главу об имущественных преступлениях, что, как справедливо отметил Г.А. Кригер, не отражало социальной сущности этого преступления и характер его общественной опасности.

Хищения огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, совершаемые организованными группами или в значительных размерах, в судебной практике квалифицировались по Закону от 7 августа 1932 г. "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопераций и укреплении общественной социалистической собственности", при наличии признаков бандитизма - по ст. 593 УК РСФСР, предусматривавшей ответственность за бандитизм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты