Уголовно-правовая характеристика дезертирства

4) качественно новый уровень социальной защиты всех без исключения категорий военнослужащих.

Для социальной защиты военнослужащего следовало бы:

а) наладить солдатский быт; б) позаботиться об офицерском быте[36]; в) учесть увольнение военнослужащих из части, отпуск с выездом к месту постоянного проживания - это естественное право солдат, а не форма поощрения или наказания; г) предоставить военнослужащим срочной службы возможность откладывать свои денежные сбережения или отправлять их домой; д) должно быть надёжно защищено будущее увольняющегося военнослужащего[37]. Для этого за время службы у него должна быть возможность: получения высшего или специального образования. Также можно было бы сохранить и расширить льготы для поступающих в различные учебные заведения.

5) законодательное регламентирование функциональных обязанностей Вооружённых Сил

Среди первоочередных законодательных актов необходимо принять и внести поправки в законы и уставы: - Закон об обороне (или Закон о Вооружённых Силах); Закон об альтернативной гражданской службе; Закон об уголовной ответственности за воинские преступления, совершаемые в военное время; Закон о военных дознавателях; Дисциплинарные и другие уставы Вооружённых Сил.

6) совершенствование института офицеров-воспитателей с тем, чтобы военнослужащим, особенно в первые месяцы их службы, было к кому обратиться в трудную минуту. Так, 13% военнослужащих отметили, что за время их службы были периоды, когда жизнь, казалась им невыносимой и они были готовы «свести с ней счеты», при этом 11% из них не обращались за помощью, так как не верили в способность командиров помочь им. Офицеры-воспитатели должны быть тесно связаны с военкоматом, откуда призывались юноши, знакомиться с личными делами призывников. По другим данным процент не верящих в помощь командира достигает 37%.

7) немедленное, реальное введение альтернативной гражданской службы. Действующее конституционное положение (п. 3 ст. 59 Конституции РФ) должно быть не декларированным, а реальным. Поскольку от человека, не желающего служить в армии трудно ожидать серьёзного отношения к своим обязанностям, и у насильственно призванного юноши спонтанно возникает чувство протеста, выражающееся в совершении какого-либо правонарушения или преступления, а именно в самовольном оставлении части или места службы, дезертирства.

Мне представляется, что будущее Российской армии следует быть профессиональной. Иначе говоря, служба, как и прежде должна быть обязательной, но с условием возможного альтернативного выбора у призывника (альтернативная гражданская служба). У военнослужащих должен быть контракт с достаточно высокой оплатой их труда. Это позволит существенно повысить степень их материальной ответственности (возмещение причиненного ущерба). Уровень затрат на содержание профессиональной армии следует просчитать, но по нашему мнению, он не будет существенно превышать сегодняшний, если учитывать борьбу с «уклонистами, дезертирами», ущерб, причиняемый хищениями.

2. Перестроить работу органов военной юстиции и, прежде всего военных дознавателей. С этой целью необходимо принять нормативный акт о военных дознавателях, которые должны быть подчинены по команде Министру Обороны, и выполнять функции работников милиции в Вооруженных силах Военный дознаватель должен: а) иметь юридическое образование; б) обладать навыками оперативно-следственной работы; в) быть выведенными из штатов воинской части и из подчинения командира; г) действовать в строгом соответствии с законом и направлением деятельности военной прокуратуры, выполнять все законные указания и требования прокурора и следователя[38].

3.Необходима подготовка призывников.

Для улучшения подготовки призывного контингента мы полагали бы необходимым: 1) создать единый центр по подготовке призывников с широкой сетью филиалов при РВК; 2) прекратить набор призывников негодных к службе по состоянию здоровья; 3) заранее информировать призывников о будущем месте службы и предполагаемом роде войск; 4) у призывника должен быть сознательный выбор военной службы.

4.Дисциплинарная и уголовная ответственность

Ответственность военнослужащих должна быть дифференцируема, т.е. в зависимости от общественной опасности содеянного, наступивших последствий и личности правонарушителя должна наступать дисциплинарная или уголовная ответственность.

В Дисциплинарный устав, на мой взгляд, необходимо ввести специальную статью об ответственности за правонарушения в сфере межличностных

отношений («дедовщина»), которая является одной из причин преступлений уклонения от военной службы и в которой следует предусмотреть достаточно суровые виды взысканий, например: а) обычный арест; б) строгий арест; в) сверхурочные работы; г) неувольнение из части и др.

В Дисциплинарном уставе следует также предусмотреть ответственность за совершение проступков корыстной направленности, которые не подпадают под сферу действия уголовного закона. Кроме того необходимо продумать систему мер, позволяющих увольнять из армии офицеров, замеченных в нарушении этических норм. Это даст возможность успешнее бороться с фактами коррупции на самой ранней стадии ее зарождения[39].

5.Улучшение жизнедеятельности дисциплинарных воинских частей. (ДВЧ)

Для большинства потенциальных правонарушителей дисциплинарная воинская часть (ДВЧ) представляет собой серьёзную форму устрашения. Вместе с тем в ДВЧ содержатся разные правонарушители. Большинство находящихся в ДВЧ осуждены на срок до двух лет. Заметим, что все осужденные делятся на несколько категорий - лидеры, специалисты, бесконвойные (отсидевшие не менее 1/3 срока и работающие за пределами части), склонные к побегу по различным причинам (от притеснений со стороны сослуживцев до сложных семейных обстоятельств), люди с расстроенной психикой. Характерно, что в ДВЧ опять встречаются «деды» и их жертвы. Но только теперь и те, и другие имеют за плечами опыт пребывания в следственных изоляторах. Проблема предупреждений преступлений связана с проблемой перестройки деятельности ДВЧ[40].

Улучшение положения ДВЧ в следующем:

а) законодательное закрепление положения о том, что в ДВЧ продолжают действовать воинские уставы со всеми вытекающими последствиями; б) к работе в ДВЧ должны привлекаться только профессиональные военные, включая охрану; в) в ДВЧ следует создать специальную психологическую службу по реабилитации военнослужащих - правонарушителей; г) необходим гибкий подход в вопросе о совместном отбывании наказания «дедами» и военнослужащими, которые оставили воинские части из-за их притеснений; д) освобождение из ДВЧ должно быть строго индивидуализировано[41]. Например, в нашей практике был случай, когда военнослужащий, осужденный по ст. 335 YK РФ к одному году службы в ДВЧ, за примерное поведение был освобожден намного раньше назначенного ему военным судом срока и прибыл обратно в туже часть, к тем военнослужащим, над которыми он издевался. Ни к чему, кроме как обострение отношений между военнослужащими, это освобождение не привело. Более того, среди других старослужащих, которые также совершали преступления, но не были пойманы и разоблачены, прибывший «дед» стал пользоваться особым «авторитетом».

Криминологические проблемы предупреждения правонарушений и преступлений в сфере уклонения от военной службы представляют собой целый комплекс явлений и процессов, разрешение которых связано с реализацией различных мероприятий как внутри армии, так и за её пределами. Откладывать реализацию этих мероприятий - значит усугублять и без того шаткое положение армейских структур. Вместе с тем, предлагая некоторые направления по предупреждению правонарушений в сфере уклонений от прохождения военной службы, мы исходили из сложившихся реалий и ограничились первоочередными, но необходимыми мероприятиями, которые нужно провести в армии, чтобы снизить уровень преступлений и правонарушений, а именно - самовольных оставлений части или места службы и дезертирства[42].

Исходя из причин и условий, способствующих уклонениям от военной службы, можно выделить несколько основных направлений работы по их предупреждению. К ним относятся меры организационного, воспитательного, дисциплинарного и уголовно-правового характера.

Организационно - управленческие меры. Строгое соблюдение уставных требований жизни и деятельности частей и подразделений - важнейшая организационная мера по предупреждению правонарушений среди военнослужащих. Добиться организации, дисциплины и порядка нельзя любыми методами. Это достигается организацией порядка всюду, где живут и действуют военнослужащие. Борясь за укрепление воинской дисциплины, командир должен действовать только по закону и уставу. Также строго должно соблюдаться правовое положение военнослужащих, командиры должны заботиться о здоровье, питании, материально-бытовых условиях жизни личного состава, обеспечить защиту их от «дедовщины».

Важными организационно-управленческими мерами по предупреждению преступлений самовольного оставления части и дезертирства являются:

- надлежащий контроль за нахождением личного состава на занятиях и работах;

- контроль за законностью убытия военнослужащих в лечебные заведения, отпуска и командировки, а равно за своевременностью их возвращения в часть;

- обеспечение образцового выполнения своих обязанностей лицами суточного, наряда. Использование для контроля над личным составом вечерних поверок, утренних осмотров и построения для следования на прием пищи, развода на работы и пр.;

- разумную организацию досуга личного состава;

- наиболее целесообразную расстановку офицеров по подразделениям, по кораблям - офицеров, мичманов, старшин;

- строгий, в соответствии с уставом, порядок увольнения из расположения воинской части, корабля;

- повседневный контроль со стороны командиров и начальников за обеспечением личного состава положенными видами довольствия, организацией питания и быта;

- постоянную, решительную борьбу с неуставными взаимоотношениями, попустительством и безнаказанностью за эти нарушения;

- искоренение самовольных отлучек, неотвратимость ответственности за каждый такой случай;

- контроль за хранением печатей, бланков, увольнительных записок и отпускных билетов - надежное средство борьбы с уклонениями путем подлога

,' документов или иного обмана;

- предупреждение уклонений от военной службы требует тщательного медицинского освидетельствования с целью выявления военнослужащих, необоснованно призванных на военную службу по состоянию здоровья (2 раза в год),

- немедленный доклад по команде об отсутствии военнослужащих в подразделении, на кораблях;

- организацию розыска отсутствующего без уважительных причин военнослужащего;

- охрану личных вещей оставившего часть военнослужащего, его документов, дневников, писем, записных книжек, альбомов и других предметов, поскольку, в дальнейшем они могут потребоваться для изучения мотивов и цели самостоятельного оставления части и последующих действий правонарушителя.

Приведенный выше перечень мер организационного характера по предупреждению уклонений от военной службы, естественно, не является исчерпывающим. Выбор этих мер зависит от конкретной обстановки.

Меры воспитательного характера. Основой воспитания личного состава в целях предупреждения уклонений от военной службы является формирование социально-полезных интересов и потребностей у военнослужащих, оказание оступившимся педагогической, психологической и социальной помощи. Этот путь является оперативным и перспективным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты