Содержание игорных притонов - систематическое предоставление или использование какого-либо помещения для проведения азартных игр на деньги (в карты, кости и пр.)
Ст. 228 УК РСФСР называлась "Изготовление или сбыт порнографических предметов" и предусматривала уголовную ответственность за "Изготовление, распространение или рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера, а также торговля ими или хранение с целью их продажи или распространения".
Объектом данного преступления Б.А. Куринов называл нравственное здоровье населения.
Порнографические сочинения, печатные издания или иные предметы порнографического характера понимались как непристойные издания, цинично изображающие половую жизнь людей и имеющие своей целью нездоровое возбуждение половых инстинктов.
Под изготовлением понималось печатание любым способом (на машинке, в типографии, на ротаторе и т.д.), рисование, лепку с натуры или по памяти, изготовление фотографий полового акта, создание кинофильмов того же содержания и т.п.
Распространение, рекламирование или торговля - это продажа порнографических изданий и отдельных предметов, выставление их для всеобщего обозрения, дарение и тому подобные действия, направленные на ознакомление многих лиц с такого рода изображениями и изделиями. Хранение указанных изданий, изображений и иных предметов было наказуемо по ст. 228 только в тех случаях, когда лицо хранит их с целью продажи или распространения среди других граждан.
С субъективной стороны данное преступление предполагало наличие у виновного прямого умысла и цели ознакомления (в любой форме и любым способом) других граждан с этими порнографическими изданиями и предметами.
Ст. 229 УК РСФСР "Надругательство над могилой", в ее диспозиции сказано: "Надругательство над могилой, а равно похищение находящихся в могиле или на могиле предметов".
Объектом преступления являлись нравственные, моральные устои советских граждан. Такого рода преступные действия оскорбляли моральные чувства советских граждан, наносили им душевные травмы, противоречили социалистическому образу жизни.
Ст. 230 УК РСФСР "Умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников истории и культуры" также состояла из одной части, диспозиция которой имела редакцию: "Умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства". Закон Союза ССР от 29.10.1976 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" установил, что все памятники истории и культуры охраняются государством. К таким объектам были отнесены имеющие научное, историческое или художественное значение произведения архитектуры (здания и иные сооружения), памятники искусства (картины, скульптуры и т.п.), археологии (раскопки или археологические находки), исторические памятники, т.е. сооружения и места, связанные с важными историческими событиями в жизни народов СССР (мемориальные комплексы, памятники героям и т.д.). Закон об охране природы в РСФСР давал определение объектов природы, взятых под охрану государства. К ним относили типичные ландшафты, редкие и достопримечательные объекты живой и неживой природы, характерные или уникальные примеры природных условий отдельных зон и физико-географических областей, ценные в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношении и т.д. Для квалификации совершенного по ст. 230 преступления необходимо было установить, что подвергшийся уничтожению, разрушению или порче объект памятников истории и культуры был взят под охрану государства. Это означало, что соответствующий орган власти принял решение об его охране, о чем было доведено до сведения граждан путем публикации в периодической печати сообщения, информации о принятом решении либо на объекте (в месте его расположения) сделана об этом надпись, установлена памятная доска и т.п. Во всяком случае, граждане должны быть заранее информированы о принятом властями решении, отмечено в юридической литературе.
Таким образом, исследование истории уголовного законодательства позволило увидеть возникновение, изменение и совершенствование норм, предусматривающих ответственность за преступления, посягающие на общественную нравственность с истоков уголовного права России, а также проанализировать становление общественной нравственности как объекта уголовно-правовой охраны.
2. Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны
В научной литературе вопрос о понятии нравственности неоднозначен, следует отметить, что юристы высказывают различные взгляды о круге общественных отношений, составляющих его суть, а поэтому каждый из них по-своему определяет это объективно существующее социальное явление.
Нормы морали (нравственности) - это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций. К числу спорных вопросов относится, тождественными ли понятиями являются "мораль" и "нравственность", надо ли разграничивать эти понятия. По мнению B.C. Нерсесянца между этими понятиями можно провести линию разграничения. А именно: в сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни. Нравственные нормы - это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Следовательно, здесь имеет место "согласованное действие обоих регуляторов - морального и нравственного".
Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим корректировать свои поступки и поведение. Существует и такое понятие, как "нравственное сознание". Нравственное сознание, указывает А.С. Кобликов, является одним из элементов морали, представляющим ее субъективную сторону. Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М.С. Строгович писал: "Нравственное сознание - это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения.
Подчеркивал общественное назначение нравственности и выдающийся русский философ B.C. Соловьев: "Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз и навсегда в Слове Божьем и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили, как попугаи, или разбавляли собственною болтовнёю, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности".
Из определения нравственности указанными учеными видно, что нравственность всегда общественна. Такое толкование нравственности представляется нам верным. Поэтому, на наш взгляд, законодателю в названии главы 25 УК РФ не было необходимости делать акцент на общественность нравственности, называя ее "общественная нравственность".
С.А. Номаров пишет: "Общественная нравственность покоится на системе норм и правил, идей, обычаев и традиций, господствующих в обществе и отражающих в себе взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категории добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.".
Предлагают понятие общественной нравственности и ученые в области уголовного права в контексте определения объекта преступлений, посягающих на нее. Так, общественная нравственность, указывает А.Б. Мельниченко, - это совокупность общественных отношений, обеспечивающих соблюдение норм и правил поведения, представлений о чести, долге, справедливости, добре и зле, сложившихся в обществе. Э.Ф. Побегайло считает, что общественная нравственность - это господствующая в обществе, выработанная населением система правил поведения (норм), идей, традиций, взглядов о справедливости, долге, чести, достоинстве. А.В. Наумов определяет общественную нравственность как объект преступлений - принципы и нормы поведения людей в обществе, выражающие представления о добре и зле, справедливости, общественном долге, гражданственности и т.п.
Вышеперечисленные категории: честь, долг, справедливость, добро, охватываются одним понятием - общечеловеческие ценности. Поэтому, на наш взгляд, более широким и одновременно более точным будет следующее определение общественной нравственности: общественная нравственность - это совокупность общественных отношений, обеспечивающих соблюдение норм и правил поведения, представлений об общечеловеческих ценностях, сложившихся в обществе.
Правильное определение объекта посягательства предоставляет возможность определить юридическую природу конкретного преступления. Без правильного определения объекта невозможно правильное размещение норм, предусматривающих уголовную ответственность за различные преступления в соответствующих главах Уголовного кодекса РФ. Так, предметом ст. 245 УК РФ являются животные (домашние, дикие), предметом ст. 258 УК РФ - также животные (дикие). Объективная сторона обоих составов характеризуется действиями, направленными на гибель и увечья животных. Субъективная сторона обоих состав - умышленная форма вины, субъекты общие (лица, достигшие 16 лет). Только объект преступного посягательства играет решающую роль в помещение данных норм в разные главы Уголовного кодекса РФ - ст. 245 УК РФ в главу 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности", как преступление, объектом посягательства которого является общественная нравственность, а ст. 258 УК РФ - в главу 26 "Экологические преступления", так как объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере охраны и рационального использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.
Таким образом, объект преступления - это общественные отношения, охраняемые уголовным законом, на которые направлено конкретное посягательство и которым преступлением причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда. Все посягательства на общественную нравственность можно подразделить на такие виды: а) аморальный проступок; б) административное правонарушение; в) преступление. Они различаются между собой по тяжести нарушений общественных отношений, являющихся содержанием общественной нравственности. Тяжесть таких нарушений зависит от многих объективных и субъективных факторов: специфики нарушаемых отношений общения между людьми, серьезности последствий, способа, места, времени нарушения, формы вины, характера мотивов и целей, личности нарушителя и т.п. Критерий для разграничения посягательств на общественную нравственность усматривается также в содержании, особенностях и видах нарушаемых социальных норм, регулирующих и охраняющих общественную нравственность. В основу разграничения анализируемых посягательств положен и характер применяемых санкций, то есть характер ответственности виновных. Такая ответственность может быть различной - моральной, общественной, юридической.
Преступления против общественной нравственности относятся к наиболее тяжким нарушениям из вышеуказанных, так как за них предусмотрена уголовная ответственность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12