Уголовное право и судебный процесс в Германии

В связи с образованием СССР было принято 24 октября 1924 г. Положение о Верховном Суде СССР. Он учреждался в целях утверждения революционной законности на территории Союза ССР, его судьи назначались Президиумом ЦИК СССР. Верховный Суд действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. Он был судом первой инстанции по делам исключительной важности. Правом пересмотра дел, разрешенных судами союзных республик. Верховный Суд СССР не обладал.

С принятием Конституции СССР 1936 г. судебная система в стране была перестроена. В соответствии с Конституцией правосудие в СССР осуществляли: Верховный Суд СССР, Верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные суды, народные суды, а также специальные суды СССР, создаваемые по постановлению Верховного Совета СССР. Конституция СССР декларировала демократические принципы судебного процесса: выборность судей и народных заседателей, участие народных заседателей при рассмотрении дел во всех судах, ведение судопроизводства на национальном языке, открытое разбирательство дел, обеспечение обвиняемому права на защиту, независимость судей и подчинение их только закону. Однако положения Конституции оказались лишь ширмой, за которой начинались беззакония и произвол тридцатых годов, массовые репрессии в отношении ни в чем неповинных людей, которые объявлялись "врагами народа" и уничтожались. "Теоретическое обоснование" этой кровавой политике в начале 1937 г. дал Сталин, который утверждал, что по мере успехов социализма в стране классовая борьба будет обостряться и, следовательно, будет усиливаться деятельность вредительских, террористическо-диверсионных и других антисоветских организаций. Сталин не ограничился "теорией", а лично активно участвовал в проведении незаконных репрессий, требовал от НКВД "наверстывать упущенное" по этой части.

Были предприняты законодательные меры по созданию условий для быстрой и жестокой расправы с жертвами ложных обвинений, упразднению элементарных процессуальных гарантий личности. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. учреждено Особое совещание при Наркоме внутренних дел СССР. Этот орган получил право применять уголовную репрессию без суда "к лицам, признаваемым общественно-опасными". Возглавлял Особое совещание Нарком. В него входили заместители Наркома, уполномоченный НКВД по РСФСР, начальник Главного управления милиции, нарком внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело, Прокурор СССР или его заместитель. Постановлением ЦИК Союза ССР от 1 декабря 1934 г. был установлен чрезвычайный порядок расследования и рассмотрения дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти. Закон был принят с молниеносной быстротой в связи с убийством Кирова. Следствие должно было производиться в срок не более десяти дней, обвинительное заключение обвиняемому вручалось за одни сутки до рассмотрения дела в суде (а не за трое суток), дело слушалось без участия защитника и прокурора, кассационное обжалование приговора не допускалось, подача ходатайства о помиловании не допускалась, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно после его вынесения. Постановлением ЦИК Союза ССР от 14 сентября 1937 г. был установлен особый порядок производства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этот закон состоял в ограничении процессуальных гарантий, что позволяло расстреливать обвиняемых в вымышленных преступлениях немедленно после отклонения ходатайства о помиловании. С принятием чрезвычайных законов начался разгул репрессий, истребление выдающихся представителей культуры, военачальников, сотен тысяч рабочих и крестьян. Были проведены судебные процессы над мнимыми врагами народа, которые должны были способствовать созданию соответствующего общественного мнения, разоблачению шпионов и вредителей. По ряду громких дел государственным обвинителем выступал прокурор СССР Вышинский, который учил прокуроров тому, что бывают в жизни общества периоды, когда законы оказываются устаревшими и их надо отложить в сторону. Вышинский использовал судебную трибуну для организации расправы над выдающимися людьми, в том числе и с теми юристами, которые не соглашались с его теоретическими изысканиями. Инакомыслящих он обвинял в извращении ортодоксального учения и во вредительстве. Так были уничтожены "враги народа" на основе ложных обвинений Стучка, Пашуканис, Крыленко и другие известные юристы.

Начиная с 1953 г. приговоры по делам о контрреволюционных преступлениях были подвергнуты проверке и стали предприниматься меры по восстановлению справедливости. Наиболее одиозные представители карательных органов понесли наказание. Стала очевидной необходимость создания должных гарантий против повторения тех явлений, которые получили распространение с начала тридцатых годов. На очереди была реформа права, и прежде всего — судебная реформа. Она, собственно говоря, началась уже в 1953 г. с преобразования законодательства. Формировались новые взгляды судей и работников правоохранительных органов, обновлялся судейский корпус. Органы государственной безопасности были значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций и очищались от людей, повинных в нарушении законов. Чрезвычайные законы 1934 и 1937 гг. перестали применяться, а официально их отменили 19 апреля 1956 г. Было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 г., сужена компетенция военных трибуналов. В феврале 1957 г. было установлено, что уголовно-процессуальное законодательство принимают союзные республики, а не Союз ССР.

В 1958—1961 гг. была предпринята новая кодификация уголовно-процессуального законодательства. Основы уголовного судопроизводства приняты 25 декабря 1958 г. Уголовно-процессуальные кодексы союзных республик принимались в 1959—1961 гг. Принятие нового законодательства одновременно означало его реформирование. Оно стало более демократичным. Расширялись процессуальные гарантии личности, предусматривалось больше возможностей для ведения состязательного процесса и исправления ошибочных судебных решений. Судебная система организовывалась в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик от 25 декабря 1958 г. и законами о судоустройстве союзных республик. Закон о судоустройстве 1938 г. утратил силу.

Конституция СССР 1977 г., названная конституцией развитого социализма, содержала раздел VII "Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор". По сравнению с предыдущей Конституцией она внесла мало нового в правовое регулирование организации и деятельности судебного процесса, но в целом ее положения выглядели достаточно демократично. В нее были внесены некоторые изменения в декабре 1988 г. Был установлен запрет какого-либо вмешательства в деятельность судей и народных заседателей под угрозой ответственности по закону. Предусматривалось установление гарантий независимости судей и народных заседателей Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами. В Конституцию вносились изменения в декабре 1988 г. и декабре 1989 г. Срок, на который избирались судьи, был установлен в 10 лет вместо 5 начальных.


2. Уголовное право и судебный процесс в Германии конца 19 начала 20 века и их развитие


Как история нашего законодательства начинается Уложением царя Алексея Михайловича, так история уголовного права Германии ведет свое развитие от Кодекса Карла V, так называемой Каролины.

Родоначальником Каролины был Бамбергский уголовный устав, Bamberger Halsgerichtsordnung 1507 (так называемая mater Carolinae), введенный в 1516 г., с небольшими изменениями, в Бранденбурге). Автором обоих кодексов был Шварценберг (1463—1528), не юрист по профессии, но человек, обладающий большим здравым умом, народный поэт, друг гуманистов; задачей его трудов была ассимиляция уже усвоенного в то время Германией римского права и работ итальянских юристов с народно-правовыми воззрениями.

Эти работы послужили материалом и для имперского законодательства, первый проект коего был составлен по поручению Вормского рейхстага еще в 1521 г., но только на Регенсбургском сейме 1532 г. много раз переработанный проект сделался законом, и с тех пор известен, по имени императора Карла V, под названием Каролины (Constitutio criminalis Carolina, сокращенно цитируется С. С. С., или Peinliches Gerichts-Ordnung, сокращенно P. G. О.).

Хотя во введении к Каролине было сказано (так называемый salvatorische Clausel), что она не отменяет законов и прав отдельных государств, но тем не менее она сделалась основным источником общегерманского права и оставалась таковым до конца XVIII века, в течение двух с половиной веков, развиваясь путем судебной практики и сепаратных указов. Только с конца XVIII столетия начинается второй период германского законодательства, эпоха партикулярных кодексов.

Первым из таких партикулярных кодексов был Баварский 1751 г., codex juris bavarici criminalis, обработанный Крейтмайером; затем следовало прусское законодательство, allgemeines preussisches Landrecht, 1794 г., которого уголовная часть была обработана Клейном. Но наибольшую известность и влияние из всех этих кодексов получило Баварское уложение 1813 г., первоначально подготовленное Клейншродом, а окончательно выработанное Фейербахом. Позднейшие партикулярные кодексы создавались под сильным влиянием французского права; так, в особенности это влияние отразилось на Прусском уголовном уложении 1851 г. и Баварском 1861 г.

Вскоре после образования Северогерманского союза, а именно в 1868 г.), по предложению депутатов Вагнера и Планка германский рейхстаг обратился к союзному канцлеру с предложением подготовить проект союзного Уголовного уложения; предварительная подготовка проекта была поручена Фридбергу при содействии Rubo и Rudörf. В 1869 г. проект был окончен и опубликован, причем он вызвал целую литературу: все выдающиеся немецкие теоретики-криминалисты дали свои отзывы о проекте. В то же время была образована особая комиссия из семи лиц для рассмотрения проекта и сделанных на него замечаний; комиссия состояла преимущественно из практиков, и притом прусских; из известных в литературе не прусских юристов там был только д-р Шварце. Комиссия весьма скоро окончила свои работы, и 14 февраля 1870 г. проект уже был внесен в рейхстаг, где после не особенно значительных дебатов (главным образом по поводу смертной казни, которая при первом чтении была отвергнута 118 голосами против 81) был уже опубликован 8 июня 1870 г. и вступил в силу с 1 января 1871 г., а затем, ввиду образования Германской империи, в течение 1871 и 1872 гг. сделался Уголовным кодексом для всей Германской империи.

В 1876 г. Новеллой 26 февраля Кодекс был значительно дополнен и изменен, так что с 20 марта этого года действует в Германии Кодекс издания 1876 г. Из позднейших дополнений Уголовного кодекса нельзя не указать на Законы о банкротстве 1877 г., о ростовщичестве 1880 и 1893 г., о давности 1893 г., об открытии военных тайн 1893 г. и др.

Изданий Германского кодекса масса; лучшим считается издание Rüdorf a 1894 г. (17-е изд.), а из значительного числа комментариев —Olshausen a, 5-е т.д. 1897 г.; Oppenhof a, 14-е изд. 1901; Schwarze, 5-е изд. 1884 г.; Rüdorf, 4-е изд.

Кроме того, в Германии рядом с Уголовным кодексом действует значительное число специальных уголовных законов, вышедших частью до издания кодекса, частью после него; перечень этих законов можно найти в учебнике Листа и в руководстве Биндинга, а собрание у Hellweg und Arndt, Die deutsche Strafgesetzgebung, 1883 г., Stenglein, Die strafrechtlichen Nebengesetze des deutschen Reichs, 2-е изд. 1895 г. Сборник этих специальных законов вошел также в VII том материалов для пересмотра нашего уголовного законодательства, вып. 2, 1884 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты